Владимир Путин выступил на пленарном заседании Восточного экономического форума. Это мероприятие призвано рассказать инвесторам из Азии, как выгодно вложиться в развитие Дальнего Востока. Но Путин использовал форум, чтобы в очередной раз рассказать, что Запад якобы не разрешает Украине идти на переговоры с Россией.
По словам Путина, на фронте всё под контролем, поэтому Россия готова только на "стамбульские" условия мира. Единственное, что беспокоит Кремль, – демография. Для "сбережения народа", говорит Путин, государство делает многодетность модной и добивается мирового лидерства России.
Но у граждан РФ, судя по исследованию "Левада-центра", совсем другие приоритеты. Вопросы низкой рождаемости и мирового господства России не входят даже в топ-20 проблем, которые волнуют россиян.
Чего на самом деле граждане России хотят от своей страны? С какими проблемами борется Путин? И получится ли у него выдать воображаемые успехи за действительные?
Об этом в эфире "Лицом к событию" говорим с политиком Дмитрием Гудковым и социологом Дмитрием Дубровским.
Владимир Путин впервые назвал ситуацию в Курской области терактом. Но в остальном продолжает делать вид, словно нет ничего критического в том, что армия другой страны контролирует часть территории, признанной как территория России международным сообществом. От Курска до Владивостока, где сегодня на экономическом форуме и выступал Путин, по прямой больше шести с половиной тысяч километров. О войне там особо не говорили, хвастались экономическими успехами и грандиозными планами на так называемый Глобальный Юг. В путинской повестке дня разбирался корреспондент Радио Свобода Илья Козин.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Всё бы ничего, только вот полномасштабная война идёт более двух с половиной лет, отмечает политолог Фёдор Крашенинников:
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Впрочем, в рейтинге страхов и тревожностей россиян, по версии аналитиков "Левада-центра", война аж четвёртая. В первую очередь жителей России тревожат рост цен, коррупция и мигранты. Любопытно, что показатель тревожности из-за роста цен не пиковый за всю его историю, а её можно отсматривать на таймлайне и стыковать с кризисами внутри страны. Последним таким экономическим сбоем стала аннексия Крыма. А вот тревожность в связи с коррупцией и мигрантами резко возросла в последние полгода, то есть, можем предположить, после серии громких арестов генералов и атаки на "Крокус".
Сегодня на Восточном экономическом форуме с высоких трибун было мало так называемой геополитики и много внутрироссийских дел под аплодисменты армады чиновников. Как думаете, с чем это связано? Говорит политик Дмитрий Гудков:
Это все делает Путина абсолютно непригодным, очень токсичным партнером
– Очевидно, что после глобального конфликта со странами Запада Путин пытается продемонстрировать то, что есть и другой фланг – это страны Глобального Юга, есть Китай, с кем надо развивать сотрудничество. Россия в виду своего географического положения и размеров, по идее (если бы не Путин), должна была бы выстраивать отношения как со странами Запада, так и со странами Глобального Юга. Потому что за последние 20 лет страны Глобального Юга, конечно, не сравнялись, но почти, если брать Китай, со странами Глобального Севера. Просто абсолютно выгодно развивать сотрудничество, тем более у тебя есть Дальний Восток, есть все возможности для того, чтобы развиваться в том направлении. Когда ты хочешь выстраивать долгосрочные партнерские отношения с этими странами, но ты при этом устраиваешь кровопролитную войну с Украиной, когда твоя страна под санкциями, когда ты просто становишься токсичным партнером – это все делает Путина абсолютно непригодным, очень токсичным партнером, с которым можно, наверное, заключать какие-то краткосрочные сделки, чтобы использовать Россию в виде дешевой бензоколонки, но никакие долгосрочные проекты просто не строить.
Страны Глобального Юга себя не позиционируют как какой-то полюс против Запада, они занимают нейтралитет, со всеми выстраивают отношения. В принципе, их экономика растет благодаря западным экономикам. Очевидно, что для Китая американский рынок намного важнее, чем российский, – 1,5% ВВП, ну 2% от силы. Если вдруг Путин решил строить какую-то коалицию против стран Запада, то это абсолютно провальная политика. Грубо говоря, идея, наверное, правильная, а исполнение абсолютно неправильное. Более того, если мы говорим про какие-то долгосрочные союзы, то надо понимать: чтобы бизнес вкладывался долгосрочно своими деньгами, инвестировал во все эти проекты, бизнес должен понимать понятные правила игры, что он сможет защитить в судах свою собственность, что никакой Кадыров не придет и не отнимет. Этого с Путиным быть не может.
– Вы верите в возможность мирных переговоров с обменом территориями? Кремль вот лихорадит: то никаких переговоров с акторами теракта, как Путин высказался, то всплывает в памяти "стамбульский" формат. Как вы оцениваете их перспективность?
Я не верю в то, что Путин готов к каким-то мирным переговорам
– Я считаю, что пока Путину выгодно состояние войны. Потому что он даже немножко, правда, очень медленно, наступает. У него есть численное превосходство по пушечному мясу. У него есть надежда на то, что Запад устанет продолжать финансировать Украину. Я думаю, что он будет выжидать какую-то выгодную для себя переговорную позицию. Я не верю в то, что Путин готов к каким-то мирным переговорам, тем более на обмен одних территорий на другие. Дальше посмотрим, что будет после ноября, ключевой поворот – это выборы президента в Соединенных Штатах Америки. Этого события ждут все, в том числе и многие европейские лидеры, потому что они будут согласовывать, скорее всего, свою политику в отношении Украины, России уже совместно с американцами, – считает Дмитрий Гудков.
А теперь вернёмся к свежим цифрам от "Левада-центра". Что тревожит россиян? Разбираемся в нашем сюжете.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Получается, что Путин добился своей цели? Война стала нормой для россиян и их заботят другие вещи? Или в чём-то это естественный ход событий? Мнение социолога Дмитрия Дубровского:
– Давайте очень аккуратно относиться к социологии в стране, ведущей войну, где люди понимают и знают, что можно говорить, а что не нужно. В стране, которая живет в состоянии тотальной цензуры и очень мощной, агрессивной военной пропаганды. Поэтому люди действительно стараются максимально отдалиться от так называемой народной войны. Это особо показательно, когда спрашиваешь где-то в центре страны: ну да, в Курске что-то нехорошо, но это где-то. Страна большая, над нами ничего пока не летает.
Они являются бенефициарами новой военной машины, которая получает много денег от государственного аппарата
Вполне очевидна мигрантофобия, которая разгоняется на российских каналах, отражается в социологических опросах. Мне кажется, то, что люди называют проблемой, является буквальным отражением той мигрантофобской истерики, той мигрантофобской политики, которая в современной России становится все более заметной. Я был бы очень аккуратным с тем, чтобы называть все это общественным мнением – это очень в высокой степени отражение в зеркале, скорее, государственной пропаганды, которая согласна считать, что да, у нас есть временные экономические трудности. Но одновременно надо напомнить, что для кого-то это экономические трудности, а для кого-то, как говорят в России, "кому война, кому мать родна".
Мы знаем, что большое количество людей стали лучше жить, получать больше, потому что они являются бенефициарами новой военной машины, которая получает много денег от государственного аппарата, госзаказов на войну. Я бы сказал, что, скорее, мы наблюдаем очевидное усиление расслоения общества, где кто-то получает гораздо больше, а кто-то в силу инфляции получает меньше.
– Сегодня стало известно, что в Новой Москве создали бот для жалоб на мигрантов. И по доносам уже провели 42 рейда. То есть всплеск ксенофобии вполне себе уже приобретает конкретные очертания? Получается ли, что украинский след в истории с "Крокусом", который навязывала российская пропаганда, россиянам не зашел?
Рост ксенофобии в обществе высокий, но разгоняет его сейчас сама власть
– Слава богу, пока мы не видим откровенных антиукраинских рейдов, как это было в случае с Грузией, когда Движение против нелегальной миграции отслеживало "грузинских шпионов" и предлагало рейды по грузинским ресторанам, чтобы находить шпионов. Ксенофобия есть в России, к сожалению, она довольно высокая, но она разгоняется, власть поощряет, буквально призывает людей к мигрантофобским практикам. Мигрантофобия в России носит очевидно расистский привкус, потому что мигранты в российском дискурсе – это расистский термин. Белые и светловолосые мигрантами не являются, являются выходцы с Кавказа и Средней Азии для большинства российского населения, к сожалению. Рост ксенофобии в обществе высокий, но разгоняет его сейчас сама власть, которая, наверное, играет на этой волне. Зачем ей это, честно говоря, трудно понять. В эпоху войны, в эпоху серьезного экономического напряжения власть себе экономически в ногу стреляет этим самым выдавливанием экономических мигрантов из России. Которые и так уезжают, потому что усложняются правила, ужесточаются практики. Теперь еще и ксенофобия.