20 июня было объявлено о том, что сын президент США Хантер Байден достиг досудебного соглашения с генеральной прокуратурой, в рамках которого Байден избежит потенциального тюремного заключения по обвинениям в неуплате налогов и незаконного приобретения огнестрельного оружия.
Хантер Байден согласился признать вину в неуплате налогов и в предоставлении ложных сведений в своем запросе на покупку пистолета в обмен на согласие прокуратуры ограничиться предъявлением обвинений, предусматривающих условное осуждение и позволяющих Байдену избежать уголовного преследования за незаконную покупку пистолета при условии выполнения им определенных требований.
В случае одобрения федеральным судьей это соглашение положит конец почти пятилетнему расследованию деятельности Байдена-младшего, начатому в президентство Дональда Трампа. Первоначально внимание специального прокурора привлекли деловые отношения Хантера Байдена с украинской газодобывающей фирмой "Бурисма", членом совета директоров которой он был в течение нескольких лет, получая ежемесячно 50 тысяч долларов в качестве вознаграждения. Хантер Байден стал членом совета директоров "Бурисмы" в бытность его отца вице-президентом в администрации Барака Обамы. По данным американской прессы, в администрации Обамы косо смотрели на тесные связи сына вице-президента с украинской компанией, тем более что Джо Байден отвечал тогда за отношения с Киевом. Но вице-президент настаивал на том, что он не имеет никакого отношения к предпринимательской деятельности сына. Специальный прокурор также интересовался лоббистской деятельностью Хантера Байдена в Соединенных Штатах, связанной с "Бурисмой". Позже проверке были подвергнуты деловые контакты Хантера Байдена с китайскими фирмами, которые были заинтересованы в инвестициях в Соединенные Штаты, с казахстанским, румынским предпринимателями. Различные контракты с иностранными предпринимателями принесли Хантеру Байдену миллионы долларов доходов. Во время расследования всплыли факты злоупотребления Хантером Байденом наркотиками, что он позже признал сам в изданной в 2021 году книге. Это признание стало основанием для обвинения Байдена в незаконном приобретении оружия, поскольку в своем запросе на приобретение пистолета в 2018 году Байден написал, что он не принимает и никогда не принимал наркотиков.
Смотри также Сенаторы-республиканцы заявили о сделках сына Байдена с БатуринойТак или иначе пока в результате затянувшегося расследования Хантеру Байдену были предъявлены лишь обвинения в неуплате налогов. По данным прокуратуры, в 2017–2018 годах он заработал около трех миллионов долларов, с которых он должен был заплатить по меньшей мере 200 тысяч долларов налогов. Свой долг налоговой службе вкупе со штрафами Байден вернул еще в 2021 году, и, по словам адвоката Байдена, он ожидает, что соглашение со специальным прокурором поставит точку в расследовании. Однако в заявлении специального прокурора говорится, что расследование продолжается.
Сравнительно мягкие обвинения, предъявленные Хантеру Байдену, и решение прокурора пойти с ним на досудебное соглашение, которое должно позволить избежать ему тюремного заключения, не удивили комментаторов-юристов. По их словам, для того чтобы отправить обвиняемого за решетку за налоговые преступления, обвинению нужно доказать, что он сознательно пытался избежать уплаты налогов, а адвокаты Байдена настаивали на том, что их клиент, злоупотреблявший наркотиками, был в тот момент не всегда способен действовать адекватно. Ведущие законодатели-демократы приветствовали решение специального прокурора, назначенного в свое время Дональдом Трампом.
"Это решение отражает институциональную независимость генеральной прокуратуры, которая на основании реальных свидетельств преступлений следует букве закона, несмотря на критику и помехи, чинимые моими республиканскими коллегами", – говорит конгрессмен-демократ Джейми Раскин, один из руководителей контрольного комитета Палаты представителей.
Оппоненты и противники президента Байдена обвиняют прокуратуру в политической ангажированности. Бывший президент Дональд Трамп, которому федеральной прокуратурой были недавно предъявлены уголовные обвинения по делу о незаконном хранении секретных документов, сравнил обвинения в адрес Байдена-младшего с легким штрафом за нарушение правил дорожного движения. Видные законодатели-республиканцы говорят о двойных стандартах, продемонстрированных в деле Хантера Байдена. "Если вы ведущий политический оппонент президента Байдена, то генеральная прокуратура пытается в прямом смысле слова отправить вас за решетку. Если вы сын президента, вы получаете выгодную сделку", – настаивает спикер Палаты представителей Кевин Маккарти.
Если даже этим соглашением между генеральной прокуратурой и Хантером Байденом будет поставлена точка в уголовном расследовании предпринимательской деятельности сына президента, политическое эхо этой истории наверняка будет затяжным. Республиканцы в Конгрессе ведут несколько собственных расследований, связанных не только с Хантером Байденом, но и с другими членами семьи Байдена, например, его братом Джимом, который также заработал немалые деньги на контрактах с иностранными фирмами. Не так давно республиканцы в Конгрессе обнародовали документы, свидетельствующие о том, что родственники президента Байдена получили с 2015 до 2017 года 10 миллионов долларов из разных иностранных источников благодаря своим бизнес-контактам. Нет никаких свидетельств, указывающих на то, что Джо Байден знал об этих сделках или будучи вице-президентом или президентом предпринял какие-либо действия, связанные с ними.