В понедельник, 17 октября, во всех школах России проходил "Урок мужества" и продолжение акции "Письмо солдату". В некоторых школах Екатеринбурга письма готовили заранее. Ученик пятого класса школы №22 в своем послании неизвестному солдату призвал его не становиться убийцей и возвращаться домой с чужой земли. Учительница отругала ребенка за такое письмо.
Но не все преподаватели готовы сегодня пичкать детей "спецоперацией", выяснил корреспондент Радио Свобода.
В мае 2022 года мать-одиночка из Екатеринбурга Надежда Сайфутдинова стала известна на всю Россию, выйдя на пикет против войны с зашитым нитками ртом и получив за это штраф 40 тысяч рублей. Теперь в центре событий оказался ее сын Тимофей, ученик пятого класса одной из школ Екатеринбурга.
– Однажды он мне позвонил и сказал, что им на уроке русского языка велят написать письмо солдату, – говорит Надежда. – Учительница включила проектор и показала образец. Надо было написать по шаблону: представиться, пожелать солдату вернуться целым-невредимым и с победой и поблагодарить за защиту Отечества. Я сказала, чтобы не писал ничего, Тимофей говорит: "Я не могу отказаться, это же урок русского! Я напишу правду, учительница обещала, что эти письма никто открывать не будет". Тогда я подумала: "А почему бы нет?" Но, как я теперь предполагаю, преподаватель сказала неправду, письма детей она читала, – вспоминает она.
Тимофей написал то, что думает: чтобы этот незнакомый солдат никого не убивал, не причинял никому зла и возвращался домой с чужой земли. Еще он писал, что, по его мнению, "лучше умереть самому, чем стать убийцей". Письмо Тимофей положил в конверт, на конверте нарисовал голубя.
– В электронном дневнике за этот урок он получил пятерку. Но в понедельник после выходных на перемене учительница его спросила: "А что ты написал в том письме? Ты от себя случайно ничего лишнего не написал?" – рассказывает Сайфутдинова.
По ее словам, мальчик смутился, покраснел и сказал: "Нет". Тимофей потом признавался маме, что в этот момент ему стало очень страшно. Учительница же объявила, что она знает содержимое письма. "Тебя кто-то просил свое мнение высказывать? Твое мнение никому неинтересно! Ты должен был писать по образцу, как я вам говорила!" – сказала она Тимофею.
О произошедшем написали СМИ, кто-то из родителей одноклассников Тимофея перепостил эту новость в родительский чат.
– Некоторые родители реагировали агрессивно, – продолжает свой рассказ Надежда. – Были такие реплики:" Я так и знала, что из-за вас будут проблемы, я о вас наслышана!" Другие родители, наоборот, меня поддержали, что этому не место в школе. Некоторые даже не в курсе были, что их дети писали такие письма. Я спросила: "Если мнение моего сына никого не интересует, зачем его вообще втягивать в эти игрища?" Все замолчали, а классный руководитель написала в защиту нашей школы, что это "обязаловка" по всей стране. Бедные учителя и бедные школы наши, вечно связанные с администрацией, как сиамские близнецы...
До начала так называемой СВО Тимофей восхищался президентом РФ Владимиром Путиным как "самым важным человеком" в стране, вспоминает Сайфутдинова.
– Причем эту любовь я ему не прививала. Я искренне удивлялась ей и думала: "Их что, еще в роддоме чипируют?" – вспоминает она.
Но 24 февраля все изменилось.
– Услышав о бомбардировках, мой сын зарыдал и не мог успокоиться: "Я больше не люблю Путина! Я им так восхищался, что он наделал?!" – говорил он. – Я была в шоке, я не ожидала такой реакции. Я еще сама ничего не понимала. Когда все это началось, мне легче было верить в то, что мы идем освобождать украинский народ, чем заподозрить в агрессии мою страну, которую я люблю. Меня мотало из стороны в сторону, версия защиты русскоязычных казалась такой манящей, хотелось за это спрятаться. Потом мне предложили подписать петицию за импичмент президента, я еще сомневалась, а Тима говорит: "Подписывай, тебе сын говорит!" И я подписала.
После этого Надежда стала выходить на одиночные акции протеста. По статье 20.3.3 КоАП РФ за "дискредитацию" ВС РФ ее оштрафовали уже четыре раза, на общую сумму 155 000 рублей.
"Абсолютно формальный подход"
Одновременно под влиянием "специальной военной операции" менялась атмосфера и в школах – туда стала проникать пропаганда. С нового учебного года занятия должны начинаться с государственного флага и гимна.
В одной из престижных школ Екатеринбурга, оборудованной современными интерактивными досками и проекторами для трансляции видео, процедуру выноса флага в реальности провели один раз. Ритуал засняли на видео и теперь крутят его в классах по понедельникам перед уроками.
– Правда, ничего более отрицательно влияющего на отношение детей к государственной атрибутике я до сих пор не видела, – признается Мария Александровна, которая работает в этой школе учителем музыки и руководителем седьмого класса (имена всех преподавателей изменены по их просьбе. – РС).
Юлия Викторовна преподает физику с 8-го по 11-й класс в одной из школ на так называемой "рабочей окраине". Никаких интерактивных досок там нет, еженедельные линейки с выносом флага по старинке проходят вживую.
– На линейке обычно зачитывают факты из жизни нашей страны, – рассказывает учительница. – По большей части эти факты сводятся к каким-то боевым победам. Так вот, на первой линейке в начале учебного года зачитали 20 таких фактов от царя Гороха до наших дней. Некоторым фактам, отмеченным как достижение "русского оружия", признаться, я сильно удивилась. Например, там присутствовал разгром Пугачевского восстания в сентябре 1774 года, но это еще цветочки! Туда была включена также капитуляция Польши в 1939 году. Я была в шоке, думала, что этот список спустили сверху. Оказалось – эксцесс исполнителя. Как всегда, всем некогда, качнули даты за эту неделю из Википедии, передали завучу, и завуч просто зачитала, и никто, кроме меня, не заметил! Я пыталась спрашивать у коллег, что они об этом думают, они отмахиваются: "Мне некогда! Я не слушала!" Абсолютно формальный подход. Нам эти мероприятия спустили сверху как снег на голову.
Смотри также Трава и асфальт. Российских учителей заставляют оправдывать войнуЕще одно нововведение – "Разговоры о важном". На производство интерактивных материалов для "Разговоров о важном" было потрачено 22 миллиона рублей.
"Разговоры" проводятся первым уроком каждый понедельник по всей стране. Сначала предполагалось обсуждать на них СВО, которую авторы программы провозгласили "современным проявлением патриотизма", однако против "политики в стенах школы" выступили родители по всей стране. Организация "Альянс учителей" опубликовала инструкцию, которая позволяет избавить ребенка от посещения этих уроков. Надежда Сайфутдинова ею воспользовалась. Узнав, что "Разговоры о важном" не предусмотрены обязательной общеобразовательной программой, она честно написала классному руководителю, что ее сын эти часы посещать не будет. И Тимофея от них действительно освободили.
– Если вы посмотрите на темы, которые есть на официальном сайте "Разговоров о важном", там ничего конкретно об СВО сейчас нет. Одна такая тема "Наша страна – Россия" заявлялась на 12 сентября. Изначально предполагалось, что школьники на этом классном часе будут сопоставлять события из истории России и литературных героев из классики с событиями после начала СВО. Но, видимо, под давлением общественности методические рекомендации изменили, и в результате все это свелось к березкам и стихам Есенина. Лично я этот урок все равно не проводила, потому что в этот самый момент мы готовились к региональному краеведческому мероприятию, и это тоже было и вполне патриотично, и абсолютно не привязано к СВО, – говорит Мария Александровна.
При этом уже 13 сентября Министерство просвещения заявило, что тему СВО, как будто бы исключенную из "Разговоров о важном", теперь включат в базовый курс истории для старшеклассников.
Юлия Викторовна из школы на рабочей окраине тоже не проводила урок "Наша страна – Россия" 12 сентября. В тот момент она только что вышла с больничного и не успела подготовиться, а в коридоре без присмотра слонялся и шумел параллельный класс ее заболевшей коллеги, пришлось наводить порядок. К тому же "не очень-то и хотелось".
– Большинство тем этих классных часов достаточно нейтральные, – рассказывает Мария Александровна. – День знаний, День пожилого человека, День учителя, День отца... Вот день отца у меня вызвал самые негативные ощущения из всех этих уроков. Я накануне пробежала глазами рекомендации, игры скачала, которые там предлагаются, а когда я оказалась непосредственно перед детьми, и вот мне надо произносить все эти слова про ведущую роль отца в семье, я поняла, что я не могу этого сделать. Примерно треть моих учеников растут без отца, и я не знала, как об этом говорить, чтобы они не почувствовали себя обделенными... И у нас получился совсем другой разговор, о том, что в сегодняшнем мире не так и важно, чтобы семья была полной. Там еще ролик на полторы минуты про "Домострой", это такая попытка пропагандировать так называемые "традиционные" ценности. Говорить с детьми на полном серьезе о том, что "Домострой" – это хорошо, в сегодняшней школе вообще невозможно. "Такое было, хотели бы вы, чтобы так было сегодня?" – "Нееет!" – сказали дети.
Юлию Викторовну "особенно неприятно" поразил видеоролик, подготовленный ко Дню учителя.
– Он рассказывает про учителей во время войны. Сколько можно мозги детей "кормить" одной войной? Есть же и более современные примеры героизма учителей, если уж так хотелось героизм показать, – рассуждает она. – Мое мнение – надо показывать именно обыденную работу учителя. Героизм учителя заключается в том, что он свою душу вкладывает в детей, частицу себя. Конечно, урок в блокадном Ленинграде, как утверждается в предложенном ролике, в каком-то смысле – уже победа над врагом. Это все правильно, но сводить буквально любую тему к войне – это значит, что мы их готовим к новой войне, так получается?
"В классе дети назвали его бандеровцем"
Наконец, "письма солдату" вошли в моду в учебных заведениях весной. После начала войны с Украиной ученики пишут письма на фронт чуть ли не каждый месяц. Акции, как правило, аффилированы с Министерством обороны и напрямую увязываются со сбором гуманитарной помощи для армии.
Ни Марии, ни Юлии пока не приходило распоряжение писать со школьниками письма на фронт. Обе собеседницы заявили РС, что, если такое случится, они бы постарались всячески от этого уклониться или предоставили бы детям свободу писать все, что те посчитают нужным. Правда, учителя не уверены, что смогли бы дать детям гарантии в том, что эти письма не прочтут посторонние и ученикам за это "ничего не будет".
Обе преподавательницы пока не заметили в своих классах конфликтов, связанных с СВО. Но для семьи уральского фермера Василия Мельниченко "разговоры о важном" стали проблемой:
– Понимаете, я же ведь этнический украинец, – рассказывает Мельниченко. – У меня внуки, у меня дети. Вся моя семья сейчас в большом напряжении, потому что государство Российская Федерация объявило украинцев врагами. Из-за этого мой внук уже однажды подрался в школе. Одноклассники стали хвастаться, что их папы воюют в Украине и убивают украинцев, они герои, а украинцы – очень плохие люди. Мой внук тогда встал и сказал, что он – украинец и Украина – хорошая страна. За это в классе дети назвали его бандеровцем. Случилась драка, скандал. Невестка – молодец, она подняла шум, заставила директора школы вызвать родителей этих детей и добилась извинений. Но чем дольше будет идти эта "военная операция", тем сильнее будет расти напряжение между национальностями внутри России, – уверен Мельниченко.
Для сына Надежды Сайфутдиновой история с письмом тоже не прошла без последствий. Некоторые мальчики в классе после того письма стали дразнить Тимофея, что он "не патриот", раз пропускает "Разговоры о важном". Из-за этого ребенок три дня вообще не посещал школу. Потом, однако, пошел, и вроде все прошло спокойно. Корреспонденту Тимофей уверенно заявил, что снова "написал бы то же самое".
– Вчера он снова увидел сообщения, как бомбят Украину, и опять заплакал, – рассказывает Надежда. – Я не знаю, куда катится этот мир, я тоже смотрела по НТВ – этого просто не может быть! По НТВ они радуются этим ударам, не скрывая, они говорят, что надо каждый день так бомбить. Там уже окно Овертона просто нараспашку открыто, я не верю, что я в реальности нахожусь. Как уберечь ребенка в нашей стране?
Если верить официальному сайту программы "Разговоры о важном", в понедельник, 17 октября, во всех школах страны должен пройти классный час, посвященный Дню музыки. Однако в пятницу, 14 октября, "Альянс учителей" сообщил, что на этот же понедельник запланирован "Урок мужества" и очередной этап акции "Письмо солдату". На фотографиях методических материалов с основными тезисами этого урока видно, что украинцы провозглашаются неонацистами. Заодно разъясняется, что такое "демилитаризация" и "денацификация" Украины. "Мы изучили содержание методички к этому уроку. Она полна фейков и пропаганды", – пишут авторы публикации.
– Что касается урока мужества, то нам в рабочем чате написали следующее: "Разговоры о важном в понедельник проводятся по плану. Уроки мужества можно провести после уроков". Иными словами: главное, чтобы было записано в журнал. В общем, я лично его проводить не буду, – комментирует Юлия Викторовна. – Мое мнение: сегодня проявить мужество – это не стать убийцей. Но говорить об этом ученикам на уроке я не стану. Не хочу травмировать их психику.
– Если вдруг урок в честь Дня музыки отменят, я проведу классный час по предварительным итогам учебы – вопросы есть всегда, – говорит Мария Александровна. – Есть необходимость поговорить и о взаимоотношениях – на неделе разбирали несколько конфликтов с параллельным классом. На случай проверки скачаю презентацию из методички – включу, если кто-то зайдет. Когда уйдут, скажу детям, что считаю лишним обсуждать предлагаемую государством фигню в школе. Еще первого сентября я говорила им, что не всегда согласна с политикой государства, поэтому не готова выносить на эти уроки все предлагаемые темы. Если будут вопросы прямо на уроке – отвечу, как думаю. Рискованно, потому что могут, конечно, записать и куда-нибудь дальше двинуть. Но я верю в то, что у меня с ребятами добрые отношения и никому в голову не придет вредить мне. Возможно, я наивна. Но если меня решат уволить, я не буду сопротивляться. Это значит, что пора принимать решение, кардинальным образом меняющее всю мою жизнь.