Смерть "на миру". Галина Сидорова – о морали и катафалках

"Столица русской смерти". Таким баннером в последние дни октября зазывал посетителей один из стендов посвящённой похоронному делу выставки "Некрополь" . Проходило мероприятие в московском "Крокус Экспо" – в уцелевшей части того самого комплекса "Крокус Сити", под выгоревшими стенами которого полгода назад в результате теракта оказались погребены 145 человек.

Подобную выставку достижений, сообщается на сайте "Некрополя", организаторы проводят с 1993 года с целью сделать погребение более цивилизованным, "соответствующим лучшим зарубежным практикам". Согласно политическим трендам нынешнего сезона, посетителям предлагают протестировать катафалк, разработанный на базе китайского авто, а также – "первый отечественный катафалк" из переделанного "Москвича". Рядом рекламируют варианты памятников "героям СВО".

У создателей упомянутого выше стенда, судя по экспозиции, более "креативный" подход к делу. В интерьере свисающая откуда-то сверху паутина, чёрные зеркала со свечами; дама в немыслимом наряде, словно переместившаяся из покоев графа Дракулы; тут же тусуются джентльмены с голыми торсами, в татуировках, с огромными черными и белыми ангельскими крыльями, притороченными верёвками к мускулистым плечам…

Практически одновременно в лесах под Курганом, на лоне природы обнаружился нестоличный "Некрополь" – своего рода выставка под открытым небом. Местные жители собирали грибы, а наткнулись на гробы. Объяснение прозаическое: для перевозки тел погибших на войне с Украиной военных используют цинковые гробы. Их необходимо утилизировать на специализированном предприятии. Однако "мелкие" представители похоронного бизнеса подчас не имеют ни помещений, ни квалифицированного персонала для работы с подобными останками. Поэтому, по словам местных похоронщиков, гробы, случается, вскрывают неизвестно где, а тела перекладывают прямо в лесу, пользуясь шоковым состоянием родственников.

Поток гробов увеличивается. Журналисты Би-би-си совместно с изданием "Медиазона" и командой волонтеров установили имена 74 014 российских военных, погибших в ходе полномасштабного вторжения российской армии в Украину (данные на 18 октября 2024 года). Темпы роста потерь, считают коллеги, в последние недели выше, чем средние еженедельные показатели двух предыдущих лет.

Неизвестно, в курсе ли этой статистики Путин, главный зачинщик этой войны, в пожаре которой, по подсчётам ООН, за последние два с половиной года погибло более 12 тысяч мирных украинцев. Зато путинское весьма специфическое отношение к смерти – если, конечно, это касается не его самого, а подведомственных сограждан – ни для кого не секрет. "Только у нашего народа могла родиться известная поговорка: "На миру и смерть красна", – витийствовал он в ходе прямой линии с соотечественниками в апреле 2014 года, аккурат после захвата Крыма. – …Смерть – это что такое? Это ужас… Что такое "на миру"? Это значит, смерть за други своя, за свой народ… за Отечество. Вот в этом и есть глубокие корни нашего патриотизма. Вот отсюда и массовый героизм во время военных конфликтов и войн и даже самопожертвование в мирное время. Отсюда чувство локтя, наши семейные ценности. Конечно, мы менее прагматичны, менее расчётливы, чем представители других народов, но зато мы пошире душой".

Смотри также Журналисты установили имена более 74 тысяч погибших на войне россиян
Произошло постепенное привыкание к смертям и преступлениям, причём как в самой России, так и за её пределами

Истинная цена, точнее прибавочная стоимость, патриотизма, впрочем, стала понятна в первые же дни полномасштабного вторжения, когда из захваченных российской армией украинских областей на родину по почте "полетели" стиральные машины и прочая награбленная бытовая техника, и позже, когда в российских регионах на контракты с воюющей армией начали зазывать уже миллионными гонорарами.

Но умножение жертв от путинской "широкой души" возымело и другое последствие: произошло постепенное привыкание к смертям и преступлениям, причём как в самой России, так и за её пределами. Результат: к концу третьего года агрессии злодейство Путина превратилось в своего рода фон. Сам он как бы перестаёт быть таким уж нерукопожатным злодеем. А его жертве – Украине – начинают непрозрачно намекать, что пора бы уже пойти на переговоры, читай: уступки, мол, надо же как-то "это всё прекращать".

Глобальный Юг почувствовал, что на российско-западных противоречиях можно "подзаработать", если умело ими воспользоваться. И вот уже 22 лидера плюс ещё 14 менее высокопоставленных представителя, плюс Генсек ООН Гутерриш, навещают Путина в Казани. Причём не важно, что на этой встрече БРИКС ни о чём таком судьбоносном вроде более тесной экономической интеграции или дедолларизации не договорились. Главное – картинка. Сам факт общения.

Что до демократического Севера, точнее Запада, ситуация, как это ни прискорбно, разворачивается в сторону "не всё так однозначно". Появление на линии фронта бравых северокорейских воинов, конечно, вызвало "недовольство и озабоченность", так как чревато обострением ситуации ещё и на Корейском полуострове. Зато Путин не применяет ядерное оружие – вот и слава богу. К тому же он не единственный злодей в этом беспокойном мире. В конце концов, можно отвернуться и пожать что там он протягивает – чем не реалполитик? Хорошо хоть не хвалят прилюдно за "примерное поведение".

"Русская смерть" на выставке в "Крокусе" сродни нынешней русской жизни с её неистребимой трагикомической составляющей, отсутствием эмпатии, цинизмом, ложью, перевёрнутым представлением о добре и зле. И эти тенденции, словно эпидемия ковида, распространяются сегодня на остальное человечество, включая его самую просвещенную часть, которая, по примеру Кремля, похоже, не прочь поставить мораль на паузу.

Галина Сидорова московский журналист и внешнеполитический обозреватель

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции