Сноуден ищет дорогу к отступлению?

К концу первой недели пребывания Эдварда Сноудена, бывшего контрактника Агентства национальной безопасности США в Москве, эта история обрела неожиданные оттенки.

Эдвард Сноуден остается в транзитной зоне московского аэропорта. 23 июня он прилетел в Россию из Гонконга, где скрывался с конца мая. Российской визы у Сноудена нет, а его американский паспорт аннулирован.

После нескольких дней прилежного освещения призывов США выдать Эдварда Сноудена некоторые американские средства информации внезапно начали обращать внимание на другой аспект истории: что происходит со Сноуденом в России?

О его пребывании в транзитной зоне Шереметьево известно лишь со слов российских представителей, самодеятельные попытки репортеров высмотреть его среди других клиентов отеля в транзитной зоне закончились ничем. Остановка в Москве, которая должна была стать минутной передышкой на пути к постоянному убежищу, превратилась в затянувшееся пребывание. Скорее всего, оно не столь невинно, как следует из заявлений Владимира Путина и других российских представителей, считает все большее число американских комментаторов. Среди них – Чарлз Краутхаммер. Обозреватель газеты The Washington Post и телеканала Fox: "В то время как мы с вами здесь сидим и ведем разговоры, а президент Обама делает вид, что ничего экстраординарного не произошло, русские выскребают содержимое компьютерных файлов, которые привез с собой Сноуден. Что им досталось, мы не знаем, появление этой информации у спецслужб других государств может возыметь крайне неприятные последствия для нас".

Сам Сноуден и его сторонники, добавляя штрихи к образу "честного" разоблачителя секретов, уверяли, что он передал прессе только те данные, обнародование которых не нанесет ущерба безопасности Соединенных Штатов. Чужие руки якобы не прикасались к компьютерам с секретами или к компьютерным файлам, которые он вывез из США. Любопытно, что сам Владимир Путин решил публично подтвердить данный факт, объявив, что российские спецслужбы не опрашивали Сноудена. Но американские профессионалы посмеиваются над такими заявлениями.

В пятницу корреспондент телекомпании NBC Андреа Митчелл, известная своими связями в структурах власти, объявила в своей программе о том, что в распоряжении Сноудена может находиться около миллиона документов. По ее данным, утечка информации уже привела к срыву переговоров о совместных мерах по кибербезопасности с Бразилией и другими странами. В некоторых источниках есть данные о том, что у Сноудена могут быть сведения, касающиеся американских ядерных программ. Но вряд ли сейчас кто-то, кроме Китая и России, знает об этом наверняка. Американские спецслужбы действуют исходя из тезиса о том, что были скомпрометированы все данные, к которым Сноуден имел доступ.

В пятницу в эту историю неожиданно вмешался отец беглеца Лонни Сноуден, который, по его словам, не говорил с сыном с апреля. Однако он нанял адвоката и счел возможным обратиться с письмом к министру юстиции США Эрику Холдеру. Старший Сноуден верит в то, что сын мог бы вернуться в Соединенные Штаты, если бы ему было гарантировано пребывание на свободе до суда, проведение процесса в городе по его выбору и было бы позволено публично говорить о его деле. Но, возможно, более любопытно то, что отец Сноудена выразил тревогу по поводу людей, окружающих его сына. Отца беспокоит связь сына с сотрудниками WikiLeaks. Он посетовал на то, что организация заинтересована лишь в получении секретов.

Может ли отца тревожить то, что его сын, по описаниям, классический чудак-компьютерщик, стал жертвой ситуации, из которой ему самому не выпутаться? И отец организует для сына дорогу к отступлению. Интересно, что именно о таком, так сказать, нормальном для американских "разоблачителей" варианте действий говорил в интервью Радио Свобода Арч Паддингтон, вице-президент американской правозащитной организации Freedom House.
– Как вы вообще расцениваете эту попытку наказания разоблачителя государственных секретов? Ведь у Эдварда Сноудена немало защитников, считающих, что он совершил благородный поступок и должен быть укрыт от преследования?
Давайте отвлечемся от моральных и иных оценок поступка Сноудена и взглянем на ситуацию с его собственной позиции. Он называет себя разоблачителем потенциально незаконной деятельности властей. В Соединенных Штатах такая традиция существует давно. Но разоблачитель в американском понятии – это человек, который бросает принципиальный вызов властям и отстаивает свою точку зрения публично, нередко в судах, то есть он готов нести ответственность за свой поступок. США – не Китай и не Россия. Вспомним, например, что организатор самой знаменитой утечки в истории страны Дэниэл Эллсберг, передавший газетам "Документы Пентагона", секретное досье министерства обороны, посвященное вьетнамской войне, не отсидел ни дня в тюрьме. В США существуют законы, защищающие права информаторов, и эти дела рассматриваются судом присяжных. У меня ощущение, что от его заявлений веет манией преследования. Он рассказывает, например, о том, что опасается покушений со стороны ЦРУ, почему в таком случае ему не отдаться в руки властей и не предстать перед судом. Трудно испытывать уважение к человеку, который предпринимает такие действия в рамках демократической системы, а затем бежит в такие страны, как Китай, Россия и им подобные.

Неизвестно, как отнесется к этой попытке отца выручить сына официальный Вашингтон. Стратегия Соединенных Штатов вызывает немало вопросов у американских наблюдателей. Они отмечают, что неделя начиналась резкими заявлениями госсекретаря Джона Керри и главы сенатского комитета по делам разведки Дайан Файнстейн, которые решительно требовали от России выдачи Сноудена. Днем позже Джон Керри внезапно снизил тон до спокойно-нейтрального, а сам президент Обама сделал такое заявление: "С точки зрения американских интересов, ущерб был нанесен после первоначальной утечки информации… Подобные дела обычно решаются путем взаимодействия представителей правоохранительных органов различных стран". Позже президент добавил, что не намерен поднимать этот вопрос в разговоре с Владимиром Путиным.

Американские наблюдатели высказывают разные версии. Подозревают, что Барак Обама не хочет излишне резкими заявлениями возбудить показательный всплеск антиамериканизма Владимира Путина. Считают, что Белый дом хотел бы охладить всеобщий интерес к этой истории. Традиционные критики президента, как, например, бывший посол США в ООН Джон Болтон, настаивают на том, что Вашингтон совершает серьезную ошибку. Демонстративное пренебрежение американским запросом сошло с рук Китаю. И Москва это увидела. России, по его словам, совершенно ничего не мешает передать Сноудена США: "Поведение русских – это знак пренебрежения. Они это делают с удовольствием. Они уже наносят ущерб нашей национальной безопасности, получая информацию от Сноудена. Я понимаю, что администрация не хочет вести публичный диалог с Россией. Но попытка умиротворить русских после того, что они сделали, лишь укрепляет Путина, министра иностранных дел Лаврова в их представлении о том, что нами легко можно играть и не расплачиваться за это. Именно этим они и занимаются".

Не исключено, впрочем, что преследование Сноудена может завершиться скорой победой Соединенных Штатов. Такое предположение, кажется, первым вынесло в пятницу в заголовок аналитической статьи информационное агентство Reuters. Сноуден, чьи секреты уже известны Китаю и России, больше не нужен этим странам, предполагают аналитики агентства. А другие государства – потенциальные друзья Сноудена не распахнули ему объятий и, кажется, не собираются этого делать.