Специальная демографическая. Иван Беляев – о потомстве

Российские власти не на шутку озабочены вопросами рождаемости.

В воздухе носятся совсем нелепые словосочетания вроде "специальная демографическая операция", предлагается, чтобы рождаемость в трудовых коллективах курировали лично работодатели (ума не приложу как), четвёртого или даже третьего ребёнка в семье крестил епископ местной епархии РПЦ, а вообще россиянам стоит бросить городские квартиры и переселиться в пустующие деревенские дома, где они сразу начнут рожать больше (не шутка, а реальное мнение реального учёного).

Начну с последнего. Больше всего это напоминает "Троих из Простоквашино", но даже там после переезда родила только корова Мурка. Что же касается предпоследнего, то такая практика существует в Грузии, где третьего ребёнка крестит патриарх-католикос Илия. При этом рождаемость в стране тоже очень низкая, так что, кажется, в качестве палочки-выручалочки это не срабатывает. Ну и вообще, представить себе молодых родителей, которым этот ритуал приятен, лестен и памятен, легко. Представить себе ту же пару, для которой это серьёзный стимул при планировании семьи, – для такого всё-таки надо считать людей сильно глупее, чем они на самом деле.

Смотри также Демографическая спецоперация. "Семьеведение" и война
У рождаемости в России два врага: всё плохое и всё хорошее

Но это всё шуточки, а между тем у рождаемости в России два врага, и может показаться парадоксальным, но первый – это всё плохое, а второй – всё хорошее.

Безусловно, российское государство, на словах безумно ратуя за демографию, делает много того, что демотивирует людей оставлять потомство. Государство ведёт войну, увеличивает непредсказуемость завтрашнего дня и неуверенность в нём, невротизирует общество. Рождаемость никак не поощряет ни закапывание одних молодых мужчин под очередным украинским посёлком, ни вытеснение других в Казахстан, Армению или Сербию, ни дамоклов меч мобилизации над всеми остальными, ни инфляция, ни связанный с войной рост насилия внутри страны, ни многое другое.

Но вот вопрос. А поможет ли подтянуть рождаемость конец войны? Не перегретый той же войной, а равномерный и здоровый рост экономики? Может быть, отчасти да...

Но проблема в том, что дети – это не чистая экономика, как предполагается в наивном рецепте Юлии Латыниной. Слишком многое здесь – в сфере переживаний, общественных устоев, культуры.

По одёжке протягивать ножки и не вести бессмысленных войн

И потому точно так же рождаемость не поощряют те аспекты нормальной человеческой жизни, которые никуда из России не делись: сузившаяся, но не исчезнувшая свобода частной жизни, всё ещё широкий выбор видов досуга, всё ещё объективно большой простор для учёбы и самореализации, на худой конец – мобильный телефон с замедленным, но ещё работающим Ютубом. Можно сколько угодно считать россиян орками с болот, но это обычные – по крайней мере для демографа точно – городские жители, в целом не очень богатые, но при этом не нищие; обычные умеренные гедонисты, обычные потребители, обычные эгоисты. Большинство из них заводят детей, но лишь меньшая часть согласна рожать много.

Какие простые выводы из этого могло бы сделать российское государство? Сосредоточиться не на рождаемости, а на смертности: колоссальные потери общество и, в частности, экономика и рынок труда несут из-за избыточной ранней смертности, в основном мужской. Поддерживать рождаемость точечными мерами (некоторые из них на поверхности и хорошо известны настоящим демографам, которые твердят одно и то же годами: например, отодвигать экономическую поддержку на второго ребёнка, а не первого, которого желающие, скорее всего, заведут и так).

Наконец, главное в теперешней ситуации: по одёжке протягивать ножки и не вести бессмысленных войн, сжигая в этом костре свои собственные небогатые людские ресурсы и людоедски уничтожая чужие (украинская демография сейчас под страшным ударом: с учётом сравнительного размера населения, с учётом того, что в Украине значительно сильнее страдает социальная инфраструктура и намного чаще гибнут мирные жители, с учётом того, что намного больше и отток людей за границу, этот удар, конечно, страшнее, чем по России).

Говорят, российские правители и военачальники веками считали, что "бабы нарожают". Кажется, что считают так и до сих пор. Сколько ещё бессмысленных убийств отделяет нас от того момента, когда они поймут, что это не так?

Иван Беляев – журналист Радио Свобода

Высказанные в рубрике "Блоги" мнения могут не совпадать с точкой зрения редакции