Судья Мосгорсуда Оксана Никишина на заседании по жалобе на продление ареста режиссёрке Евгении Беркович и драматургу Светлане Петрийчук в четверг отчитала Беркович за то, что она рассказала о тяжёлых условиях в автозаке, в котором её возили из Москвы в Санкт-Петербург на похороны бабушки, писательницы Нины Катерли. По словам судьи, Беркович вообще не должны были туда возить, поскольку она находится под стражей.
Выступая в суде, Беркович подчеркнула, что благодарна за то, что ей дали возможность проститься с бабушкой. "Я совершенно искренне уверена, что для тех людей, кто бы они ни были, которые всё это каким-то удивительным образом организовали, это был акт милосердия", - сказала она. При этом она отметила, что, поскольку она находится под стражей и её везли в автозаке, "акт милосердия превратился в акт пытки". "25 часов я провела в клетке автозака, который не отапливается. У меня не было с собой теплых вещей, потому что я не знала, куда я еду, и мои защитники не знали, где я. Эта клетка – это кусок такой железной коробки метр на два примерно, в которой невозможно стоять, невозможно нормально сидеть. Больно поэтому сейчас вставать и садиться. Там невозможно спать, потому что там нет отопления. За эти сутки у меня не было теплых вещей... За сутки, за 25 часов меня вывели в туалет два раза", – приводит "Медиазона" слова Беркович.
Судья, обращаясь к режиссёрке, ответила: "Ваши близкие люди или кто-то договорились о том, что вас отвезут все-таки на похороны... А сейчас вы высказываете свои претензии по поводу того, каким образом вас доставили на похороны к бабушке" – и задалась вопросом: "Каким образом у нас человек, содержащийся под стражей, присутствует на похоронах?"
Смотри также Беркович привезли из СИЗО в Петербург на прощание с бабушкойКак пишет журналист Василий Полонский, Беркович на суде выглядела простуженной, "видимо, заболела, пока ехала в холодной машине (автозак) в Питер".
По итогам заседания судья отказалась удовлетворить жалобу на содержание Беркович и Петрийчук под стражей, они останутся в СИЗО.
- Уголовное дело о публичном оправдании терроризма в отношении Евгении Беркович и Светланы Петрийчук было возбуждено в начале мая, с того же месяца они находятся в СИЗО. Поводом для преследования стал спектакль "Финист Ясный Сокол", поставленный Беркович по пьесе Петрийчук. В спектакле рассказывается о судьбах российских женщин, вышедших замуж за исламских радикалов и впоследствии завербованных в движение "Исламское государство", признанное террористическим во многих странах мира, включая Россию. В основе уголовного дела лежит экспертиза, написанная Романом Силантьевым, который называет себя деструктологом. Силантьев посчитал, что в пьесе и спектакле поддерживается ваххабизм. При этом постановка, которая с 2019 года шла с большим успехом, была дважды отмечена главной российской театральной премией "Золотая маска" – за лучшую режиссуру и лучшую работу художника по костюмам.
- 25 ноября Беркович привезли из московского СИЗО в Санкт-Петербург на прощание с бабушкой, писательницей Ниной Катерли.
- "Её везли в автозаке 14 часов, в туалет вывели один раз, – сказала Север.Реалии мать Беркович Елена Эфрос. – Она мне сказала, что совершенно измучена, но что уже прооралась и теперь спокойна, "мне сказали – держать себя в руках, и я держу". Дали ей со мной пообщаться, поговорить".
- Нина Катерли умерла 20 ноября. После этого было опубликовано открытое письмо более 20 актёров, режиссёров и общественных деятелей, в котором они попросили уполномоченную по правам человека в России Татьяну Москалькову изменить меру пресечения Беркович и проходящей с ней по одному делу драматургу Светлане Петрийчук. "Хотя бы для того, чтобы она смогла похоронить свою бабушку", – говорилось в письме о Беркович. Елена Эфрос считает, что главная заслуга в том, что Жене Беркович дали проститься с бабушкой, принадлежит нобелевскому лауреату Дмитрию Муратову – по её словам, он "добивался этого и добился". Власти это не комментировали.