Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков сообщает о боях на границе России и Украины. По словам близких к Минобороны военных блогеров, около 200 солдат ВСУ заходят на территорию России в районе Нехотеевки и ещё 300 – у Шебекина. Так называемые "военкоры" называют бои на границе "небольшой суетой", но Минобороны РФ утверждает, что "ситуация сложная".
Россия и Украина несколько дней подряд обмениваются ударами ракет и дронов, от которых гибнут гражданские. Украинские военные представили новую ракету, которая вместо западных аналогов будет бить по дальним аэродромам в России. Глава МИД РФ полагает, что удары вглубь России – это "блеф", так как Россия "обновляет свою ядерную доктрину".
Президент Украины Владимир Зеленский и главнокомандующий ВСУ Александр Сырский на пресс-конференции рассказали о том, что цель операций в приграничных регионах России – отвлечь российскую армию с востока Украины. Удалось ли это? Что происходит сейчас в приграничье? И куда может завести эскалация конфликта? Об этом говорим с политологом Наталией Шавшуковой и военным аналитиком Давидом Гендельманом.
"Вооруженные силы продолжают отражать попытку вторжения ВСУ на территорию Российской Федерации", – не устают повторять в сводке пиарщики Минобороны России. Пошла уже четвертая неделя, как продолжается попытка "отразить попытку". "Это не оккупация, а оборонительная операция", – заявил сегодня на пресс-конференции президент Украины Владимир Зеленский.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Владимир Зеленский несколько раз подчеркнул, что атака на Курскую область – часть плана победы Украины, и даже озвучил, когда и кому он готов представить представить этот план.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Зеленский также сообщил о работе над комплексным документом для второго саммита мира: ориентировочно к ноябрю этого года он должен быть готов. Россия тем временем уточняет свою доктрину применения ядерного оружия, заявил министр иностранных дел Сергей Лавров.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Европа, Запад, лишение субъектности Украины в целом и Зеленского в частности – давняя уловка Кремля и его непосредственных партнеров. Впрочем, в "красные линии" в Киеве, кажется, давно уже не верят. "Путин слишком любит свою жизнь" – так Зеленский ответил на вопрос о возможном использовании ядерного оружия со стороны России.
На сегодняшней пресс-конференции много говорили о возможном участии России в ноябрьском саммите мира. Лавров высказал свое "фи" по поводу переговоров в целом. Может ли ситуация измениться к ноябрю? Вот что думает об этом политолог Наталия Шавшукова.
– Ситуация во многом будет зависеть от того, как себя поведет экономика внутри России, как себя поведут элиты внутри России, которые сейчас не очень довольны тем, что происходит в Курской области. Если Белгородскую область удержали, то в Курской это очевидный провал. Региональные элиты уже посматривают в разные стороны в поисках мира или компромисса. От того, насколько будет силен их голос, от того, каким образом дальше будут разворачиваться и ситуация в Курской области, и ситуация в экономике России, будет зависеть, удастся что-то или нет.
Если долго кричать "волки, волки", то все перестают обращать внимание на "волков"
В целом ситуация, когда региональные элиты виноваты во всем, а президент в это время в буквальном смысле витает в облаках, не обращает внимания на реальные страдания людей, на страдания беженцев из Курской области, – к тому, что он на чужих людей не обращает внимания, мы уже привыкли, но он и на своих не обращает внимания, и вот это не может не настораживать. Региональные элиты понимают, что в критической ситуации они всегда оказываются "крайними", никто не придет им на помощь, а если и придет, то под лозунгом: вы здесь недоработали, мы сейчас вас научим, как правильно исполнять свои обязанности. Хотя, конечно, защита населения в такого рода ситуациях не входит в обязанности местной и региональной власти, все равно так или иначе они становятся ответственными и в глазах федеральной власти, и в глазах населения.
– Почему российская сторона продолжает ставить на пугалки ядеркой? Есть ощущение, что это уже не работает.
– Угроза, произнесенная несколько раз, немножко теряет актуальность. Если долго кричать "волки, волки", то все перестают обращать внимание на "волков". Но мировая общественность зря сбрасывает со счетов такую вероятность: не стоит недооценивать степень сумасшествия Путина и его окружения. Эти люди загнали себя в тупик, они способны на все. Путину не жалко ни своих, ни чужих, он будет взрывать и убивать на своей территории тоже, если это покажется ему выгодным.
– Каким образом можно использовать атаку на Курскую область со стороны Украины в дальнейших переговорах о мире?
– Честно говоря, у Зеленского не оставалось другого выхода, кроме как идти и захватывать часть территорий. Если он серьезно рассчитывает отобрать у России сопоставимые куски территорий, то это вряд ли удастся. То, что сейчас происходит, – это такое "ввяжемся, а потом посмотрим". Но, по крайней мере, деморализовать противника и вызвать хотя бы временную панику среди региональных элит ему, несомненно, удалось. Несомненно, удалось и показать, что Путин по-прежнему оторван от собственного населения: он не поехал в Курскую область, отодвинул ее на второй план, для него все так же важны внешнеполитические приоритеты, он поехал в Азербайджан, поехал встречаться с другими такими же президентами, но никак не с руководителями регионов, с гражданами, с беженцами.
Более того, власть всячески препятствует частной благотворительности, пытается взять ее под контроль, изобразить, что она сама это делает. Для нашей власти ситуация в Курской области представляет собой угрозу. Любая тоталитарная власть страшно боится разного рода самоорганизации. Наша власть очень сильно испугалась даже самоорганизации военных, искренней самоорганизации со стороны господина Стрелкова, который сейчас пребывает в тюрьме в статусе политзаключенного. Ровно так же власть будет настороженно относиться к самоорганизации людей для помощи беженцам.
Региональные элиты уже посматривают в разные стороны в поисках мира или компромисса
Но здесь возникает дилемма: либо в критической ситуации власть дает возможность самоорганизации и децентрализации, дает больше полномочий региональным и местным властям в решении подобного рода вопросов и таким образом подрывается основа вертикали, либо власть продолжает настаивать на сохранении вертикали, снижает эффективность и усиливает свою непопулярность в результате подобного рода атак.
Еще многое зависит от того, как себя поведут украинские войска, временная украинская администрация на подконтрольных территориях. Курская область не самый простой регион, в свое время она входила в "красный пояс". Это, мягко скажем, не регион-донор, а регион-реципиент, он получает субсидии. Даже несмотря на свои богатые земельные ресурсы, эта область была убыточной до последнего момента. Я не завидую украинской администрации, которая имеет дело с такой сложной территорией, которая не могла сама себя прокормить, а сейчас не смогла сама себя защитить, – отмечает политолог Наталия Шавшукова.
Ряд пророссийских телеграм-каналов сегодня писали о попытке ВСУ прорваться в Белгородскую область. Комментариев со стороны Украины пока нет. На этом фоне продолжается операция ВСУ в Курской области. Как заявил сегодня главком украинской армии Александр Сырский, Украина контролирует уже сто населенных пунктов.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Военный аналитик Давид Гендельман – о том, заинтересованы ли украинские силы в расширении фронта и заходе в Белгородскую область.
– В последние дни мы видели несколько попыток мелких отвлекающих действий на других участках российско-украинской границы. Пока нет индикации, что там действительно происходит что-то серьезное. Проблема в том, что даже в самой Курской области украинская армия на данный момент как минимум старается расширить плацдармы. Вскоре встанет вопрос, действительно ли хватит резервов на такое продолжение. Скоро надо будет принимать решение, есть ли у Украины ресурсы пытаться дальше расширять плацдарм, или нужно без расширения пытаться удержать то, что есть, или все-таки свернуть операцию, заявить, что поставленные цели достигнуты, и вернуться к государственной границе.
Все больше и больше ударов украинскими средствами по аэродромам и по нефтяной инфраструктуре
– Есть основания полагать, что план Зеленского в том числе строится на использовании западного оружия. Насколько нуждается Украина в дальнобойном оружии и разрешении его использования по российской территории? Что это может поменять на фронте?
– Если учесть, что с самого начала войны, по выражению генерала Залужного, Россия ведет войну так, как она ведет, из-за безнаказанности, из-за того, что нет паритета в дальности средств поражения, еще в 2022 году Украина начала ставить стратегический приоритет на расширение дальности средств поражения. В последние месяцы все больше и больше ударов украинскими средствами как по аэродромам, так и по нефтяной инфраструктуре. Если бы сейчас западные союзники дали согласие на использование западных средств, это, возможно, не привело бы к какому-то коренному перелому, но чисто количественно усилило бы эффект украинских атак, – считает военный аналитик Давид Гендельман.
Оставшиеся жители приграничных регионов России рассказывают о высоких ценах в магазинах, мародерстве и отсутствии укрытий.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Почему гнев жителей приграничных регионов не идет выше, не обращается к тому, кто развязал эту войну? Продолжает Наталия Шавшукова.
Все понимают: если уж долетает до Саратова, то долетит докуда угодно
– Путин за последние годы сделал все, чтобы снять с себя ответственность. Несмотря на то что так называемая "специальная военная операция", вообще в целом вопросы мира и войны, государственной безопасности никак не могут быть отнесены к вопросам регионального значения, Путин по-прежнему делает вид, что он ни при чем, и сваливает всю ответственность на регионы. Это абсолютно абсурдная ситуация! Но, к сожалению, у нас фактически не осталось никаких независимых региональных властей, которые могли бы просто выйти и объяснить людям, что к чему, за что они несут ответственность, а за что должна нести ответственность федеральная власть.
Если бы у нас был нормальный Совет Федерации (а он, скорее, уже не спящий, а мертвый институт), то в этой ситуации Совет Федерации должен был экстренно собраться и спросить с федеральной власти: а что такое происходит, что на регионы сваливают несвойственные им полномочия и ответственность? Я думаю, региональные власти так или иначе это между собой обсуждают, они возмущены. Все понимают: если уж долетает до Саратова, то долетит докуда угодно. Поэтому вопрос к местным региональным чиновникам: насколько они готовы терпеть эту ответственность?
– Буквально завтра в Курской области начинаются семидневные досрочные выборы губернатора. Там пока исполняющий обязанности – господин Смирнов. Неужели ему настолько важно закрепиться в регионе, да и еще и в столь неспокойное время?
– Вообще, по-хорошему это тот случай, когда выборы нужно отменять, продлевать полномочия исполняющего обязанности. Не делая этого, власть как раз пытается показать, что это не она назначила, а люди сами себе избрали такого губернатора: это еще один из элементов сваливания ответственности на региональную власть.