Двести шестидесятый выпуск подкаста и радиопрограммы "Музыка на Свободе" посвящён новым исполнителям, работающим в "древних" стилях соула и фанка. Рок-критик Артемий Троицкий объясняет, как старое вино наполняет новые меха (или наоборот) и что из этого получается. Орган Hammond ещё никого не подводил!
Ваш браузер не поддерживает HTML5
"Ретромания" (кстати, название известной книги моего английского коллеги Саймона Рейнольдса, опубликованной ещё в 2010 году) уже давно и повсеместно рулит в мировой поп-музыке. Примеров и доказательств тому не счесть: от репертуаров караоке-баров до перепродаваемых за сотни миллионов бэк-каталогов знаменитых артистов ХХ века. Приведу лишь один: популярнейший глобальный меломанский сайт Rate Your Music ("Оцените свою музыку"), который ведёт ежесекундно обновляемый рейтинг лучших альбомов и песен всех времён и народов. Здесь в первой сотне лучших я насчитал всего около 20 лонг-плеев и синглов из нынешнего века. Причём некоторые из них (Канье Уэст?!?!) более чем сомнительные. А впереди – классика от Beatles и Джона Колтрейна до Nirvana и ранних Radiohead.
Это не столько плясовая, сколько настроенческая музыка в среднем темпе
Почему так – понятно. Я, в отличие от большинства своих возрастных сверстников, новых исполнителей люблю и слушаю, но вынужден признать, что их стандартное брюзжание на тему "раньше музыка была лучше" во многом справедливо. В технологическом отношении в плане саунда и аранжировок нынешняя звукозапись, конечно, не оставляет прошлому веку шансов. Но есть в любимой музыке вещи поважнее: красивые мелодии, задушевная лирика, страстное исполнение… то, что по-настоящему "цепляет". И вот тут никакое современное звуковое трюкачество и продюсерские ухищрения не выручают, запрос на "старое доброе" только растёт. Причём речь идёт не только о нетленных архивах 1950–1970-х годов, но и о творчестве суперпопулярных и продчёркнуто "традиционалистских" молодых артистов вроде "битлообразного" Эда Ширана или кантри-бардессы Тейлор Свифт.
Тэйлор Свифт с песенкой "Антигерой"
Есть и целые модные ретроориентированные музыкальные тренды и поддерживающие их рекорд-лейблы. Одно из самых ярких и лично мне симпатичных направлений – возрождение вокального и инструментального соула и фанка в духе конца 1950-х и 1960-х годов, периода "до диско". И здесь выделяется безупречно стильный лейбл Colemine Records. Запущен он был деловым меломаном по имени Терри Коул (отсюда, как я понимаю, и название фирмы) в пригороде Цинциннати, штат Огайо, в 2007 году. Первым клиентом лейбла стал местный инструментальный фанк-квартет The Jive Turkeys, в котором Коул сам играл на бас-гитаре. Первые 10 лет своего существования Colemine работал преимущественно на локальном рынке, выпуская исключительно виниловые синглы местных артистов. Первый альбом и первый всеамериканский успех случился в 2016 году, и это был дебют очень популярных сейчас Durand Jones & The Indications из штата Индиана. Новая мода на ретро-соул и репертуар лейбла полностью совпали, и началась история успеха.
Несколько альбомов Colemine уже звучали в "Музыке на Свободе" упомянутый уже Дюранд Джонс, сольник его партнёра по Indications Аарона Фрейзера, Delvon Lamarr Organ Trio. У последних как раз вышел третий студийный лонг-плей Cold As Weiss, и с него мы начнём экскурсию по новинкам лейбла. Трио из Сиэтла в составе: Делвон Ламар (орган "Хэммонд"), Джимми Джеймс (гитара) и Дэниэл Уайсс (барабаны) играют, по словам лидера, "соул-музыку с элементами джаза". Музыканты не особенно увлекаются импровизацией; их пьесы темпераментны, лаконичны, годятся для танцев и вообще очень похожи на смачный инструментальный фанк 1960-х в духе Booker T & The Mg’s или The Meters.
Delvon Lamarr Organ Trio с композицией "Продолжай продолжать"
Monophonics из Сан-Франциско – из ранних, с 2011 года, контрактников Colemine. Ансамбль во главе с вокалистом и клавишником Келли Финеганом играет с 2007 года в стиле, который я описал бы как "психоделический соул". Это не столько плясовая, сколько настроенческая музыка в среднем темпе, подчёркнутая роскошными аранжировками и парящим высоким голосом солиста. Альбом Sage Motel (2022), названный в честь легендарного хиппово-богемного притона в северной Калифорнии, – пятый по счёту у группы. Кроме того, Monophonics считаются исключительно сильной концертной командой.
Monophonics с титульной композицией альбома Sage Motel
Есть у Colemine и свой "модернистский" сублейбл, Karma Chief, и там главное действующее лицо – нью-йоркский композитор/продюсер Сет Аппельбаум и его Ghost Funk Orchestra. Редко когда название проекта столь точно характеризует его содержание: это действительно "Оркестр призрачного фанка". "Призрачность" достигается с помощью фирменного саунда, в котором оркестровый фанк замешивается с атмосферной электроникой и чуть ли не киномузыкой… И что-то в этом есть от депрессивного трип-хопа. На третьем альбоме GFO "Новый тип любви" (2022) задействовано полдюжины солистов обоих полов; конкретно приджазованную песенку Scatter поёт Роми Хэноч.
Если Colemine – самая успешная из ретро-соуловых фирм грамзаписи, то первым в ряду, несомненно, был лейбл Daptones, база певицы Шерон Джонс и её группы Dap-Kings. Среди артистов лейбла была группа Sugarman Three из Майами с "Хэммонд"-органистом Адамом Скоуном. Теперь у Скоуна более крупный состав с духовой секцией – октет Scone Cash Prayers. Тоже инструментальный фанк, весьма интенсивный, но с уклоном в сторону биг-бэндового свинга. Пьесу "Машина блаженства" я выбрал со второго альбома оркестрика под названием Blast Furnace!
Плейлист 260-го выпуска "Музыки на Свободе":
1. Peter Hammill (UK). I Who Have Nothing, LP In Translation (Fie)
2. Ana Alcaide ft. Reza Shayesteh (Spain/Iran). Ecstasi, LP Ritual (Self-released)
3. Skryty Puvab Byrokracie (Czech Republic). O Nasili 1, LP O Nasili (Poli5)
4. Tropical Fuck Storm (Australia). Suburbiopia, LP Deep States (Joyful Noise)
5. Delvon Lamarr Organ Trio (USA). Keep Оn Keepin’ On, LP Cold As Weiss (Colemine)
6. Monophonics (USA). Sage Motel, LP Sage Motel (Colemine)
7. Ghost Funk Orchestra (USA). Scatter, LP A New Kind оf Love (Karma Chief/Colemine)
8. Scone Cash Players (USA). Bliss Machine, LP Blast Furnace! (Colemine)
9. Xoán Curiel & Iris Gey (Spain). Se vos em prazer for, LP Treides comigo! (Xacobeo)
10. Will Butler (USA). Bethlehem, LP Generations (Merge)
11. Andrea Grassi Blend 3 + Beatrice Arrigoni (Italy). Snail Tale, LP Songs & Poems (We Insist!)
12. Buffet Lunch (UK). Orange Peel, LP The Powers оf Rocks (Upset The Rhythm)
13. Schlammpeitziger (Germany). Hüftgoldpolka, LP Ein weltlek in der echokammer (Bureau B)
Подписывайтесь на подкаст "Музыка на Свободе" на сайте Радио Свобода
Слушайте наc на APPLE PODCASTS – SPOTIFY – GOOGLE PODCASTS