Россияне в лодках: фейк в царские времена
Серенада в "Русалочке".
Дамы в лодке гребут.
На заднем фоне всех этих фотографий рисунок, а "средства передвижения" – тщательно разрисованные деревянные панели на переднем плане.
Фотографии эпохи этой странной моды собрал в коллекцию профессор истории и антропологии Коннектикутского колледжа Кристофер Б. Стейнер.
Стейнер рассказал Радио Свобода, что этот стиль фотографий стал популярным в конце XIX века, когда на смену дагеротипам, так называемым "зеркалам с памятью", пришли более дешевые и быстрые технологии. Портретная фотография стала развлечением.
Стейнер полагает, что необычный портретный стиль стал популярным благодаря ощущению движения, которое позволяло не самым богатым людям "выйти за пределы своего достатка или класса, а также воспользоваться новейшими технологиями", позируя перед аристократическими пейзажами на холсте.
Популярны были не только лодки, но и автомобили...
...и аэропланы. Это одна из немногих сохранившихся фотографий такого стиля после большевистской революции 1917 года. Фотография сделана после 1924 года, о чем свидетельствует надпись на самолете.
Но в большинстве фотографий все-таки используются лодки, создающие эффект движения. Отец с дочерью плывут на "Надежде".
На рубеже веков фотографиями увлекался и последний император России. На некоторых снимках Николай II и члены царской семьи были запечатлены в лодках на каналах Царского Села под Петербургом. Не исключено, что это тоже повлияло на популярность бутафорских лодок. На фотографии еще один макет лодки с надписью "Валк". Сейчас этот город разделен на Валку в Латвии и Валгу в эстонской его части.
Еще одно преимущество такой нарисованной реальности. С океаном на холсте можно и выпить.
Где появилась эта мода, остается неясным, но в начале XX века она пришла в Западную Европу. Эта фотография немецких солдат сделана в Эльзенборне в 1915 году.
А это – французский самолет с надписью "В приятной компании над лагерем в Битше", то есть над военным лагерем на востоке Франции на границе с Германией.
В отличие от западноевропейских фотографий более ранние российские снимки отличались исключительной серьезностью. Оцените сами.
Но создатель этой коллекции профессор Стейнер все-таки не уверен, серьезно ли относились россияне к этим фотографиям или снимки просто часть специфического российского юмора. И можно ли считать серьезной эту фотографию? На ней две девушки спасаются на лодке от наводнения? Или просто художник подкачал?