"Угроза" Павленского: история фотографии
Фотожурналист Нигина Бероева. Около часу ночи 9 ноября 33-летняя журналистка шла за Павленским по московским улицам. И даже за минуту до того, как сделать самую важную фотографию в своей жизни, Бероева "понятия не имела, что произойдет".
Корреспондент телеканала "Дождь" Владимир Роменский, как и Бероева, не встречался раньше с Павленским. Но за неделю до акции Паленский связался с журналистом и дал ему адрес кафе "Шоколадница" в центре Москвы. Роменский, не зная деталей готовящейся акции, согласился прийти с камерой на встречу. "До сих пор не понимаю, почему он выбрал меня", - говорит Роменский.
Павленский. "Шов". Протест против суда над членами группы Pussy Riot в 2012 году. Оба журналиста очень высоко отзываются о художнике. Бероева замечает: "Даже с зашитым ртом он говорит так, что слышит весь мир".
Бероева в командировке в Сирии. Пока они сидели в баре, Роменский принял внезапное решение пригласить Бероеву на загадочную встречу в кафе "Шоколадница". Бероева вспоминает, что примерно через 20 минут пришел Павленский и сел в другом конце зала: "С нами он не говорил и еды никакой не заказывал. Просто подождал минут 10, затем встал и вышел. А мы пошли за ним".
Журналисты последовали за фигурой в капюшоне через подземный переход. Бероева вспоминает: "Мы поднялись наверх, но не могли разглядеть, что он делает возле двери. Затем внезапно вспыхнул огонь. Мы выхватили камеры из сумок".
"Он просто стоял, ничего не говоря, не делая никаких заявлений. Он был очень спокоен". Метаданные камеры показывают, что между первой и последней фотографией, когда рука человека в форме выхватила камеру, прошло 17 секунд. "Мы повторяли, что мы журналисты, но меня прижали к стене, а Владимира повалили на землю".
После того, как его повалили на землю, вспоминает Роменский, на него сел один из людей в форме, а он сам пытался в это время спасти исторические кадры, которые только что заснял, и вынуть из камеры карту памяти: "Пока я пытался вынуть SD карту из камеры, она сломалась пополам. У меня ничего не осталось от той ночи, только опыт"!
После задержания журналистов отвезли на черном "Мерседесе" в ближайший полицейский участок. Бероева вспоминает, что в течение ночи следователи допрашивали их, используя разную тактику. "Иногда они угрожали нам, что объявят нас сообщниками... Это было страшно, я чувствовала себя абсолютно беззащитной. У меня в жизни не было таких ситуаций". В 7 часов утра после ночи допросов журналистов отпустили.
Дверь ФСБ, зашитая металлическим листом, через два дня после акции Павленского. Оказавшись на свободе и получив обратно свою камеру, Бероева с удивлением обнаружила в ней карту памяти с фотографиями. Вскоре после того, как ее фотографии опубликовали информационные агентства, ее телефон "взорвался, я получала звонки со всего мира. К этому я тоже не привыкла".
Сегодня, через семь месяцев после той ноябрьской ночи, Бероева протолкнлусь через забиты зал суда и сделала эту фотографию: с Павленского снимают наручники. Через несколько минут он вышел на улицу свободным человеком. Бероева говорит, что это не окончание для художника, который противостоит российским властям: "Я не удивлюсь, если эта акция продолжится".