Кинорежиссер Александр Сокуров заявил, что больше не будет снимать кино, после того как Министерство культуры отказало в прокатном удостоверении его последнему фильму "Сказка".
Сокуров объясняет запрет на прокат фильма цензурой. В том же уверены и многие комментаторы, которые выражают кинорежиссеру поддержку.
Александр Сокуров заявил, что сейчас у него нет возможности работать в России - после запрета его фильма «Сказка».Конечно, это связано с тем, что в фильме показан Сталин, реабилитация которого идет на наших глазах.Дорогой Александр Николаевич, мы с Вами. Гонителям - позор. pic.twitter.com/cNuc7C8b1V
— Борис Вишневский (@visboris) December 3, 2023
В свете событий, происходящих со "Сказкой" Александра Сокурова и с ним самим, хочется послушать министра культуры Ольгу Любимову и всё-таки получить внятный ответ на вопрос: "КАКАЯ ЖЕ СУКА ОТМЕНЯЕТ НАШУ ВЕЛИКУЮ РУССКУЮ КУЛЬТУРУ".
То, что «Сказку» Сокурова не пропустили на большой экран вообще не удивительно. Удивительно, как на него ещё не завели какое-нибудь уголовное дело за оскорбление чувств всех: верующих, коммунистов, сталинистов, фашистов и прочей нечисти
— Änfisa Piterskaya (@_Anfiska_) December 4, 2023
Прекращение творческой работы Сокурова – трагедия всей культуры. Сокуров – русский гений современного мирового кино. Его нерождённые фильмы – как нерождённые люди, нерождённые звёзды. Теперь их убили – нерождённых.
"Внутренняя эмиграция" Сокурова – трагический результат затопившей Россию тотальной несвободы. Это и есть – финал, настоящая отмена русской культуры самой российской властью. Сокуров больше не может творить свободно. Он решил замолчать. И остаться в России.
Молчание Сокурова – это наказание для страны, отдавшей свою свободу на растерзание вурдалакам. И это – молчаливое проклятье для тех, кто принёс в Россию варварство несвободы.
Я уверен, что запрет "Сказки" напрямую связан с тем, что в фильме среди прочих диктаторов показан Сталин. Страшный Сталин. Сталин, совиное крыло которого вновь нависло над Россией. Сталин, чьей политической реабилитацией занята сейчас российская власть. В России есть кому примерить погоны генералиссимуса.
Молчание Александра Сокурова – это в первую очередь его личная трагедия. Утешить его в этой трагедии невозможно. Я могу только надеяться на то, что архитекторы и строители российской несвободы найдут своё место в преисподней, где встретились герои фильма "Сказка", и останутся там навсегда.
Еще одна потеря.
Хочется верить, что не навсегда, что у Сокурова еще будет шанс, когда ситуация изменится к лучшему или все же решит работать на Западе.
В нынешней России для него теперь только одна возможность вернуться в обойму – публично раскаяться и снять клип для Шамана...
Фильм, где встречаются в аду Иосиф Сталин, Адольф Гитлер, Бенито Муссолини и Уинстон Черчилль, в итоге опубликовала на своем Youtube-канале Ксения Собчак.
Совместные усилия Минкульта и Собчак дали свои плоды.
Министерство культуры РФ не дало картине Сокурова "Сказка" прокатного удостоверения. А канал Ксении Собчак дал картине Сокурова более 500 000 просмотров за день. За день.
Кто молодец?
Минкульт молодец!
Организовал арт-хаусной ленте судьбу буквально почти "Пиратов Карибского моря". Титаны стратегического планирования, говорю же. Титаники мысли
...
Это столь очевидно, что в комментариях не нуждается.
Многие зрители высоко оценили картину.
Вот уж не предполагал что посмотрю новый фильм Сокурова благодаря Собчак. Она просто чемпиона по фигурному сидению на двух стульях. Но за возможность посмотреть фильм таки спасибо. pic.twitter.com/UM6jpHHCrm
— тревожный сырок 🇺🇦🇮🇱🏳️🌈 (@alexfrzn) December 5, 2023
Посмотрел последний фильм Сокурова "Сказка", который запрещён к показу в рф.
Сказать, что это (имхо) великий шедевр, лучший фильм автора и в будущем претендует стать одним из главных фильмов в истории (на уровне Неба над Берлином) – недостаточно.
Поэтому сформулирую так: если бы Тарковский был жив – он бы умер от зависти. А вот за Вендерса теперь переживаю.
Сокуров конечно маэстро! Весьма крипово, очень завораживающе, долгая сказка на ночь глядя! И единственная претензия: слишком мало тиранов в этом кинематографическом чистилище
— Док (@iheld_your_jaws) December 4, 2023
"Сказка" Сокурова – гениальное стихотворение. Если бы "Фуга смерти" Целана ожила и впилась всей своей силой в трупы отвратительных мясников истории. Смотреть в каждой семье, на каждом экране. Шедевр и вершина служения искусства веществу человечности, оправдание всей нашей несчастной жизни. Низкий поклон великому мастеру!
В изобразительном отношении это зрелище не имеет равных. Не понимаю вообще, как это сделано. Создан воображаемый и хрупкий, но совершенно реальный и ощутимый мир – за гранью человеческих возможностей. Это совершенная иллюстрация к Inferno ("Аду") Данте – взгляд в прошлое из кровавого XXI века. Гравюра, обретшая стереокопию. Изобразившая союз палачей в загробном мире. И они смотрят на нас своими страшными глазами. Сталин из-под усов, с добренькой ухмылкой старого людоеда. Но еще страшнее детская, растерянная улыбка Черчилля. Фильм, не получивший прокатного удостоверения в стране производства – и оставшийся в истории кино в момент своего создания.
Но есть и менее восторженные отклики.
Посмотрел "Сказку" Сокурова. Основное ощущение – контраста между суперсовременной технической стороной, позволившей органично оживить и смонтировать архивные кинозаписи, и архаичностью художественной задачи.
Проблему реконструкции душевного мира тирана/злодея/людоеда на материале новейшей (и кровавейшей} истории русское искусство решало более полувека назад – когда создавались "сталинские" главы "В круге первом" и "ленинские" "Красного Колеса". Решало, надо сказать, с помощью тех же художественных приемов (цитация и/или (ре)конструкция "внутреннего" языка героев), и решило успешно. Нехитрые сокуровские инновации типа оригинальной озвучки (на родных языках тиранов) и добавления к ряду "своих" злодеев иностранных дела не меняют. По хорошему, фильм Сокурова должен был бы стоять рядом с романами Солженицына. Даже "Покаяние" Абуладзе кажется более эстетически сложным текстом.
То, что такое кино создается сегодня и сегодня же воспринимается как актуальное ("запрещается") – лишь еще одно свидетельство того, как бесконечно буксует русская история и (в бОльшей своей части) культура.
Позднее Сокуров уточнил, что в интервью РБК он говорил не столько о завершении карьеры, сколько о невозможности продолжать работу в России. "У меня нет возможности снимать и нет возможности преподавать. Это то, что я сказал. Создаются невозможные для жизни и работы условия", – пояснил он.
Вчера Сокуров взволновал общественность. Что прекращает снимать и работать. Сегодня опроверг: его не совсем так поняли. Он имел в виду, что в России не может работать.
Одинокий голос человека на русском ковчеге при скорбном бесчувствии.
Вместе с тем в том же интервью Сокуров говорил, что не хочет уезжать из страны: "Что мне делать? Я – русский человек, у меня российский паспорт. Почему я должен за рубежом реализовываться? Почему я должен уехать, а не они?"
Сокуров – не первый и не последний человек, для которого "русскость" служит строгим ошейником, непреодолимым заклятьем.
Именно она парализует, ничтожит человека, не позволяя поднять настоящий бунт против кремлевского людоеда.
Эта "русскость" становится кольцом в носу, за который любая нечисть может "тягать и дергать", таща в преступную лояльность.
Ничего нового.
Многие немцы так и не смогли сбросить свой национальный ошейник и в результате обслуживали газовые камеры и печки освенцимов.
Для них Германия была "родина-мать".
Под таким же гипнозом священного "материнства родины" пребывают многие и в россии.
Это забавно. Материнство – не индульгенция, не "право на всё".
Ведь если мать спятила, если она душит детей и внуков, поджигает портьеры и гадит в суп -то такую мамашу, без колебаний сдают в ПНИ и забывают ее имя.
"Мать-родина" от таких мамочек ничем не отличается.
Сокуров – особый человек. Но его русскость не позволила ему пойти чуть дальше многозначительных, туманных намеков. Все эти художества очень милы, но время требует прямоты и однозначности.
"Патриотическая общественность" считает, что Сокуров перед Родиной в долгу.
У Сокурова культура не российская, а антироссийская.
— Хроника деградации (@sergeenko_i) December 3, 2023
И тут мы слышим хорошо известный тезис Макаревича – "Это Россия уехала от вас, мудачье. Потому что Россия – они, а не вы!".
Они – это Пугачёва, Галкин, Макаревич, Слепаков и примкнувшая к ним Чулпан Хаматова. Сокуров также разделил Россию на себя и всех остальных, снимая элитарное, но не всегда уместное кино.
Ещё один деятель искусства оказался одиноким в России.
Александр Сокуров – народный артист России, в послужном списке 72 награды.
Звездой такой величины он стал в России, при поддержке России, неоднократно получая и финансирование, и госнаграды.
Теперь он всюду показывает себя мучеником режима, демонстрирует свой фильм в программе Собчак…
Что за мифические "они" должны уехать, Александр Николаевич? Эти "они" сейчас с нами в комнате?
В таком почтенном возрасте заслуженный и уважаемый человек устраивает такую показную истерику.
Оппозиционные комментаторы тем временем упрекают кинорежиссера за то, что он до сих пор состоит в Совете по правам человека при президенте, состав которого буквально несколько дней назад снова изменился к худшему.
Удивительно и романтично. Прав режиссёр Александр Сокуров – почему он, а не они? Ведь Путин, Медведев и различные коллективные патрушевы могли уехать за рубеж ещё в 2012 году. После Болотной. Но вот незадача, почему-то не уехали. Возможно, Александр Николаевич не подсказал тогда им этот сказочный путь. Не подсказал и будто бы проспал последний десяток лет.
А за эти годы уехали реализовывать себя тысячи и тысячи деятелей культуры, науки, спорта, преподаватели школ и вузов, художники, архитекторы, журналисты, администраторы, предприниматели. За эти годы Путин развязал чудовищную войну против Украины и всего цивилизованного мира. От войны, от мобилизации, от репрессий уехали за рубеж сотни тысяч (если не миллионы) обыкновенных граждан с российскими паспортами. Их профессиональная и личная реализация стали просто невозможны в стране победившего путинизма.
Но нет, Александр Николаевич не спал. С 2018 года он член Совета по правам человека при президенте Путине. Он ежегодно может задавать этот вопрос президенту Путину прямо в лоб – почему вы не уезжаете за рубеж? Но не задаёт.
За эти годы президентом Путиным СПЧ был полностью очищен от всякого инакомыслия. Были исключены из состава Совета – Бобров, Федотов, Чиков, Шаблинский, Шульман, Костанов, Сидорович, Соболева, Асмолов, Верховский, Винокурова, Евдокимова, Засурский, Каляпин, Сванидзе.
Несколько дней назад Путин вывел из СПЧ Генри Резника, Леонида Никитинского, Мару Полякову. Но Александра Сокурова Путин оставил. Более того, добавил в современный, и так роскошный состав СПЧ известного стукача Ионова. Вероятно, чтобы посматривать за Александром Николаевичем в кулуарах. Чтобы в сторону не вильнул.
Вскоре ежегодная встреча Путина и СПЧ. Возможно, на ней Александр Сокуров наконец-то спросит у президента, почему Владимир Путин до сих пор не уехал.
А возможно, было бы правильней не садиться за один стол со стукачом Ионовым, выйти из круга друзей Путина, а заодно покинуть и СПЧ?
Очередное заседание СПЧ состоялось 5 декабря, и Александр Сокуров на нем присутствовал, но вопросов Путину не задавал.