В конце сентября, после объявления в России мобилизации, появились сообщения, что в кемеровской деревне Тюменево было призвано почти все ее мужское население – 59 человек. Позже выяснилось, что хотя многим мужчинам в деревне пришли повестки, в армию забрали лишь троих – по подсчетам местных жителей.
По переписи 2010 года, в Тюменево жило 195 мужчин (и 225 женщин). Правительство Кемеровской области опровергло информацию о мобилизации почти всего мужского населения деревни, заявив, что "в соответствии с ситуацией призовут 0,14 процента от общей численности подлежащих призыву".
Жители Тюменево и их разговоры о призыве и войне – в фильме "Деревенская мобилизация" документального проекта "Признаки жизни".
Кого вернули, кого проверили
Повестки пришли многим, а забрали только троих, говорят жители Тюменево, но не уверены, почему именно это произошло: то ли из-за огласки, то ли власти и не собирались всех отправлять, а только проверяли, кто где.
"Совали всех, и хромых, и больных, кто служил, кто не служил. После начали кому отсрочку, кого вернули, кого проверили". "Повестки пришли, чтобы военнообязанные отметились, а забрали всего троих".
Люди встревожены
Местный почтальон объясняет, что повестки разносит не она, а администрация: "Я когда к кому-нибудь захожу, спрашивают, что принесла? Я говорю: "письмо счастья", налог. Все уже на взводе. После этих повесток люди встревожены".
Жители деревни дружелюбны, но, кажется, опасаются сниматься на камеру.
Отправь меня воевать, если я автомат в руках не держал
Старшее поколение мужчин с удовольствием вспоминает свою службу лет 40–50 назад и говорит, что кого не надо, в армию не заберут – если, к примеру, служил в стройбате и военных навыков нет: "Отправь меня воевать, если я автомат в руках не держал". "Кто служил в артиллерии, в танковых, вот этих берут, артиллеристов, снайперов и прочих".
Ты слышала, что Путин говорит?
При этом про призванных ясности не было, куда и как их отправили. Разговоры между деревенскими такие:
– Этого сразу на Херсон сунули.
– В учебку.
– Какая учебка?
– Никто сразу не отправит тебя воевать. Ты слышала, что Путин говорит?
– Путин много чего говорит. А другие совсем по-другому говорят.
– А третьи скажут, что вообще сразу воюют. Никто тебя сразу не отправит воевать... У нас есть срочники, контрактники. Сейчас обучат, тогда пойдут.
– Что толку, обучат. За две недели обучат?
Ответили по телефону, что "секретная информация"
Родственники призванных тоже особой информацией не владели. "Повестку принесли, он в лесу был. Поехал, [ему назначили, когда явиться], на какое число". Другого забрали 28 сентября, сначала отправили в Омск, потом еще куда-то, а куда, уже не говорили, ответили по телефону, что "секретная информация". Про третьего рассказывают, что поехал в своих берцах, потому что зимние, а в армии выдали летние. Он-то, говорят, и был отправлен в Херсон после 10 дней подготовки.
Я в политике вообще не понимаю
"Раз сказали, значит надо" – так отзываются о целях мобилизации. "Америка давит нас, натравливает всех на нас. А выстоим или не выстоим мы – неизвестно. Желательно бы, конечно, чтобы выстояли, чтобы мы их задавили, а не они нас". Но на дополнительные вопросы не отвечают: "Я в политике вообще не понимаю. Я не знаю, что делается. У нас есть такие люди, которые в интернете лазают ого-го, такую ахинею несут, что другой раз поворачиваешься и уходишь. Поэтому стараешься не слушать ничего".
У кого-то в деревне установлен "Тик-ток", доступ к альтернативным источникам информации. "Каждый день гробы идут".
Я правду говорю. Меня не за что садить
Но другие говорят: "У нас штат набранный, в основном берут специалистов".
"НАТО с Америкой руководят. Борис, которого уволили. Там и Америка, и Англия, и Франция. Не поймешь, кто руководит. Но не Зеленский. Зеленский подписывает бумажки, а сзади него стоит ствол. Или деньги".
"Договоришься, посадят тебя”, – пытаются остановить говорящего.
"Да кто меня посадит? Кому я нужен? Я правду говорю. Меня не за что садить".