В Литве 13 октября прошел первый тур выборов в парламент страны – Сейм. Многие международные СМИ сообщили о левом развороте литовской политики, поскольку оппозиционная Социал-демократическая партия Литвы, набрав 20 процентов голосов, одержала верх над консерваторами из правящей партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" (18%). Но выборы принесли неожиданное третье место совершенно новой партии "Заря Немана", которая получила 15% голосов. В прошлом году Конституционный суд лишил ее основателя депутатского иммунитета за разжигание этнической ненависти. Защищая палестинцев в войне с Израилем, он вытащил из подвалов исторической памяти откровенно антисемитские нарративы, с которых начинался Холокост в Литве.
Ремигиюс Жемайтайтис активно выступает против миграции, нападает на белорусскую оппозицию в изгнании, обосновавшуюся в Литве, и ее лидера Светлану Тихановскую, ему не нравится гостеприимство его родины по отношению к украинским беженцам. Он против того, чтобы тратить бюджетные деньги на оборону. На вопрос, как Литве сосуществовать с Россией, Беларусью с их режимами, Жемайтайтис отвечает в том духе, что надо сотрудничать – ведь деньги не пахнут.
Во всем виноваты евреи и коммунисты
Официальный консенсус в Литве – поддержка Израиля в нынешней фазе ближневосточного конфликта. Ремигиюс Жемайтайтис, однако, сторонник палестинцев. Летом прошлого года, возмущаясь визитом литовского премьер-министра Ингриды Шимоните в Израиль, он написал в фейсбуке несколько постов, в которых обвинил евреев не только в уничтожении жителей Газы, но и в депортации и убийстве литовцев в начале советской оккупации. В частности, политик опубликовал фото разрушенной израильскими войсками палестинской школы под Вифлеемом и заявил: "Помимо Путина в мире появились еще одни скоты – ИЗРАИЛЬ". "После таких событий неудивительно, что рождаются такие поговорки: "Лез еврей по лестнице и упал случайно. Возьмите, дети, палочку и убейте этого еврейчика…" – добавил он. Жемайтайтис утверждает, что евреи и русские устроили в Литве "Холокост литовцев", и демонстрирует таблицу сотрудников КГБ и НКВД по национальностям.
Высказывания политика немедленно осудили глава государства Гитанас Науседа, премьер-министр Ингрида Шимоните и министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис. Генеральная прокуратура начала досудебное расследование по факту разжигания ненависти на этнической почве. Партия "Свобода и справедливость", членом которой являлся Жемайтайтис, исключила его из своих рядов. Община евреев-литваков выпустила официальное сообщение, в котором обвинила Жемайтайтиса в том, что он развивает темы "Протоколов сионских мудрецов" – знаменитой антисемитской фальшивки.
На чужих ошибках
Кто такой Ремигиюс Жемайтайтис? С 2016 по 2020 год он возглавлял правоцентристскую партию "Порядок и справедливость", а до 2022 года – партию "Свобода и справедливость", возникшую в результате слияния с двумя другими политическими силами. Жемайтайтис сменил на этом посту основавшего ее в 2002 году Роландаса Паксаса. Тот в 2004 году был смещён с поста президента Литвы в результате импичмента за конституционные нарушения, пожизненно потерял право участвовать в политике и долго боролся за отмену этого запрета. Нынешнее законодательство запрещает лицам, подвергшимся импичменту, избираться в Сейм и президенты в течение десяти лет. Жемайтайтис извлек урок из судьбы предшественника. В июне 2023 года, не дожидаясь окончания процедуры, он самостоятельно сложил депутатские полномочия и вскоре вступил в парламентскую гонку во главе новой основанной им партии "Заря Немана".
Смотри также Правящая партия проигрывает выборы в литовский СеймЖемайтайтис окрылен результатами выборов. Для него они также неожиданны, как и для других, поскольку еще весной прошлого года он испытал свой политический потенциал на выборах мэра Клайпеды и проиграл. Политик утверждает со ссылкой на опросы, проведенные его партией, что "Заре Немана" удалось привлечь голоса избирателей, которые раньше не участвовали в выборах. Он рассчитывает войти во власть, поскольку социал-демократы и их союзники не обладают уверенным большинством для формирования коалиции.
Получится ли у него? Президент Гитанас Науседа говорит, что будет готов обсуждать это с Жемайтайтисом, только если тот "изменит риторику". Но лидер "Зари" извиняться за антисемитизм не собирается.
Не пойман – не рука Кремля
Радио Свобода обсудило феномен Жемайтайтиса со специалистом по пропаганде, доктором социальных наук, доцентом факультета коммуникаций Вильнюсского университета Виктором Денисенко.
– Что известно о возможности использования партии "Заря Немана" Москвой в своих интересах? Насколько сам Жемайтайтис использует нарративы, близкие Кремлю, консолидирует ли электорат, в котором они сильны?
– Проблема в том, что четких ответов на эти вопросы нет. Жемайтайтис, во-первых, оппортунист, во-вторых, популист. В политическом поле Литвы это один из тех деятелей, которые часто ходят по грани. Можно вспомнить, что он уже был депутатом Сейма, но сам подал в отставку после скандала. Было судебное разбирательство, и он рисковал оказаться без мандата по решению суда, что не позволило бы ему идти на новые выборы. Ну, а в-третьих, есть такая пословица: не пойман – не вор. Можно делать определенные предположения и выдвигать версии, есть ли у него какая-то связь с нарративами Кремля или с какими-то российскими структурами, но пока подобной информации нет, нельзя этого с уверенностью утверждать.
– Что говорят о нем сейчас кремлевские и белорусские официальные источники? Используют ли как-то его заявления?
– В последнее время уменьшилась активность российских и белорусских пропагандистских источников, направленная конкретно на Литву. Но, по крайней мере, нельзя сказать, чтобы его использовали очень широко. Однако, возможно, ситуация изменится, поскольку уже непреложен факт, что этот человек будет присутствовать в политической жизни Литвы и в Сейме. Обычно пропагандисты выискивают персонажей, чьи высказывания ложатся в их матрицу.
Обычно пропагандисты выискивают персонажей, чьи высказывания ложатся в их матрицу
– В Клайпеде, где Ремигиюс Жемайтайтис баллотировался на пост мэра, его поддержали молодые русскоязычные политики. Как я понимаю, среди русскоязычных на ниве правого популизма у него есть конкурент в лице Эдуардаса Вайткуса.
– Вайткус – это радикальный пример, единственная политическая фигура в Литве, которая повторяет нарративы кремлевской пропаганды. Жемайтайтис в этом смысле куда осторожнее. Он более приемлем для литовской политики, чем Вайткус, и результаты голосования это показали. У людей, которые за него голосовали, могла быть разная мотивация. Жемайтайтис действительно выглядит как человек, который идет против мейнстрима. Он создал новую политическую силу, а в Литве такие силы обычно привлекают внимание и поддержку части избирателей, потому что люди не находят среди традиционных политических партий представителей их взглядов или же просто выходят на протестное голосование, чтобы таким образом наказать тех, кто у власти. Такое периодически случается, однако подобные образования активны в течение одного политического сезона, а на следующих выборах обычно теряют поддержку.
– Насколько заметен антисемитизм в литовской политике?
– Антисемитизм, как и Холокост, и вообще события Второй мировой войны, – это крайне болезненная тема. Признано, что часть населения Литвы участвовала в репрессиях, уничтожении евреев. Другая часть населения в то же время их спасала. Я не могу сказать, что антисемитизм проявляется в политической жизни Литвы. Конечно, бывают всякие случаи, но каждый раз наступает достаточно жесткая реакция со стороны других политиков, общественности, СМИ. Это точно не является мейнстримом.
– Если не считать такие крайние проявления, как антисемитизм, поправение в литовской политике – это все-таки тренд?
– Это даже трудно назвать трендом. С момента восстановления независимости Литвы и краха Советского Союза литовская политика в целом ориентирована скорее вправо. Я не говорю про радикальные правые силы. Левая повестка, с которой ассоциировался коммунистический режим, отметается. Есть своеобразное явление: в классической парадигме либеральные силы обычно склоняются влево, а в Литве традиционно скорее вправо. Но, наверное, тренд поправения все же существует, поскольку во время этих выборов появилось больше политических сил, которые пытаются заигрывать с правым нарративом. Может быть, они вдохновляются успехом "Альтернативы для Германии" и позициями партии Марин Ле Пен во Франции. Литовское политическое поле реагирует на подобные процессы, но у нас они не столь сильны, как в той же Германии или Франции.
Инструментализация Холокоста
Мы поговорили о "Заре Немана" в контексте общих трендов литовской политики с главой литовского офиса Freedom House Витисом Юрконисом.
– Как вы считаете, литовская политика склонилась влево или вправо?
– И то, и другое – очень упрощенный взгляд. Безусловно, для социал-демократов результат первого тура очень хорош – но это если сравнить с прошлыми выборами, которые были для них катастрофическими. Есть признаки, что ЛСДРП выходит из кризиса, и это хорошо для литовской политической системы. Но говорить о резком полевении политики нельзя. За четыре года правления консерваторы пережили множество внешних вызовов – и пандемию, и инструментализированную миграцию со стороны белорусского режима, затем санкции, полномасштабное вторжение России в Украину и опять санкции, инфляцию и так далее. И при этом коалиция не то что не распалась – консерваторы на равных борются с политическими конкурентами, и эта битва далеко не закончена. Основная загадка сейчас в том, составят ли коалицию три партии или четыре, и в этом случае переговорный процесс будет куда более сложным.
Это салат оливье из разных протестных антиэлитистских лозунгов
Что касается поправения. Кто такие Nemuno Aušra – "Заря Немана", что это за люди? Сложно их назвать какими-то правыми или националистами. Это очень пестрая группа, в которой есть масса нелитовских фамилий. Неоднозначная фигура и сам Ремигиюс Жемайтайтис, автор разнообразных высказываний и по поводу помощи Украине, и по поводу усиления обороны, которые не укладываются в четкую идеологию. Это салат оливье из разных протестных антиэлитистских лозунгов. Помимо критики системы и правящей коалиции, там сложно найти единую линию. Я никак не могу утверждать, что мы здесь имеем дело с радикальными правыми. К последним наиболее близко Национальное объединение, националистические взгляды можно найти в польской партии (Избирательной акции поляков Литвы. – РС), которая говорит про традиционные ценности и тому подобное, но ни те, ни другие не прошли в Сейм. Во многих партиях есть отдельные политики, которые подыгрывают антииммигрантским настроениям, выступают против закона о партнерстве и Стамбульской конвенции, но голоса таких людей разобщены.
– А что за люди голосуют за "Зарю Немана"?
– "Заря Немана" пришла на смену популистской Партии труда Виктора Успасских, который традиционно собирал протестный электорат. Также они "откусили" часть избирательной базы Союза крестьян и зеленых, аграриев, которые едва преодолели избирательный барьер. Высокая поддержка у "Зари Немана" была в Жемайтии. Их избиратели живут преимущественно в регионах, удаленных от столицы, и чувствуют себя брошенными на произвол судьбы. Среди них распространены теории заговора, буйно расцветшие во время пандемии и поддерживаемые российской и белорусской пропагандой, в которых утверждается, что элиты работают на себя, а не на народ. Например, о внуке Ландсбергиса (согласно этой теории, есть тайная договоренность, что нынешний министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис, внук первого главы Литвы после восстановления независимости Витаутаса Ландсбергиса, унаследует пост деда. – РС).
Смотри также Глава МИД Литвы призвал все страны ЕС выслать российских пословНе секрет, что в Литве очень высока поддержка Украины, антикремлевские и антилукашенковские настроения, они совпадают с официальной политикой. Сторонники "Зари Немана" призывают к ее пересмотру или смягчению. Даже если они закрепят успех во втором туре, еще вопрос, захочет ли кто-то вступать с ними в коалицию. Но определенно они будут сеять сомнения в нынешнем парламенте по поводу ценностной повестки.
– Если такой популист, как Жемайтайтис, выбрал антисемитизм основной стратегией, наверное, он чувствует, что эти настроения сильны в "глубинном народе"?
– Антисемитские высказывания – то, что вызвало наиболее сильную реакцию у всех, от правящих кругов до известных интеллектуалов, ведущих СМИ и вплоть до Конституционного суда! И реакция показала, что эти слова за гранью дозволенного. Благодаря своим высказываниям Жемайтайтис смог обратить на себя внимание, и некоторые даже предполагали, что он сознательно использовал этот болезненный вопрос, чтобы спровоцировать скандал, а затем встать в позицию жертвы и обвинить власти в заговоре против него. Иными словами, он инструментализировал память о Холокосте в Литве, которая не является для него важной с точки зрения содержания, но помогает удержаться в повестке дня, – сказал Витис Юрконис.