В московской библиотеке имени Максимилиана Волошина больше не увидеть подлинные артефакты Древнего Египта. Здесь не будет лекций и выставок, посвященных ориенталистике. Отсюда вывезено собрание старинных редких востоковедческих книг. Чиновники средней руки добились упразднения единственного в своем роде общественного центра востоковедения, который существовал на базе библиотеки. Точнее, библиотека и была таким центром. Причем все ее проекты были бесплатны для посетителей.
Среди тех, кто пытался защитить Волошинку, – муниципальный депутат Сергей Митрохин. По его сведениям, руководитель Объединения культурных центров Центрального административного округа (ОКЦ ЦАО) Сергей Мельников вместе с подчиненными добивается того, чтобы библиотека использовалась в коммерческих целях:
– Они хотят, чтобы эти пространства сдавали в аренду. Сама по себе библиотека как государственное учреждение не может стать платной. Это незаконно. Однако она может сдавать свои помещения, ну а деньги при этом поступают в московский бюджет. На такой основе сейчас работает практически вся библиотечная система, однако коллектив Волошинки считает, что культура должна быть общедоступной.
У этой библиотеки был уникальный колорит. В числе прочего, благодаря временным выставкам. Но Сергей Мельников распорядился, чтобы все оттуда забирали.
– Чем ему неугодны произведения искусства?
Туда приехал ЧОП под названием “Старк” и не дает ничего выносить
– Ну а как иначе вы будете сдавать в аренду общественное пространство, которое сейчас занято данными объектами? Самый же интересный момент заключается в том, что туда приехал ЧОП под названием “Старк” и не дает ничего выносить. Я был свидетелем того, как не дали забрать Александру Беглову 20 его собственных картин. В эти дни в библиотеке как раз проходила выставка этого художника. Я стал звонить Мельникову, но не дозвонился. Тогда позвонил заместителю главы Департамента культуры Москвы Кибовского, которого зовут Михаил Кочерга. Он сказал, что возникло подозрение, будто в библиотеке расхищается государственное имущество. На вопрос, в связи с чем вдруг возникло такое подозрение, он не смог ничего ответить. Я думаю, что это какая-то идиотская нелепость.
В числе чиновников, причастных к судьбе востоковедной библиотеки, – генеральный директор “Московской дирекции по развитию культурных центров” Тимур Вахитов. По его мнению, ничего страшного не случилось и библиотека “как работала уже очень долгое время, так и будет продолжать свою работу”. Что происходящее в Волошинке “на выдачу книг и прием посетителей никак не влияет. Никаких планов по изменению формата работы библиотеки также нет”, – пояснил Вахитов. Также он опроверг информацию о планах сдачи помещений библиотеки в аренду и сокращении сотрудников учреждения.
Умиротворяющие заявления чиновник сделал 12 декабря. Однако в этот же день директор библиотеки Сергей Куприянов написал на своей странице в фейсбуке:
Сегодня нас – Сергея Куприянова и Виктора Солкина – отстранили от руководства Волошинкой по указанию генерального директора "ОКЦ ЦАО” Мельникова С. П. Кабинет, пустое помещение архива, прочие помещения – опечатаны. Это финал достойной истории, существовавший вопреки многому и многим. Всем спасибо за помощь и за вашу огромную поддержку. Только вот чиновникам мнение думающих людей малоинтересно. На этом проект востоковедной Библиотеки-культурного центра имени М. А. Волошина закрыт.
Египтолог Виктор Солкин в библиотеке занимал пост главного хранителя восточных фондов. По его словам, гонения на уникальную библиотеку начались после сомнительной административной реформы:
– В июле этого года в Москве объединили в юрлицо библиотеки и дома культуры. К власти пришли люди из домов культуры. Они поставили новые задачи. Было сказано публично, что в библиотеках книги не нужны, а нужно максимальное количество кружков и всяких досуговых событий. Потому что это внебюджет, а внебюджет сейчас во главе всего. Генеральным директором Объединения культурных центров ЦАО, в который как филиал входит Волошинка, стал Сергей Мельников. На мой взгляд, это далекий от культуры человек, который прямыми указаниями объяснил нашему директору Сергею Куприянову, что библиотеке больше не нужны востоковедные лектории, а это был один из лучших лекториев Москвы. Также было объявлено, что не нужны выставки, потому что для библиотеки это непрофильная деятельность. Не нужно книгоиздательство, потому что это непрофильная деятельность. Что Востоковедный центр нужно закрыть. В общем, сделать из библиотеки Волошина обычную районную библиотеку, какой она и была 10,5 лет тому назад, то есть до того, как туда пришла по приглашению тогдашнего руководства Департамента культуры наша команда делать новую историю.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
В библиотеке были уникальные коллекции произведений искусства и факсимильные копии удивительных памятников древности. Все это были вещи, принадлежащие на правах частной собственности нескольким московским известным коллекционерам. Они предоставляли нам все эти вещи, которые сделали уникальным образ библиотеки, абсолютно бесплатно. Более того, все выставки, которые были в библиотеке за 10,5 лет, тоже были бесплатными. Тем не менее нам напрямую сказали, что вот этот абсолютно уникальный для Москвы востоковедный вектор не нужен.
Уникальное окно на Восток
К нам не всегда так относились. В 2018 году библиотека праздновала столетие. Тогда Сергей Семенович Собянин в поздравлении отдельно отметил, что наша библиотека Волошина – это уникальное окно на Восток, это уникальное пространство, которое очень нужно Москве. Это было отмечено градоначальником. Теперь же все наши партнеры – владельцы частных коллекций не доверяют Сергею Павловичу Мельникову. Они отозвали заключенные с нами договора ответственного хранения. И мы, естественно, отдали им их произведения искусства, то есть ценные книги и коллекции, которые украшали 10,5 лет эту потрясающую библиотеку.
– Как вы думаете, почему Тимур Вахитов, вопреки очевидным фактам, которые не скроешь, заявил, что библиотека продолжает работать в прежнем режиме?
– Господин Тимур Вахитов представляет странный ГБУК "Мосразвитие", которое находится как бы сбоку от Департамента культуры. Очевидно, он не знал, как еще защититься от той абсолютно праведной волны гнева, которая идет в СМИ и в социальных сетях. А еще – от обращений общественности с протестом на имя Собянина и в прокуратуру. На фоне всех этих запросов, в которых, в том числе, уважаемый нами Сергей Сергеевич Митрохин участвует, Вахитов заявил, что, оказывается, к нам нет никаких претензий. Мы впервые об этом узнали, что к Востоковедному центру тоже нет претензий, что он не понимает, почему мы говорим, что уничтожается библиотека, а мы утверждаем, что именно Востоковедный – ее уникальная черта.
Вахитов говорит, что претензия к нам только в том, что по его информации некий безымянный сотрудник библиотеки вывез из нее книги и произведения искусства. На мой взгляд и на взгляд моего адвоката, такие его слова близки к уголовной статье. В прошлом господин Вахитов – это чиновник из Ставропольского края, который дружескими узами связан с нашим новым генеральным директором Сергеем Мельниковым. Поэтому понятно, что он его защищает. Вахитов никогда не был у нас в библиотеке. Он не видел этих вещей. Он не в курсе, что когда мы открывали востоковедный проект в 2012 году, естественно, документальными актами и договорами были защищены все эти передачи вещей, иначе как бы мы их могли экспонировать на протяжении 10,5 лет.
– То есть это были акты о передаче на ответственное хранение? Иными словами, коллекции оставались собственностью владельцев? Библиотеке они свои раритеты не дарили и не продавали?
Произведения искусства, а также коллекция редких книг по египтологии была нам передана на ответственное хранение
– Конечно, произведения искусства, а также коллекция редких книг по египтологии была нам передана на ответственное хранение для некоммерческого, естественно, использования. И когда вся эта ситуация началась, владельцы вещей не захотели участвовать в разрушении культурного наследия. Они просто попросили актами и заявлениями отдать им эти вещи. Мы их отдали. Библиотека стала просто помещением с красивыми крашеными стенами, и эти стены окрашены нашими руками. Эта война с чиновниками идет уже больше двух месяцев, и не было ни одного более-менее содержательного ответа со стороны Департамента культуры города Москвы. Там игнорировали, что огромное количество людей, несколько тысяч, обращалось через сайт mos.ru на имя Сергея Собянина с просьбой не только прокомментировать ситуацию, но и предотвратить уничтожение уникального Востоковедного центра в Москве.
Не имея возможности хоть в каком-то приличном или положительном ключе представить вот этого нового генерального директора Сергея Мельникова, из-за антикультурной и вандальной позиции которого происходит весь этот конфликт, ГБУК "Мосразвитие" пытается обвинить кого-то из библиотеки в вывозе какого-то неустановленного имущества. В субботу господин Мельников – это очень важно! – написал заявление в полицию о факте хищения какого-то имущества из библиотеки. Полиция отказала ему в возбуждении уголовного дела, потому что не доказан ни факт предполагаемого хищения, ни факт потери в библиотеке какого-либо имущества. Но нам повезло. Буквально полторы недели назад у нас была очередная инвентаризация, которая показала полное наличие всего имущества библиотеки в стенах самой библиотеки.
Мы вкладывали в библиотеку свои деньги
Наверное, стоит еще указать, что я, Сергей Куприянов и члены нашей команды будут увольняться. Мы не будем работать с такими людьми, которые являются промежуточными чиновниками в Департаменте культуры. Все эти годы, будучи состоятельными, работающими людьми (я – востоковед-египтолог с международным именем), мы вкладывали в библиотеку свои деньги. Поэтому мы не просто ничего не похитили из библиотеки, но мы оставляем библиотеке, нашим преемникам, значительный имущественный комплекс – мебель, технику, витрины для выставок. Мы не те люди, которые будут забирать последний гвоздь. Однако ввиду сегодняшних обвинений господина Вахитова, которые просто лично для меня как для потомственного москвича и для честного человека оскорбительны, мы очень настаиваем на полной инвентаризации всего государственного имущества, а также на фиксации того огромного объема частного имущества, которое мы оставляем библиотеке.
Мы знаем, насколько сложно вести яркий проект в Москве, насколько он не поддерживается чиновниками, насколько в подобных проектах можно опереться только на единомышленников и на каких-то меценатов из частного бизнеса. Глубоко сочувствуем нашим преемникам, потому что им будет очень тяжело сделать тот уровень, который делали мы. На протяжении последнего десятилетия лучшие востоковеды Эрмитажа читали лекции в Москве только на двух площадках – в Государственных музеях Кремля и у нас, в Библиотеке Волошина.
– На сайте библиотеки до сих пор написано, что на 13 декабря намечена ваша лекция "Подземелья богов. Крипты, катакомбы и тайники в Древнем Египте". Вы говорите, что больше не считаете себя сотрудником библиотеки. Значит, лекция не состоится?
Как бы я мог пригласить гостей в библиотеку, которая находится на военном положении?
– Лекция пройдет в онлайн-формате. Все наши подписчики, кто собирался прийти на лекцию, предупреждены. Да и как бы я мог пригласить своих гостей в библиотеку, которая, по сути, находится на военном положении? В библиотеку, где гостей, читателей демонстративно грубо досматривают нанятые сотрудники ЧОПа. Сергей Сергеевич Митрохин с этим столкнулся в полной мере. Так что, повторю, я прочитаю эту лекцию онлайн, благо, что после пандемии мы блестяще умеем это делать. Дальше посмотрим, как будут развиваться события.
– А есть ли смысл увольняться? Может быть, стоит побороться?
– Понимаете, да, мы безумно признательны той волне поддержки, которая поднялась. Есть ряд телеграм-каналов с количеством подписчиков более миллиона человек, которые опубликовали эту информацию. Но дело не только конкретно в Сергее Мельникове, который сейчас назначен так неудачно этим генеральным директором. Дело в том, что это такая тенденция, что в средних звеньях Департамента культуры города Москвы появляются люди, поддерживающие всю эту войну против нас. Например, это господин Михаил Кочерга, который вообще-то бывший прокурорский работник из города Ставрополя. То есть это люди, которые, на мой взгляд, не обладают необходимой экспертизой для реализации или комментирования культурного продукта в городе Москве. Я принял решение, посмотрев сейчас и на их человеческие качества, и на непонимание смыслов библиотеки. Посмотрев на их невероятную погоню к внебюджету, на попытки на любом свободном квадратном месте организовать какую-то прибыль, не знаю – для города или для кого-то еще (тут уже, наверное, прокуратуре разбираться). Я не буду работать с этими людьми, потому что я египтолог-востоковед с международным именем. Я хочу писать книги, я хочу заниматься своей научной работой. Я хочу делать свои проекты с Египтом. Я не вижу для себя оснований не просто пожимать руку, а находиться рядом в одном помещении с теми людьми, часть из которых, к сожалению, находится в управленческой структуре Департамента культуры города Москвы, после того, что я вижу, что происходит не только у нас, но в том числе и у нас.
– Вся ли ваша команда уходит?
– Из 9 человек команды уходит 6, а трое остаются, но это трое технических сотрудников, которым по ряду причин, в том числе в связи с образованием либо какими-то семейными ситуациями, просто некуда идти. Я глубоко сочувствую тем людям, которые останутся в библиотеке, которая опять стала бессмысленной районной. Очень важный момент: как бы намекая на какую-то ложь с нашей стороны, чиновники говорят, что мы распространяем неправильную информацию о закрытии полностью Библиотеки Волошина. Это не так, это некорректно. Мы везде, во всех СМИ говорим, что уничтожается востоковедная библиотека, которая была уникальным опытом очень выгодного, очень красивого сотрудничества Департамента культуры города Москвы (поскольку библиотека муниципальная), и нескольких неравнодушных меценатов, частных коллекционеров. Это их стараниями и трудами на протяжении 10,5 лет в центре Москвы был удивительный востоковедный библиотечно-музейный центр, который имел даже международные программы, который был гордостью для многих москвичей. Нынешнему поколению чиновников это не просто не нужно, а подобные вещи вызывают у них отторжение и агрессивную аллергию.
– То есть больше не будет именно Востоковедного центра?
– Нет, не будет. Будет обычная районная муниципальная библиотека. А я забуду о сотрудничестве с Департаментом культуры города Москвы как о страшном сне.