Специалистов по судьбам отечества в России сегодня больше, чем когда-либо, а в том, что они говорят, нет ничего нового по сравнению с тем, что страна слышала двести и больше лет назад. Безусловно, речи первых лиц государства, казённых мыслителей выдают унылых, хотя с виду дерзких невежд, а вот как быть с тем, что они чуть ли не слово в слово повторяют суждения и призывы своих соотечественников далёкого прошлого? Те ведь были люди образованные, талантливые, они годами, а то и десятилетиями, как тот же Фёдор Тютчев, жили на Западе, женились, и не по одному разу, как и он, на немках и прочих шведках, по возвращении на родину по-французски говорили больше и лучше, чем по-русски, – и всё это не мешало им нести тот бред, который уже тогда вызывал недоумение и насмешки на Западе.
Это он, большой русский поэт, политический мыслитель, дипломат, не последний из чиновников, Фёдор Иванович Тютчев, без обиняков указывал на Германию и Италию как на имперские провинции "будущей России".
В дни пребывания в Киеве ему привиделась "какая-то новая своеобразная Европа, которая вдруг раскрылась и расходилась по широким русским пространствам". Да, это произошло с ним в Киеве, в этом "центре и сердце славянства", куда надлежит-де перенести столицу Великой России. "Зуд перенесения столицы" не давал Тютчеву покоя. Константинополь, тот, разумеется, должен был стать нашим, не говоря о какой-то Австрии. Ему, короче, потребовалась такая Россия, которая объемлет "весь евро-азиатский континент и прежде всего Средиземноморье с коренной Европой". За это и только за это и стоит, считал поэт, бороться, ибо "от исхода предстоящей борьбы зависит решение вопроса, которая из двух самостоятельностей должна погибнуть: наша или Западная; но одна из них должна погибнуть непременно – быть или не быть, мы или они". А "особую славу" России этого будущего должен будет снискать опять же Киев – "фокус предыстории Руси как части византийской ойкумены".
Своего поражения в Кремле не признают ни за что
С высоты этой задачи, выполнение которой требовало очистить Россию от всякой внутренней скверны, он смотрел на окружающую его родную действительность и как же недобро отзывался о царе, которому верно служил и который всё делал не так, как делал бы он, Тютчев, и в конце концов привёл Россию не в Константинополь, а к позорному поражению от француза с англичанкой! И сколько их было таких во все времена – верно служивших царям и жестоко (но так, чтобы никто не слышал) осуждавших их за всё, в чём те были и не были виноваты! Неприятие государственных, да и всех прочих российских порядков, отвращение к самой России со всеми её потрохами было обычным состоянием всех в высшем свете, у кого были мозги, не совсем спящая совесть и просто вкус, бывший начеку.
Что, они тоже были дерзкими невеждами – Тютчев, Фёдор Достоевский и многие их собратья и читатели всех сословий? Нет, невеждами и дураками они не были, хотя именно дураками, скажу ещё раз, их прямо называли даже некоторые из их западных друзей. Кого-то – и жёны… Но то, что в позапрошлом веке было продуктом заигравшегося поэтического воображения выдающихся сынов отечества, к нашим дням превратилось в жвачку плохо образованных посредственностей.
Трагикомично то, что наиболее казённые из них молчат о родном православии. Всё опошлили, всё! Ведь для их прадедов-вероучителей именно русское православие было тем величайшим, судьбоносным обстоятельством, которое требовало, чтобы Россия владела всем христианским миром. Дело для них было не в том, что Россия – их мать, а в том, что она, по их понятиям, была и будет, будет! хранителем и источником православия для всех, кого сможет с Божьей помощью прибрать к рукам. В Риме им виделся православный папа. Это ничего, что там, а не в Киеве или Москве, Италия-то со своим Римом будет неотъемлемой частью России!
Не дожидаясь вопроса, что они несут миру, их прадеды отвечали: Бога несём, Бога, в котором что-то понимаем только мы. Деды, в свою очередь, резко изменили содержание своей ноши, но её самоё оставили: несём безбожие и коммунизм, в которых разбираемся лучше всех на планете, за неимением Карла Маркса. А что несут их правнуки и внуки, если их послушать? Чёткое разделение полов. Что ещё? Строгое разделение М и Ж. Ну, а ещё что?! Законное разделение Ж и М.
Смотри также Что, кроме слова? Анатолий Стреляный – о подвиге неблагонадёжностиМожно ли вообразить послевоенную скукоженную Россию, которая объявит себя победительницей мирового зла, свою скукоженность историческим достижением, будет наслаждаться любовью к себе, величественной и святой, питаться ненавистью к Западу и жить в сказке наподобие советской? По-моему, можно. Сказка может быть и другой, но смысл её будет тот же, ещё досоветский: Россия – спасительный пример праведности и всяческой правильности для Вселенной.
Как бы то ни было, своего поражения в Кремле не признают ни за что. Они – это те, что взяли верх над всеми течениямии современной русской мысли… И только когда это случилось, стало ясно, что так "вообще-то" и должно было быть, потому что остальные оказались слабее. Ближе всех к позднему путинизму с самого начала была, между прочим, та тусовка, которая молилась за демократию и всё хорошее несоветское, но и за восстановление "исторической России", правда, мирным путём. Кажется, ни один там пока не объяснился даже с собой.
Анатолий Стреляный – писатель и публицист
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции