Волшебный клубок. Иван Беляев – о вымышленной логике истории

Во всём виноваты девяностые, потому что коррупция и неправедная приватизация? Во всём виноваты девяностые, потому что украденные президентские выборы? Во всём виноваты девяностые, потому что расстрел парламента или потому что Ельцин не совершил реального разрыва с коммунистическим прошлым?

Во всём виноваты Горбачёв, Брежнев, Хрущёв, Сталин, Ленин, Николай, Александр, Екатерина, Пётр, Иван?

Во всём виноваты Горбачёв, Брежнев, Хрущёв, Сталин, Ленин, Николай, Александр, Екатерина, Пётр, Иван? Кровавая российская история или преступная русская литература? Вечный рабский менталитет или простой советский человек из трудов Юрия Левады? Культ 9 мая или "Старые песни о главном"?

Последние два года загнали российскую общественную мысль в страшный тупик. Если цель дискуссии – объяснить происходящее, то я бы сказал, что цель эта напрочь провалена, хотя многие российские мыслители, журналисты и оппозиционные политики были на ней сверхсконцентрированы. А может быть, потому и провалена?

Сложно совсем отбросить идею того, что история страны циклична, а некоторые паттерны имеют свойство повторяться. Чешские интеллектуалы XX века размышляли о том, как свойственны их народу осторожность, уклонение от схватки и готовность капитулировать ради самосохранения. Польские – о мессианизме, жертвенности и культе героических поражений. Обе этих концепции легко подкрепить примерами, но вопрос в другом: уверены ли мы, что эти концепции действительно важны и полезны в 2024 году для объяснения того, что происходит с Чехией или Польшей сейчас? И какую бы яркую концепцию мы ни приняли, не стоит ли в первую очередь подумать о её ограниченности?

Смотри также Почему россияне боятся 90-х и любят Путина
Избавиться от имперских комплексов, а потом признать себя главным мировым злом

Однако часть русского оппозиционно настроенного, антипутинского и антивоенного сообщества лихорадочно пытается найти какую-то волшебную точку, из которой можно всё объяснить, распутать волшебный клубок до конца. Результат печален: эти волшебные точки попросту оказываются повсюду. Закрываешь глаза и тыкаешь наугад, а там совершенно точно что-то, что идеально объясняет и предсказывает Бучу. Гиперисторизация, гиперсоциологизация, гиперантропологизация, где любой разговор с таксистом идеально перекликается с какой-нибудь цитатой из "Дневника писателя" Достоевского, а заодно торжествует вряд ли задуманное, но весьма специфическое прославление России. Россиянам, как известно, нужно избавиться от имперских комплексов и мифов о своей богоизбранности, а потом немедленно признать себя главным мировым злом.

Это тупик. Российская история при всём своём очевидно сложном, трагическом и жестоком наследии не уникально кровава. Русская культура разных эпох может нести отпечатки всех теорий, клише и оставшихся в прошлом взглядов этих самых эпох, но это не делает её какой-то уникально плохой. Если преступления путинского режима объясняет всё на свете, то тогда их фактически не объясняет ничто. И такое огульное отношение, разумеется, максимально благосклонно к памяти настоящих злодеев и ещё больше – к действительным преступникам наших дней.

Иван Беляев – журналист Радио Свобода

Высказанные в рубрике "Блоги" мнения могут не совпадать с точкой зрения редакции