"2022-й не кончается". Соцсети подводят итоги уходящего года

Цифры нового года на Таймс-сквер в Нью-Йорке

Рунет подводит итоги года и делится прогнозами на следующий: чаще всего неутешительно и то, и другое.

Виктор Шендерович:

Мой личный 2024 год прошел прекрасно: я по-прежнему жив и на свободе, и мои близкие тоже живы и здоровы. Повидал новые прекрасные края, обнимал хороших людей, написал пару хороших строк, несколько секунд был абсолютно счастлив.
Фон, на котором протекает это мое благополучие, по-прежнему ощущается как катастрофический. Беда не просто стучится в двери, она давно тут. И главная ментальная проблема заключается в том, чтобы признать этот факт и не спятить, не впасть в отчаяние, а продолжать делать, что должно – и, по возможности, всё-таки быть иногда счастливым, ибо без секунд счастья жизнь точно не имеет смысла.

Григорий Голосов:

Что сказать про заканчивающийся год? Полагаю, для многих он был тяжелым, а для кого-то – нет, но самое точное слово, мне кажется, – "мерзкий". Как бы специально задуманный для того, чтобы показать человечеству всё худшее в нем.

Антон Долин:

2024 год был ужасен. Хуже предыдущего. Уже лет пять так. Так что бокал подниму за то, чтобы 2025-й хоть в чем-то оказался милосерднее.
Продолжу в новом году то, чем занимался и прежде – буду вычерпывать чайными ложками культуры и искусства океаны горя и боли. Ничего другого не остается.

Андрей Лошак:

Сейчас многие подводят итоги года, для меня смерть Алексея – это главный итог гораздо более значительного этапа жизни, связанного с надеждами и мечтами, которым теперь вряд ли будет суждено осуществиться.

Павел Мунтян:

Вот и подходит к концу страшный 2024 год.
Страшный, потому что в этом году так и не закончилась война в Украине, начатая кремлевским карликом. Количество погибших и раненных за этот год увеличилось еще на несколько сотен тысяч человек. Это сломанные семьи, это бесчисленные калеки, это разрушенные дома, это 170 тысяч квадратных километров заминированной земли, это 300 тысяч разрушенных зданий, это почти 2000 погибших детей. Это зияющая черная дыра в сердце...
Страшный, потому что в этом году в тюрьме был убит Алексей Навальный, который с высоко поднятым лицом принимал все тяготы, обрушенные на него кремлевским карликом и его свитой. Алексей отдал себя полностью и без остатка ради счастливой России. Он действительно делал всё, чтобы его родная страна стала свободной. Чтобы ею гордились, а не чурались. Чтобы ее уважали, а не боялись. Чтобы в нее рвались, а не из нее уезжали. Смерть Алексея – это еще одна зияющая черная дыра в сердце...
Страшный, потому что военный конфликт, начавшийся 7 октября 2023 года, когда на Израиль было совершенно беспрецедентное нападение со стороны террористической группировки ХАМАС, так и не закончился. Конфликт перерос в новую войну на Ближнем Востоке, конца и края которой не видно. И вполне предсказуемо, что кремлевский карлик осудил израильскую борьбу с терроризмом. Такой вот новый мир. А для меня лично резня в Беэри и на фестивале в Реиме – это еще одна зияющая черная дыра в сердце...
Страшный, потому что талибы, которых кремлевский карлик со товарищи планируют убрать из списка террористических организаций, в этом году запретили женщинам всё. Сперва Талибан запретил свободно одеваться, потом музыку, потом пение, потом чтение, потом полностью запретил женское образование. А сегодня в Афганистане запретили строить в новых домах окна, через которые можно увидеть, "например, кухню, дверь колодца или двор дома", используемых женщинами. В старых домах окна требуется заколотить или загородить стеной, потому что наблюдение за женщинами "может привести к непристойным действиям". И боль за бесчеловечное отношение к женщинам — это еще одна зияющая черная дыра в сердце...

Марина Литвинович:

Год обнаружения пустот. В Курской области, при внимательном рассмотрении, обнаружилась пустота на месте власти и силовых структур. Никто не стал защищать, никто не стал спасать.
Год "слепых зон" – все больше скрывают информации - статистической, судебной. Всё меньше понятно про реальные процессы.
Год ошибок – все больше ошибочных решений, неуспешное, запоздалое реагирование на проблемы.
Год "серых зон" – мест беззакония, полузакония становится больше.
Год террора – вернувшиеся с войны терроризируют малые города и поселки. Страшные, кровавые расправы чинят со своими родными.
Год молодёжи – уже 12 и 14-летние попадают под обвинения в терроризме. 16-ти и 17-летние уже сидят.
Год списков – все собирают списки: самые разные – политзеков, иноагентов, жертв репрессий, погибших, жертв вернувшихся с войны, мирных украинцев в российских СИЗО... Списки – это подготовка к правосудию будущего. Каким оно будет?
Год денег – громадных денег, на которые можно обменять свою жизнь. Шальные деньги некуда тратить, они уходят на странные вещи.
Год роста национального сознания – русское снова модно внутри страны, а страны вокруг России усиливают свою национальную идентичность за счет отрицания русского.
Год разных нехваток и дефицитов – кадров, масла, тракторов, справедливости, правды.
Год больших потерь.

Владимир Ратников:

Конечно одной из главных и самых горьких новостей была гибель Алексея Навального. Но одновременно немного подсластил пилюлю обмен заключенными между РФ и Западом.

Новости о репрессиях связаны не только с Россией. Во Франции посадили и отпустили Дурова, в Великобритании полиция, вместе с мигрантами, избивали протестующих англичан.

На фоне этого происходили громкие теракты. В Магдебурге, Дагестане, в Российских колониях и конечно же самый ужасный теракт в "Крокус Сити".

Не утихали войны. Весь год мы ждали жесткой конфронтации Ирана и Израиля. И действительно они обменялись серьезными ударами друг по другу. Израиль вторгся в Ливан.

РФ продвигается на Украине, захватили Авдеевку. Несмотря на это в 2024 году мы увидели мощные заходы РДК и ЛСР на территорию РФ, а позднее ВСУ в Курскую область, где украинцы бьются с северными корейцами. Можно было бы назвать важным событием и запуск "Орешника", если бы мы видели какие то результаты этого. Пока это скорее угроза года.

Подводя итоги можно сказать, что уходящий год принес не много хорошего. Война продолжается, репрессии ужесточаются. Свободы становится все меньше не только в России, но и в других странах. Однако надежда еще есть. Были и хорошие новости. Все отчетливее виден правый поворот и следующий год наверняка готовит нам новости и в этой сфере.

Егор Ершов:

Главных события уходящего года два: убийство Навального и второе пришествие Трампа.

Были в этом году и ещё некоторые приметные, но куда менее значимые события.

А так – можно сказать, что 2024 год в общем и целом был годом "новой стабильности", правда, как бы помягче сказать, сильно отличной от безмятежно-гедонистической стабильности образца 2007-го и даже от довольно безысходной, но и по-своему безмятежной стабильности образца 1977-го.

Анатолий Несмиян:

Что интересно: во всех подведениях итогов 2024 года много разных событий, но вот "выборы" Путина в марте этого года не упомянул практически никто в качестве важного и значимого события. Общественная и политическая жизнь в стране настолько выжжены, что смерть Навального оказалась гораздо более важным событием, чем жизнь Путина.

Цивилизация смерти и мертвечины, которую строят в России, именно так и выглядит – только смерть имеет содержательную ценность, жизнь не имеет никакого значения.

Алексей Черёмушкин:

Лузер года.
Это "почётное" звание 2024 года следует присвоить несомненно Путину. Судите сами:
1. В минувшем году Путин не смог "освободить от украинских оккупантов" даже Донецкую и Луганскую области в пределах административных границ.
2. Путин потерял Сирию.
3 Путина попёрли из Абхазии.
4 Путина выгоняют из Армении.
5. Путина не хотят видеть в Грузии.
6. Путин потерял последнего своего союзника на Кавказе – Азербайджан.
7. Путин угробил экономику России.
8. Путина перестали воспринимать в мире, как сильного политика, так как своими сказками о новом вооружении он окончательно развеял миф о силе российского оружия, и сегодня "красная линия" проходит уже по Красной площади.
9. Путин...и .этот список неудач и провалов Путина можно продолжать до трёх и более десятков. Впрочем, если судить по прогнозам экспертов в области экономики и политики наступающий 2025 год станет для России ещё более провальным.

Впрочем, у пропутинских комментаторов настроение неплохое.

Леонид Слуцкий:

В 2025 году предстоит многое сделать, перед страной стоят масштабные задачи. Самое главное – наша общая Победа в последней схватке с фашизмом. Если 2024 год вошёл в историю как год перелома в специальной военной операции, то 2025 год, Бог даст, войдёт в историю как год Победы над последним в истории человечества нацистским режимом.

Давид Нармания:

Ну и конечно, один из главных итогов 24-го – это постепенный уход войны из Донбасса, который она терзала эти десять лет. Да, до Днепропетровской области остаются считанные километры, но и на Курахово и Красноармейске, на Дзержинске и Часов Яре ничего не заканчивается. Остаются Славянск и Краматорск. И в каком-то смысле это символично, что для Донбасса война закончится там же, где все началось.

Дмитрий Фетисов:

В 2024-м году итоги года подводить не стоит. Многие уже поспешили это сделать, но в самые последние дни декабря произошел целый ряд резонансных событий, которые можно смело записать в одни из самых значимых для российской политики в 2024-м году: катастрофа с азербайджанским самолетом, старт масштабных задержаний чиновников, ответственных за оборонительные сооружения, в т.н. прифронтовых регионах, энергетический кризис в ПМР, очередные попытки раскачать внутриполитическую ситуацию в ряде государств постсоветского пространства. Каждое из этих событий – не только текущий серьезный вызов для Кремля, но и способно потенциально повлиять на будущую конфигурацию российской элиты.

С таким "багажом" последних дней 2024-го в канун Нового года желать стабильности – глупо. Но любой кризис что-то рушит, а что-то возвышает. Поэтому, пусть 2025-й подарит стране и её гражданам новые возможности, позволит преодолеть текущие трудности и укрепить свои позиции в стремительно меняющемся мировом пространстве. И несмотря на то, что 2025-й будет одним из самых тяжелейших в современной истории России, пусть он войдет в учебники истории как "год возможностей".

У оппозиционных блогеров проскальзывает лишь лёгкий оптимизм, и то с оговорками.

Дмитрий Гудков:

Но было и хорошее в 2024-м. Самый большой со времен Холодной войны обмен заключенными, в результате которого на свободу вышли 16 хороших людей, у которых были все шансы сгинуть в путинских застенках. Приятно удивил стойкостью и результативностью своей борьбы Израиль. Отчаянно сопротивляются сползанию обратно в тоталитарный неосовок Грузия и Молдова.
Так что новый год я встречаю с надеждой, что на этот раз все-таки все худшее позади. Что отгремели и большинство сражений в окопах Украины, и большинство срачей в российских оппозиционных твиттере-фейсбуке. Что Трамп в конечном счете окажется не так страшен, как его малюют. И что даже если до настоящего МИРА по-прежнему далеко, в этот новый год он хотя бы забрезжил на горизонте.

Александр Рыклин:

Чего бы я желал в будущем году, на что надеюсь?
Ну, я бы хотел, чтобы Израиль добился такой победы, которая позволила бы моим внучкам спокойно прожить долгие годы на нашей земле, построить свои дома, вырастить детей...
А еще у меня есть осторожная надежда на то, что безумный Путин отвергнет все предложения Трампа, и тогда тот закусит удила... Я понимаю – многие боятся большой мировой войны... Но, знаете, что я хочу вам сказать... Для украинца, в чей дом попала русская ракета, которая убила либо его самого, либо его семью, мировая война уже началась... И закончилась, потому что его мир рухнул... Сегодня вечером вы выпьем за победу Израиля и победу Украины... Потому что и для украинцев, и для нас победа важнее мира...
И на пороге Нового года я говорю –
Ам Исраэль Хай!
Слава Украине!

Иван Преображенский:

Люди нервно хотят вернуться в довоенную и даже доковидную нормальность. Это явно читается в разных "итогах" года.
Но итоги 2022 года подводить еще рано. Он и в 2025 году не закончится. Для сотен тысяч и даже миллионов он вообще уже никогда не закончится.
Что касается нормальности – то она уже наступила. В ближайшие годы не будет никакой другой нормальности, чем эта.
Берегите себя и примите реальность. С переменой дат можно не поздравлять, это формальность, в нашем с вами случае, если вы это читаете.