Художник и композитор Туллио Зановелло создает мультимедийную бильд-машину, посвященную Украине, и помогает украинским волонтерам.
После российского вторжения временное убежище в Швейцарии нашли почти 70 тысяч жителей Украины. Среди них – искусствовед из Киева Ганна Яровая. Она уже два года живет в городке Метцерлен-Марияштайн вблизи Базеля. Одноименный бенедиктинский монастырь стоит здесь четыреста лет, является памятником архитектуры и широко известен как место паломничества. А украинские волонтеры знают его как место реабилитации.
Организовать реабилитацию украинских женщин-волонтерок в Швейцарии активно помогает психолог и активистка Лена Кмита. Более двух лет в Цюрихе под ее руководством действует волонтерский хаб гуманитарной помощи украинцам. Добрые дела становятся возможны при содействии множества сочувствующих украинцам. Среди них и швейцарский художник и композитор итальянского происхождения Туллио Зановелло.
Смотри также Швейцария выделит Украине 100 млн франков на разминирование"С Леной Кмитой мы впервые встретились в монастыре Марияштайн осенью 2023 года, – вспоминает Ганна Яровая. – Она рассказала мне о Туллио и его творчестве, показала фотографии: картины, эскизы, механические конструкции, фрагменты скульптур, партитуры, видео выступления симфонического оркестра, мастерскую, в которой художник сделал деревянный каркас для плетения маскировочной сети".
Меня и ранее настораживали претензии политиков заниматься переделом мира ради сомнительных целей
Через некоторое время украинский искусствовед и швейцарский художник встретились лично. Зановелло поделился с Яровой замыслом произведения "Фейковый мир", которое он посвятил Украине. В ноябре этот проект при содействии Национального союза художников Украины и посольства Швейцарии представили в Центральном доме художников в Киеве. "Я предчувствовал эту войну. Меня и ранее настораживали претензии склонных к авторитаризму политиков заниматься переделом мира ради сомнительных целей. На мой взгляд, мы являемся современниками большого реставрационного движения", – отвечает Туллио на вопрос Ганны о войне России против Украины.
– Более года Тулио Зановелло работает над проектом "Фейковый мир", – говорит Ганна Яровая. – Он посвятил его Украине. Идея заключается в попытке раскрыть сущность и опасность фейковой реальности, которая обрушивается на современного человека через радио- и телевещание, социальные сети, мессенджеры и видеохостинги. В соблазнительной обертке "всего хорошего против всего плохого" широким спектром транслируются манипуляции, искажения, ложь. "Искушение счастьем" стремится усыпить критический взгляд на действительность, необходимость аналитического мышления. Художественные открытия Туллио близки предупреждениям культурологов и социологов о том, что бездумное насыщение сомнительным виртуальным продуктом может привести человечество к глобальной трагедии, – заключает искусствовед.
"Фейковый мир" по форме – это грандиозный аудиовизуальный проект, живописный полиптих на раздвижных деревянных панелях, с красочными композициями и светодиодными экранами. Важной составной частью является музыка, которую Туллио как композитор создавал одновременно с эскизами. Синтез экспрессивной живописи и мелодии в исполнении симфонического оркестра создает многомерность смыслов. "Фейковый мир" – масштабное действо, разворачивающееся перед зрителем как средневековой алтарь на плоскостях общей площадью более 100 квадратных метров. Апофеоз знаменует девичий голос, исполняющий лирическую песню на слова нобелевского лауреата Сальваторе Квазимодо о травматическом опыте прошлого века.
Туллио Зановелло мечтает о выставке в Украине. Его произведения "выворачивают наизнанку" содержание и форму и подвергают это современному воздействию. Изобразительное искусство и музыка при этом дополняют друг друга.
Смотри также Городу и миру. География солидарности в харьковском арт-центре– В нашей итальянской семье всегда был огромный интерес к музыке, в том числе профессиональный – рассказывает Туллио. – Мой близкий родственник по маминой линии – знаменитый оперный тенор Джованни Бревиарио. До двадцати лет я изучал скрипку, фортепиано, классическую композицию, параллельно занимался живописью. Затем изучал литературу, романские языки, германистику и сравнительное литературоведение в Цюрихском университете, защитил диплом по "Божественной комедии" Данте Алигьери, писал стихи и прозу, печатался. Одновременно "немота" живописи тревожила меня. И я начал более целенаправленно и тщательно заниматься различными техниками и историей искусства, особенно средневековыми триптихами, которые для живописи являются тем же, чем опера для музыки или роман для литературы: всеобъемлющим изображением мира.
– Швейцарский скульптор, представитель кинетического искусства Жан Тэнгли вдохновлялся дадаизмом. Его фантастические машины и гигантские саморазрушающиеся конструкции называют также метамеханикой. Насколько вашему методу близок новый реализм Тэнгли?
– О движении как искусстве я действительно узнал от Тэнгли, и это меня поразило. Насмешливый и провокативный, он ставил под сомнение академизм "совершенства" в искусстве, частично создавал машины из переработанных объектов, заведомо несовершенных, выступал против культа нового предмета, практиковал переработку использованного прежде, оживлял "мертвую материю" электрическими моторами. И в моих работах тоже можно увидеть поцарапанные или опаленные планки, старые двери от сарая, распиленный контрабас, детали автомобиля или другие вещи, которым искусство дало новую жизнь.
Смотри также Рай для желтых коров. Выставка Марии Примаченко в Нью-ЙоркеМое искусство – антимодернистское. Современность достигла высокого уровня абстракции и часто выражает себя через абстракцию. Я помню об этом и иду от противного, чтобы показать в своих произведениях мир, как его вижу я. Мир сложен, и чтобы выразить это, я создаю сложные композиции, для чего объединяю различные виды искусства: живопись, музыку, кинетику, литературу. Это социальное и демократичное искусство, в котором разные элементы гармонично сосуществуют, дополняя и усиливая друг друга. К счастью, у меня есть специфические способности, навыки и опыт, чтобы работать с этим. Я создаю свои бильд-машины и пишу оперы, отталкиваясь от современных противоречий и проблем. Выражаю то, что сегодня волнует меня и многих других людей.
Я создаю свои бильд-машины и пишу оперы, отталкиваясь от современных противоречий и проблем
– Композитор Модест Мусоргский сочинил "Картинки с выставки" в память о своем друге, художнике и архитекторе Викторе Гартмане. А что первично в вашем случае?
– Назначение музыки в моих бильд-машинах – обогащать произведение, сохраняя независимость зрительных образов. Образ хранит историю, художник постигает её и рассказывает по-своему. Изобразительный ансамбль возникает и развивается во времени и пространстве строго определенным образом, гармонический эффект достигается и масштабируется через музыку.
– Значит, живопись важнее?
– Для меня живопись стала более важной на пороге нынешнего века. Первым широкоформатным триптихом была "Реконструкция" (Der Umbau), далее последовали полиптихи "Пьета" (Pietà), "Хрупкий" (Fragile), "Познай самого себя" (Gnothi Seauton!). Затем я стал писать к своим движущимся образам музыку, чтобы подчеркнуть внутреннюю связь различных изображений и объединить их. В отличие от классических триптихов и полиптихов, части бильд-машины под действием компьютерного управления движутся автоматически и синхронно с музыкой, содержат световые пьесы и движущиеся скульптуры. Бильд-машина "Редукция" (Das Reduit) для альпийской крепости Сассо Сан-Готтардо строилась три года. Произведение искусства весом 1,5 тонны из 11 панелей с 30 подсветками и 12 двигателями было закончено в 2018 году.
– Разноязыкие искусства рассказывают одну историю?
– Да, немая живопись соединяется с незримым красноречием музыки. Дополняя бильд-машины собственными композициями, я перенимаю традиционный способ изображения алтарных образов христианских храмов, но придаю ему новую функцию: это не литургическое превознесение изображаемого абсолюта, но понимание и интерпретация. Музыка в моем случае призвана не иллюстрировать бильд-машину, а промысливать, чтобы изображение можно было рассматривать в осязаемом интеллектуальном контексте.
– Яркие краски ваших работ, похоже, следуют за экспрессионизмом, который близок и оперной музыке. Экспрессионизм считается эмоциональной реакцией искусства на уродства начала XX века. Какой период ближе вам?
– Для меня очень важно средневековое искусство. Мне всегда особенно нравились поэмы Данте, сонеты Петрарки, новеллы Боккаччо или неприукрашенные изображения триптихов. Что касается Ренессанса, то в юности я был очарован и удивлен взглядами Леонардо да Винчи и Микеланджело на Вселенную и человека в ней. Они понимали Вселенную как взаимодействие чисел и геометрических форм и стремились познать мир, пытаясь изобразить в своих произведениях прежде всего психическое и навести лоск на видимое, скрывая жестокость в красоте. Но формы – это нечто большее, чем геометрические игры, они пытаются проявить человечество во всем многообразии, будь то любовь, нежность, доброта или жестокость, гнев и месть. Поэтому Средневековье мне ближе, чем Ренессанс, хотя мое искусство полностью ренессансное.
Я понимаю шахматную игру насилия и чувствую, где возникает опасное напряжение агрессии
У меня есть в том числе и травматический личный опыт. Ясность и достоверность изображения насилия через искусство убеждают меня, что человек – действительно опасное творение. Делая акцент на совершенстве, Ренессанс начал размывать тот факт, что естество человека способно на зверства. Война и другие бедствия способствуют пробуждению сути. Поэтому я решительно намерен быть полезен Украине – тут мы столкнулись с проявлением опасных тенденций. Понимая, насколько может быть опасен человек, я ощущал заранее, что Россия готовит вторжение в Украину. Можно сказать, что я понимаю шахматную игру насилия и чувствую, где возникает опасное напряжение агрессии. И мой "Фейковый мир" тоже об этом.