Ядерный потоп

Потоп в Курганской области

Россию ждёт радиоактивная катастрофа после потопа?

Часть месторождения урана в Курганской области оказалась затоплена, говорят спутниковые снимки. "Росатом" до сих пор это отрицает. Экологи считают, что радиоактивный раствор попал в реку Тобол. Жители Орска, уставшие от бездействия властей, открыто критикуют мэра Василия Козупицу – ему вспоминают в том числе и недвижимость его сына в Дубае. На встрече с градоначальником за выражениями не следят. Орск сильнее всего пострадал из-за паводка. По словам чиновников, ситуация улучшается, но на деле все выглядит иначе. Как пишут "Ведомости", в ближайший месяц отставка может грозить губернатору Оренбургской области Денису Паслеру. В прямом эфире – политик Евгений Ступин и эколог, который еще несколько лет назад предсказывал, что Россию может ждать экологическая катастрофа из-за халатности на месторождении урана в Курганской области, Алексей Шварц. Ведущий – Иван Воронин.

В ряде российских регионов продолжаются масштабные паводки, последствия которых вызывают опасения у экологов и ученых. В частности, в Курганской области из-за паводка затопило старые урановые скважины месторождения "Добровольное" в Звериноголовском районе, где добычу ведет "Росатом". Вода с ураном могла попасть в реку Тобол, пишет "Агентство". По данным экоактивистов, в зоне затопления, зафиксированной спутниковыми снимками, находятся как старые, так и новые скважины для добычи урана. Ученые полагают, что высокая концентрация солей урана в воде может приводить к внутреннему облучению при употреблении воды. Попадание уранового раствора в реку может привести к росту числа онкологических заболеваний. По последним данным, на территории Курганской области затоплено более 2170 жилых домов в 37 населенных пунктах.

Наводнение в Оренбурге

Наводнения в российских регионах в очередной раз продемонстрировали неспособность российской власти помочь людям в чрезвычайной ситуации и напомнили о коррупции, которая, по мнению экспертов, стала причиной разрушения гидротехнических сооружений на реках. Местные чиновники на встречах с попавшими в беду людьми были не способны на обычное человеческое сочувствие и заботились лишь о том, чтобы видео с этих встреч не попало в интернет. Паводок в Курганской области, где под водой оказалась часть месторождения радиоактивного урана, может стать одной из серьезных экологических катастроф последних лет. Ранее местные жители выступали против добычи урана, в том числе из-за возможных паводков. А представители компании-добытчика уверяли, что все под контролем

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Все под контролем?

Это видео с публичных слушаний по добыче урана четыре года назад привлекло внимание координаторов штаба Алексея Навального в Кургане. По снимкам представителя компании, которые демонстрируются в сюжете, становится понятным, насколько серьезна ситуация. Затопленным оказалось старое захоронение урана. Хотя уровень воды в реке Тобол снижается, это единственная река Зауралья, из которой поступает питьевая вода. После наводнения эта вода может стать опасной для жителей Курганской области.

О роли в этой истории госкорпорации "Росатом" – в следующем сюжете.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Курган: потоп и радиация

Одним из первых экспертов, обративших внимание на возможные опасности, связанные с добычей урана в Курганской области, стал экоактивист, физик, экс-глава курганского штаба Алексея Навального Алексей Шварц. Он начал снимать видеоролики на эту тему еще в 2019 году, предупреждая власти и людей о возможной опасности. Сейчас эмигрировавший из России активист живет в Германии. О том, чем опасна добыча урана для жителей Курганской области и когда зародилась эта проблема, Алексей Шварц рассказал Радио Свобода:

Правительство РФ просто свернуло границы заповедника, чтобы добывать уран

– В конце 80-х годов прошлого века советские ученые проводили исследования в Курганской области: искали редкоземельные металлы и уран. В 90-е годы были пробурены первые скважины. Тогда же появилось заключение, и я цитирую его в моем ролике "Смерть для Кургана", что добровольно добывать уран на месторождении нельзя, потому что эта область имеет высоконапорные грунтовые воды. Когда бурили первые скважины, вода фонтанировала на несколько метров в высоту. Кроме того, на Тоболе есть заповедник, в котором водится краснокнижная выхухоль, но правительство РФ просто взяло и сдвинуло границы заповедника, чтобы добывался уран.

Алексей Шварц

– Кто главный получатель выгоды от этой добычи?

Здесь добывают не только уран, но и скандий

– Они разрабатывают месторождение, потому что им нужны деньги. Здесь добывают не только уран, но и скандий. Применяется одна и та же технология: под землю через одни скважины заливается кислота, через другие выкачивается. Только на одном месторождении может быть порядка тысячи скважин. Скандий стоит дороже, чем золото, платина и уран, вместе взятые. Они планируют разрабатывать еще три месторождения. Всего в реестре полезных ископаемых Курганской области шесть месторождений урана. Это программа "Росатома", они сами на сайте хвастаются, что планируют стать лидером по добыче и экспорту скандия. Самим он не нужен, потому что редкоземельный металл скандий используется для квантовых компьютеров, сверхвысоких проводников, телескопов, которые исследуют космос, Россия этим ничем не занимается.


– Местные власти уверяют, что в зоне подтопления все безопасно. Возможна ли, в принципе, безопасная разработка, о которой говорили и представители дочерней компании, и местные чиновники?


– Думаю, что нет. Во-первых, компания "Далур" добывает уран уже 20 лет. Для меня очевидно, что с приходом добытчиков урана Курганская область стала занимать первое место по смертности от онкологии. Правительство просто закрыло там онкоцентр, чтобы не портить статистику, – говорит экоактивист Алексей Шварц.


Пока часть российских регионов, пострадавших от наводнения, все еще борется с последствиями и эвакуирует людей, в других уже начинают искать "виноватых" в случившемся. Жители Оренбуржья, потерявшие свои дома из-за наводнения, жалуются на бездействие местных чиновников, а газета "Ведомости" уже прогнозирует их отставки. В "черном списке"источников издания – глава Оренбуржья Денис Паслер. Подобнее – в нашем сюжете.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Будут ли отставки после потопов?

За ситуацией с паводками в российских регионах и возможными отставками чиновников активно следит политик, действующий депутат Московской городской думы Евгений Ступин. О ней он регулярно рассказывает на своем YouTube-канале, напоминая аудитории, что действующий глава МЧС России Александр Куренков – бывший охранник президента Владимира Путина. О том, кого отправят в отставку, чтобы успокоить население, – местных чиновников или руководителя федерального Министерства по чрезвычайным ситуациям, Евгений Ступин рассуждает в эфире Радио Свобода:

Управленческое звено деградирует

– Александр Куренков, очевидно, близок к телу, поэтому ему ничего не грозит. Губернаторы – фигуры чисто технические, мало кто из них действительно близок к Путину. Кого-то могут отправить в отставку, это выглядит логичным. Я бы не надеялся, что Дениса Паслера отправят в отставку и от этого что-то поменяется в лучшую сторону. На мой взгляд, ничего не поменяется, придет такой же назначенец, который будет руководить областью еще хуже. Практика показывает, что управленческое звено деградирует. Жителям страны нужно вырабатывать у себя привычку к публичным встречам с чиновниками, как у жителей Орска, когда они собрались на площади и стали требовать встречи с мэром, с губернатором и в итоге добились этой встречи. Чинуши боятся, что жители придут к ним в администрацию, нам нужно максимально эксплуатировать этот страх: приходить к ним, требовать под камеру все, только это может заставить чиновников работать.

Евгений Ступин

Если говорить о проблеме в целом и ее возможном предотвращении: экологи предупреждали о последствиях паводков и экономии на дамбах еще несколько лет назад. Есть ли шанс предупредить подобные ситуации в нынешних российских реалиях, когда власть никого не хочет слышать?

В общем, мы понимаем, что при этой власти ничего не поменяется

– Все-таки огласка через СМИ дает некоторые шансы, что это будет услышано. Мне сейчас прислали сообщение экологи из Екатеринбурга, что там тоже разрушается дамба. Местные чинуши пишут отписки, что все нормально, мы все проверили. В общем, мы понимаем, что при этой власти ничего не поменяется. Сам принцип постройки этих дамб и любых сооружений инфраструктуры очень коррупционноемкий. На стадии завершения практически невозможно проверить, что там внутри. Нужна проверка общественности, а этой проверки нет, жители у нас исключены из процесса. Пока это все не будет открыто общественности, к сожалению, эти все инфраструктурные катастрофы будут продолжаться. Огласка – единственный шанс. Что касается выплат людям, пострадавшим от затопления, – здесь тоже все будет зависеть от нашей общей активности, от активности жителей. От того, как они будут давить на власть, в том числе приходя лично к чиновникам в кабинеты и снимая их на видео с требованием выделить деньги. Я направил депутатский запрос, чтобы в этой ситуации выплатить до 5 миллионов рублей тем, кто потерял все имущество. Я думаю, что это тоже элемент давления на власть через огласку. Пять миллионов, мы понимаем, вряд ли дадут, но хотя бы не сто тысяч, как людям обещают сейчас, хоть миллион рублей, потому что 100 тысяч рублей – это издевательская сумма. Думаю, такие деньги у власти есть, – полагает политик Евгений Ступин.