"В Брюсселе зачастую работают лоббисты и российские агенты, цель которых известна – они хотят обойти санкции", – заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий в ходе недавнего обсуждения нового пакета санкций против России. Разделились ли страны Евросоюза по своему отношению к антикремлевским мерам на "ястребов" и "голубей", и если да, то чем это грозит?
На прошлой неделе Европейский союз утвердил девятый пакет санкций против России. Дипломаты договорились о том, что в "черный список" будут внесены лица, ответственные за нелегальное усыновление украинских детей. Также ЕС запрещает экспорт в Россию всех видов дронов, в том числе гражданских, расширяет запрет на вывоз товаров, связанных с авиацией и космической промышленностью. Европейские экспортные ограничения включают в себя химикаты, парализующие средства, приборы ночного видения и радионавигации, а также электронику.
Кроме того, введены ограничения на деятельность еще двух российских банков, а Всероссийский банк развития регионов включен в список государственных субъектов РФ, которым полностью запрещены любые транзакции в ЕС. Кроме того, приостановлены лицензии на вещание четырех российских СМИ, признанных пропагандистскими: НТВ, РЕН ТВ, "России 1" и Первого канала.
Смотри также ЕС ввёл девятый пакет санкций против РоссииДотянуться до карманов олигархов
Дискуссии вокруг девятого пакета санкций длились долго и были напряженными, поскольку Нидерланды, Франция, Бельгия и Германия предложили исключить из санкционного списка нескольких олигархов – акционеров компаний по производству удобрений. По мнению глав правительств четырех западноевропейских стран, блокирование активов этих бизнесменов привело к проблемам с поставками удобрений в Африку, а это может усугубить глобальный продовольственный кризис. Польша и страны Балтии, в свою очередь, не соглашались на смягчение санкций и подчеркивали, что в сложившейся ситуации достаточно было бы несколько скорректировать уже введенные экономические ограничения.
Президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что продовольственная безопасность важна, но не может быть оправданием для смягчения санкций ЕС против России: "Олигархи, в отношении которых были введены санкции, не должны иметь доступа к своим замороженным активам, они не должны иметь возможности приумножать свое богатство, в то время как украинские мирные жители умирают".
Дебаты вокруг девятого пакета санкций – продолжение длительного противостояния внутри ЕС так называемых "ястребов" и "голубей". Польша и страны Балтии еще после аннексии Россией Крыма заняли жесткую позицию в отношении Москвы. Зачастую их главными оппонентами во время дебатов в Брюсселе становятся страны Западной Европы, прежде всего Германия, Франция и Нидерланды.
Олигархи не должны иметь возможности приумножать свое богатство, в то время как украинские мирные жители умирают
Однако, как отмечает европейский корреспондент изданий Gazeta Wyborcza и Deutsche Welle Томаш Белецкий, странам-членам ЕС каждый раз удается достичь компромисса, который, возможно, не является удовлетворительным для обеих сторон, но представляет собой единственно возможный выход для всего Союза. "При этом, если бы не было "ястребов", таких как Польша или страны Балтии, компромисс был бы совершенно другим, – отмечает Белецкий. – В этом смысле у Польши, Литвы, Латвии или Эстонии нет шансов на полную реализацию их ожиданий, но нельзя сказать, что их действия не приносят никакого результата. Это своего рода перетягивание каната. Если бы "ястребы" не тянули канат на себя, то санкционные пакеты были бы мягче, особенно последние – седьмой, восьмой, девятый. Принимая первые ограничения, ЕС проявлял большую солидарность, те санкции были менее спорными".
При этом нельзя сказать, что на Западе смягчается риторика и отношение к политике Кремля. "Такие опасения были, но они не оправдались. Путин рассчитывает на проявление безразличия и привыкание к сложившейся после начала вторжения в Украину ситуации, но пока этого не произошло. Да, первые пакеты санкций были более жесткими, потому что они били по импорту нефти. Отметим, что этот запрет вступил в силу только в декабре, но решение было принято в мае. Те санкции касались более очевидных секторов и экономических вопросов. Тогда нужна была большая решительность со стороны всех стран, и она была. Однако последний пакет – это уже поиск того, что было упущено в апреле-июле. Поэтому даже в тех странах, которые мы относим к "ястребам", в том числе в Польше, можно услышать, что сейчас важнее полностью реализовать предыдущие санкционные пакеты, а не работать над новыми, которые с каждым разом все слабее, поскольку остается все меньше сфер, относительно которых страны-члены могут достигнуть согласия", – отмечает Томаш Белецкий.
Он, однако, опасается, что в будущем в ЕС может возникнуть определенный разлом – деление на те страны, которые будут готовы в длительной перспективе финансово помогать Украине, передавать ей вооружение, и тех, что будут все более безразличными к проблемам украинцев. По мнению Белецкого, все будет зависеть от длительности войны России против Украины. При этом он уверен, что в любом случае в ЕС не появятся страны, которые будут откровенно настаивать на мирных переговорах любой ценой, поскольку Европа осознала всю жестокость и беспринципность режима Путина.
Тем временем Варшава не намерена останавливаться на девятом пакете санкций и выступает за конфискацию имущества российских олигархов, о чем ранее в Брюсселе заявлял премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. "Это 350 миллиардов долларов, некоторые предполагают, что даже 400 миллиардов, которые можно потратить на восстановление Украины, а также на смягчение последствий российской агрессии для украинцев. Это деньги российских олигархов. Не стоит вычеркивать их из списка. Нужно тянуться к этим глубоким карманам олигархов и Российской Федерации, которая сколотила состояние на украинской крови", – сказал Моравецкий.
Идея конфискации российских активов все громче звучит в Брюсселе, но ее реализация пока довольно туманна, ведь впереди – длительный процесс правовой и юридической регуляции этого вопроса.
Смотри также "Потолок цен" лишит Россию нефтяных доходов?Газ как инструмент ведения войны
Польша и несколько других стран выступали на форуме ЕС за скорейшее введение ограничения цен на энергоносители из России, так как, по их мнению, это поможет противостоять российскому влиянию на политическую и экономическую ситуацию в Европейском союзе. 19 декабря было достигнуто соглашение об установлении ценового потолка на уровне 180 евро/МВт-час. "Это позволит нам использовать экономическую мощь Европейского союза, а не прятаться где-то в укромных закоулках, как только Кремль пригрозит пальцем", – сказал Моравецкий.
Германия и Нидерланды настаивали на гораздо более высоком ценовом лимите или вообще его отсутствии. Чтобы успокоить эти страны, в проекте предложения, согласованного лидерами ЕС, указано, что действие ценового потолка будет приостановлено в определенных случаях – например, если это приведет к увеличению маржинальных требований участников газового рынка.
Какой сигнал мы посылаем Кремлю, когда говорим, что Польша не является нашим другом?
Польша же не теряет времени и старается заручиться как можно более широкой поддержкой со стороны других европейских стран. Так, 15 декабря в кулуарах европейского саммита состоялась встреча премьер-министров Польши, Чехии и Италии. Матеуш Моравецкий заявил, что Варшава, Прага и Рим будут поддерживать друг друга на европейской арене. Это была первая такого рода встреча глав правительств, основные партии которых входят во фракцию "Европейские консерваторы и реформисты". "Главной темой нашей встречи был лимит цены на газ, то есть то, что очень важно для Италии и то, что Польша поддерживает в течение полугода. Германия, в свою очередь, выступает против достигнутого компромиссного решения", – сказал глава польского правительства.
Премьер-министр Италии Джорджа Мелони раскритиковала итальянских политиков, которые атакуют Польшу. "Какой сигнал мы посылаем Кремлю, когда говорим, что Польша не является нашим другом? Господа, подумайте о приоритетах, которые мы ставим перед собой", – сказала Мелони.
По наблюдениям Томаша Белецкого, к группе "ястребов", кроме, Польши, стран Балтии, а в данном случае и Италии, можно отнести также и Ирландию. Иногда и Швеция поддерживает "более категоричные" санкционные пакеты.
Польша против Украины?
Одновременно с требованием перейти к более жесткой политике в отношении России Польша, которая считается одним из ближайших союзников Украины, отказывалась поддержать пакетное соглашение о выделении 18 млрд евро помощи ЕС для Украины, а также два решения по Венгрии – из-за опасений по поводу отдельного плана, касающегося минимальной ставки корпоративного налога.
Все четыре документа – помощь Украине, план расходов Венгрии в рамках фонда восстановления ЕС после пандемии, решение о замораживании 6,3 млрд евро для Будапешта и налоговая реформа – были частью пакетного соглашения, которое страны-члены ЕС должны были принять 14 декабря. По условиям пакета, если на один из четырех пунктов наложено вето, то все четыре вопроса не проходят. "Объединение помощи Украине с такими отдаленными темами (...) как корпоративный налог – это какая-то ненужная ошибка и попытка шантажа", – объяснял позицию Варшавы премьер Моравецкий.
Однако о том, что эти решения будут рассматриваться в рамках одного пакета, было известно еще 6 декабря. До дня саммита Польша не высказывала никаких возражений по этому поводу. Включить все эти вопросы в один пакет первоначально предложила Чехия – она до конца года председательствует в ЕС, – чтобы переломить венгерское вето.
Польша, к удовлетворению европейских чиновников, оказалась не столь упрямой, как Венгрия, и согласилась разблокировать пакет помощи для Украины гораздо быстрее.
Когда власть и оппозиция едины
Варшава своим собственным примером демонстрирует, какие еще меры можно задействовать против Кремля. Так, на прошлой неделе Сейм Польши принял резолюцию о признании Российской Федерации государством, поддерживающим терроризм. Польские депутаты также призвали Европейскую комиссию, другие институты ЕС и все государства-члены ООН выступить с подобными заявлениями. "Российская Федерация должна быть изолирована на международной арене", – подчеркнули в Сейме.
Польские депутаты также призвали международное сообщество разработать механизм выплаты военных репараций Украине и компенсаций государствам, организациям и физическим лицам, понесшим потери в связи с войной.
Однако, как отмечает обозреватель польского издания Dziennik Gazeta Prawna Михал Потоцкий, признание РФ страной, поддерживающей терроризм, трудно считать по-настоящему эффективной мерой. "Это лишь политическая декларация нашего Сейма, которая показывает отношение польского государства к Москве, но она не имеет никаких правовых или экономических последствий. У Сейма есть полномочия принимать такие декларации. Но Польша даже при большом желании не смогла бы предпринять что-то вопреки решениям Еврокомиссии и Евросоюза в целом. Большинство санкционных шагов делает Евросоюз как единый организм. Конечно, были примеры, когда Варшава самостоятельно принимала какие-то меры. Например, мы ввели запрет на торговлю углем из России еще до того, как Еврокомиссия пошла на аналогичный шаг. Но на самом деле это всё связано с мейнстримом европейской политики".
Мы ввели запрет на торговлю углем из России еще до того, как Еврокомиссия пошла на аналогичный шаг
По словам Потоцкого, внутри самой Польши разделения по этому вопросу нет, антикремлевскую позицию разделяют все основные политические силы страны. "Оппозиция придерживается таких же взглядов, что и правительство партии "Право и справедливость", а если и критикует, то только за то, что правительство не принимает всех возможных мер или делает слишком мало, или имеет хорошие отношения с пропутинскими партиями в других странах Евросоюза. Сама же поддержка Украины, санкционная политика не подвергаются сомнению со стороны главных оппозиционных сил. Есть еще, правда, партия "Конфедерация", которая выступает против любых санкций, но ее поддержка составляет не более 10% избирателей. Все остальные партии в той или иной мере выступают за".
Согласно опросу Евробарометра, который был проведен по заказу Европейского парламента с 12 октября по 7 ноября, 85% опрошенных поляков выступают за оказание помощи Украине в ее борьбе с российским вторжением. Это один из самых высоких показателей в ЕС. Согласно тому же опросу, в целом 74% жителей Европейского союза поддерживают Украину.
Автор – корреспондент Польского радио, специально для Радио Свобода