У меня спросили: почему вы не так часто обновляете ваш журнал "Регион.Эксперт"? И это заставило задуматься. Тут дело не только в лени-матушке, а в том, что политических событий в регионах сегодня практически нет.
Если что-то и происходит, то это обычно кого-то засудили и посадили. Мы, безусловно, поддерживаем всех политзаключенных. Но на правозащитную тему пишут более крупные порталы, чем наш, эта информация становится сразу известной, и мы не видим смысла повторяться. Нас интересует появление в регионах каких-то новых гражданских движений, а вот с этим очевидная проблема.
Мы помним перестроечную эпоху, когда все союзные и автономные республики провозгласили свои декларации о суверенитете и повсюду состоялись свободные выборы их верховных советов. Везде словно бы "ниоткуда" появлялись новые политики и партии. Это выглядело очень живо, интересно и даже удивительно после десятилетий советской политической "заморозки".
Но сегодня возникает впечатление, что региональная политика "заморожена" еще сильнее. Все губернаторы – фактически кремлевские наместники, а региональные парламенты – просто клоны Госдумы. Ни один из них не может принимать собственных законов, которые отличали бы один регион от другого, как это происходит, например, в американских штатах и германских землях.
Губернаторы соревнуются лишь в поддержке войны в Украине и в том, кто платит большее жалованье контрактникам
В России фактически восстановлена империя. Хотя номинально она продолжает называться "федерацией", но сама трактовка федерализма в ней радикально отличается от реальных мировых федераций. Если там это означает региональное политическое многообразие, то в России, наоборот, унитаризм. Всё региональное законодательство в начале нулевых годов привели "к федеральному стандарту". Можно вспомнить и чеченскую войну, где российские войска называли себя именно "федералами".
Интересно, что даже в унитарной по своей конституции Франции свободно существуют региональные политические партии, они избираются и в местные парламенты, и в Европарламент. В Российской же "Федерации" все региональные партии запрещены.
Поэтому в российских регионах фактически невозможна нормальная политическая жизнь. Или она возможна лишь в протестном формате, который скоро подавляется Москвой. Например, один из активных участников экологических протестов в Шиесе, депутат Республики Коми Виктор Воробьев был объявлен "иностранным агентом" и по этой причине лишен депутатского статуса. Гражданское движение в поддержку свободно избранного губернатора Хабаровского края Сергея Фургала назвали "экстремистским" и запретили.
Сегодняшние губернаторы соревнуются лишь в поддержке войны в Украине и в том, кто платит большее жалованье набираемым в их регионах контрактникам.
Смотри также "Врио будет врать". Соцсети о Хинштейне во главе Курской областиОчередной распад империи будет скорее напоминать не 1991 год, а 1918-й
Но все же невозможно представить, что в такой гигантской стране от Калининграда до Владивостока полностью исчезнет запрос на региональное самоуправление. Он, безусловно, будет проявляться и найдет какие-то новые политические формы. Вполне возможно, что и революционные – если никаких легитимных способов гражданского самовыражения нынешняя власть не оставляет.
Мне близка точка зрения известного аналитика Пола Гобла о том, что очередной распад империи будет скорее напоминать не 1991 год, а 1918-й. Действительно, в отличие от 1991 года, когда были созданы законные условия для "мягкого развода" СССР, нынешние российские законы ничего подобного не предусматривают и даже напротив – прямо запрещают любые регионалистские движения. Однако и законы Российской империи не поощряли регионализм, но это не помешало ее распаду.
Здесь есть только два вопроса. Распад Российской империи произошел в результате ее поражения в войне. Можно ли проводить прямую аналогию с сегодняшним днем? Даже если Украина применит дальнобойное западное оружие, приведет ли это к кризису имперского сознания в России, которое пропаганда упорно накачивала с начала века?
И второй вопрос – о политической субъектности. В 1918 году империя распалась на множество республик. Однако даже еще до ее распада в разных регионах империи были свои интеллектуальные элиты, которые разрабатывали проекты будущих республик. В редакции "Регион.Эксперта" мы знакомы с представителями университетской общественности различных республик и областей. Еще 3–4 года назад они охотно писали нам колонки о социальной, экономической, культурной ситуации в своих регионах. Сегодня же они абсолютно запуганы российскими репрессиями, когда на всякую статью может найтись другая статья – только уголовная. Поэтому всякие регионалистские проекты временно заморожены.
Конечно, сегодня много регионалистов живут в политической эмиграции. Но тут возникает иная проблема: они оказываются в некой виртуальности, отрываясь от конкретной жизни своих регионов. Они могут сочинять разные "проекты будущего", но пока похожие на фантастику.
Вадим Штепа – главный редактор журнала "Регион.Эксперт"
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не совпадать с позицией редакции