Захватническая война России в Украине сначала повергла немцев в глубокий шок, а затем заставила задуматься о необходимости вооружаться. Это повлекло за собой некоторые побочные эффекты, положительные для всего Запада.
Zeitenwende: политическое землетрясение
Канцлер ФРГ Олаф Шольц встряхнул немцев заявлением о "перемене эпох", сделанным 27 февраля прошлого года, через несколько дней после путинского вторжения в Украину. Немецкое слово Zeitenwende, означающее такую перемену, теперь не требует перевода. "Путин разбил европейскую архитектуру безопасности, которая сохранялась полвека, со времени заключения Хельсинкских соглашений", – отметил Шольц, призвав к поддержке Украины. С наивным представлением немцев о том, что на европейском континенте больше никогда не будет войн, было покончено. "Шок из-за российской захватнической войны жестко оттеснил все другие вопросы, кроме военных, на задний план. Опасность привела к поддержке финансовых вливаний в оборонную сферу", – разъясняет профессор Института исследования мира и политики безопасности в Гамбурге Михаэль Брцоска.
Смотри также Немцы не хотят мстить. Анна Розэ – о танках и пропагандеВ разговоре с Радио Свобода член президиума Свободной демократической партии, глава комитета по вопросам обороны в Бундестаге Мари-Агнес Штрак-Циммерманн отмечает, что война в Украине привела к "срочному переосмыслению германской политики безопасности и к изменению общественного сознания". По словам политика, после падения Берлинской стены Бундесвер был резко сокращен из-за постоянной экономии бюджетных средств. "Германия думала, что мы теперь всегда будем жить в мире. Это было фатальной ошибкой", – отмечает Штрак-Циммерманн.
В феврале прошлого года Германия немедленно сняла все ограничения военного экспорта. С марта начались поставки вооружений Украине. Агрессия России привела также к готовности немцев серьезно обсуждать тему собственной обороноспособности. Эксперт близкого к правительству ФРГ фонда "Безопасность и политика" (SWP) Пиа Фурхоп считает, что полномасштабная война в Украине подтвердила правильность начатого с 2014 года процесса реформирования Бундесвера.
Мы должны основательно модернизировать наши вооруженные силы
Вице-председатель фракции ХДС/ХСС в Бундестаге Йоханн Давид Вадефуль, в свою очередь, соглашается с тем, что нападение России на Украину стало "переломным моментом для армий стран НАТО". Он отмечает, что впервые за последние 30 лет союз НАТО закрепил в стратегической концепции 2022 года возможность нападения на страны союза. "Тем самым оборона и сдерживание снова приобрели приоритетную роль", – говорит Вадефуль. При этом он с сожалением констатирует: "Мы, европейские страны НАТО, должны признать, что ни наши армии, ни оборонная промышленность оказались не подготовлены и не оснащены адекватным образом". Политик подчеркивает необходимость улучшения боеготовности войск и полного восстановления структур, которые были расформированы после окончания холодной войны: "Мы должны основательно модернизировать наши вооруженные силы, союз НАТО должен быть в состоянии сдерживать противника и отражать его в обычной войне. Для этого потребуются громадные усилия".
Германия готова их прилагать, но единственное, против чего правительство ФРГ жестко выступает, – это возможность прямой конфронтации с Россией – ядерной державой. Солидарность с Украиной – да, но без прямого вступления в военные действия. Политолог Фурхоп отмечает, что роль Бундесвера, помимо поддержки Украины, и в будущем останется направленной на защиту самой Германии и ее партнеров по Североатлантическому союзу. "Правительство ФРГ неоднократно подчеркивало, что оборона страны и НАТО – главная задача Бундесвера, и она будет иметь приоритет перед урегулированием международных кризисов", – говорит эксперт.
Оружейный магазин для Украины
В прошлом году Германия потратила более 14 миллиардов евро на прямую помощь Украине и еще 18 миллиардов в рамках соответствующей инициативы ЕС. (Вся информация об этом доступна на сайте правительства ФРГ – конкретно здесь).
Еще в апреле прошлого года Олаф Шольц заявил: "Единоличные решения Германии были бы неправильны". Тихо, но упрямо канцлер проводил свою линию: поставки оружия – только в координации с союзниками, прежде всего с США. Основной принцип – согласование с партнерами по НАТО и украинским правительством. Канцлер не устает повторять, что Германия готова предоставлять то, чем располагает, что может отдать без ущерба для себя и что Украина сразу же сможет применить в бою.
Смотри также Испанская помощь. Украинские танкисты тренировались в СарагосеЭксперт по региональной политике Института немецкой промышленности в Кёльне Клаус-Хайнер Рёль рассказал Радио Свобода, что приоритеты поставок по видам оружия довольно ясны. Это артиллерия, системы ПВО, БМП, танки и прежде всего боеприпасы. Многое Германия уже направила Украине. Наряду с огнестрельным и противотанковым оружием это БМП Gepard, Marder, Biber, Büffel, гаубицы модели 2000, РСЗО Mars II, системы ПВО Iris-T и Patriot. Основой для решений о поставках всегда были просьбы Украины. Министерство обороны решает, какой материал из запасов Бундесвера можно отдать. После этого в процесс согласования вступают администрация канцлера, МИД и министерство экономики. Кроме того, Германия выделила Украине один миллиард евро для прямых закупок оружия. "Наша общая цель – и дальше оказывать Украине военную помощь, чтобы она могла успешно защищаться от российского нападения", – заявляет Шольц.
Для срочной поддержки было решено сначала направить Украине старые системы советского и российского производства из запасов ряда европейских стран НАТО. Несложность быстрого ремонта, наличие запчастей и боеприпасов играли при этом важную роль. Кроме того, отпадала необходимость в длительном обучении украинских военных. Глава отдела Управления вооруженными силами в министерстве обороны ФРГ генерал-лейтенант Кай Роршнайдер заявил: "Украине нужно оружие и приборы, которые могут быть приняты в систему логистики без больших затрат времени на обучение и с минимальными потерями". Правительство собирается ликвидировать лакуны, которые образуются после передачи Украине вооружения партнеров по НАТО, как из запасов Бундесвера, так и современным оружием от немецких производителей. Но, по словам представителя Минобороны, "Германия не полагается лишь на свою оборонную промышленность. Закупки оружия должны осуществляться с помощью как национальных, так и международных тендеров. Существуют многочисленные оборонные проекты с Францией, Испанией, Нидерландами и Норвегией".
Наша общая цель – и дальше оказывать Украине военную помощь
Глава оборонного комитета Бундестага Штрак-Циммерманн отмечает, что десятилетиями система оснащения армии была экономической падчерицей для немецкой бюрократии. "Перемена эпох" начата выделением 100 миллиардов евро для оснащения бундесвера. Правительство закупило новые самолеты и запустило цифровизацию армии", – разъясняет политик. По ее мнению, было ошибкой, что оружие и боеприпасы для Украины не были сразу же заказаны у промышленных предприятий.
Эксперт Рёль также исходит из того, что правительство ФРГ упустило целый год. Тогдашний министр обороны Кристине Ламбрехт уже весной могла бы освоить два миллиарда евро, которые находились в распоряжении Бундесвера. По мнению экономиста, "перемена эпох" на самом деле началась уже в 2014 году, с аннексией Крыма. Однако Бундесвер тогда не обладал никакими ресурсами для обороны, концентрируясь только на международных гуманитарных и наблюдательных миссиях.
Как Rheinmetall к новой жизни воспрял
Почти через год после начала полномасштабной войны в Украине Кристине Ламбрехт ушла в отставку, на посту министра обороны ее сменил Борис Писториус. Смену руководства с облегчением восприняли как представители оборонной промышленности, так и военные. Главный управляющий Федерального союза германской оборонной индустрии Кристоф Ацподиен с удовлетворением отмечает в разговоре с Радио Свобода, что новый министр собирается форсировать освоение выделенных средств. Глава военно-промышленного концерна Rheinmetall Армин Паппергер также заявил на днях в Дюссельдорфе, что "полностью доверяет" новому министру.
В состоянии ли немецкая промышленность одновременно удовлетворять нужды Бундесвера и помогать Украине? Представитель министерства обороны уверяет Радио Свобода, что это возможно. Сейчас Украине направляется помощь из арсенала Бундесвера. Однако одновременно к поставкам подключилась и оборонная индустрия. Глава союза лоббистов Ацподиен отмечает: "Судя по тому, что я слышу от предприятий, они смогут выполнить эти задачи".
Эксперт из Института немецкой экономики, однако, сомневается, что это удастся сделать в равном объеме и с одинаковым качеством. По его мнению, приоритетом должна быть поставка оружия Украине, и лишь затем – оснащение Бундесвера. Первым делом нужно снова отремонтировать танки, которые стоят на складах концерна Rheinmetall, или подумать, как их можно пустить на запчасти для ремонта. Председатель оборонного комитета Бундестага требует от правительства, чтобы Бундесвер "снова стал клиентом номер один, именно в отношении ремонта старого вооружения".
Лоббист Ацподиен говорит, что оборонная промышленность без четких сигналов от исполнительной власти уже в прошлом году начала выпускать продукцию на свой страх и риск. Однако он подчеркивает, что для расширения производственных мощностей необходимы заказы и долгосрочная перспектива. Для начала надо сфокусировать внимание на срочно необходимых видах вооружений – бронетехнике, боеприпасах и ракетах. Глава Союза оборонной индустрии, в свою очередь, призывает к отказу от бюрократизма и ненужных требований в процессе оснащения Бундесвера.
Представитель концерна Rheinmetall Ян Вайсванге подтверждает: "Мы уверены, что сумеем оснастить Бундесвер и другие армии в любое время всем, что будет необходимо". Кристоф Ацподиен подчеркивает, что для этого требуются реальное планирование и конкретные заказы, а также государственные гарантии на случай их расторжения. От министерства обороны он также ожидает долгосрочной стратегии.
Хотя у оборонных предприятий в Германии долгое время был плохой имидж, после нападения России на Украину ситуация моментально изменилась. Эта отрасль явно стала привлекательной для молодых инженеров и рабочих. Армин Паппергер рассказал изданию Zeit, что в последнее время Rheinnetall просто "утопает в заявлениях о приеме на работу". Котировки акций концерна в немецком биржевом индексе Dax после начала войны выросли в два с половиной раза. У концерна уже сейчас много заказов, ожидаются они и в будущем, заверяет представитель предприятия.
Мы уверены, что сумеем оснастить Бундесвер и другие армии в любое время всем, что будет необходимо
Среди продукции Rheinmetall – танки, военные грузовики, системы ПРО, боеприпасы, лазерные приборы. В прошлом году его оборот вырос на одну восьмую (6,4 млрд евро), общая сумма заказов составила 26,6 млрд и в текущем году, вероятно, превысит 30 млрд евро. Планируется открыть новые фабрики и создать более трех тысяч рабочих мест, уже в прошлом году на работу было принято более тысячи новых сотрудников. В Саксонии будет открыта фабрика по производству пороха, еще два новых завода появятся в Венгрии. К концу 2024 года завод по производству танков Leopard должен быть построен в Украине – он будет выпускать 400 машин в год. Через два месяца правительства Германии и Украины должны принять соответствующее решение. В случае, если с производством "Леопардов" возникнут какие-то проблемы, концерн будет делать в Украине танки типа Panther.
О приеме на работу новых сотрудников рассказал телеканалу SWR и представитель концерна Diehl Defence – самого крупного производителя ракет в Германии. На его предприятиях выпускается одна из самых современных в мире систем ПРО Iris-T SLM. Одна установка уже была передана Украине, еще три должны последовать. Одновременно с этим концерн собирается обслуживать и потребности немецкой армии. Представитель Diehl Defence также называет войну в Украине "переломным моментом" для отрасли.
Смотри также Rheinmetall предложил построить танковый завод в УкраинеВместе с тем многие оборонные предприятия сталкиваются с серьезными проблемами. Местами уже не хватает мощностей немецких поставщиков, чувствуется недостаток квалифицированного персонала на малых и средних предприятиях. Об этом же предупреждает экономист Рёль. По его словам, предприятиям потребуется год для набора сотрудников на вакантные места. Пока что фирмы медлят, ожидая от правительства однозначного сигнала: только после этого начнется волна приема на работу в отрасли. Меняются и задачи: теперь требуется не только разрабатывать и производить высокотехнологичные приборы в небольшом количестве, но и выпускать оборонную продукцию в большом объеме и в намного более короткие сроки. Стандарты должны быть упрощены, зависимость от поставщиков сокращена.
Статистические данные в оборонной промышленности закрыты. Представитель Rheinmetall также отказался предоставить Радио Свобода детальную информацию о количестве танков и времени их запланированной поставки. Однако эксперт Института немецкой экономики уверен, что через два-три месяца уже можно будет увидеть конкретные действия и долгосрочные заказы. Борис Писториус решительно взялся за дело: был сменен главнокомандующий Бундесвера, в скором времени будет проведена генеральная инспекция армии и пойдут новые поставки.
Вне зависимости от того, когда закончится война, производство невозможно будет снова свести к нулю. Эксперт Рёль предлагает брать пример с США, которые не закрывают производственные линии: "Мы должны думать об этом и в Германии, поскольку промышленности нужна перспектива. Вероятно, возникнут новые кризисы, непонятно, что будет с Китаем. Необходимо, чтобы Бундесвер в случае конфликта был способен к обороне".
Бундесвер просыпается
Армия в последние годы была постоянным предметом критики немецкой прессы. Один за другим вспыхивали скандалы – то из-за неуправляемых самоходок, то из-за плохо стреляющих винтовок, то из-за правоэкстремистских настроений военнослужащих или харассмента в отношении женщин-солдат. Но главной бедой, по общему мнению, было хроническое недофинансирование.
Консервативный политик Вадефуль отмечает, что почти два десятилетия Германия экономила на вооруженных силах. Лишь с 2014 года начались инвестиции в персонал и оснащение армии. "Мы должны признать, что быстрее получается сокращать вооруженные силы, чем их снова выстраивать. Вторжение России в Украину произошло в тот момент, когда модернизация Бундесвера еще не обрела нужной динамики. Сейчас упущения стали видны, словно под лупой, и отчетливо обозначилась громадная необходимость реформ", – признаёт Вадефуль.
Однако численность немецкой армии, по-видимому, расти не будет: при отсутствии непосредственных боевых действий в этом нужды нет. Сейчас в Бундесвере служат 183 277 солдат и офицеров, среди них около десяти тысяч добровольцев. На постоянной основе в армии работают около 82 тысяч гражданских сотрудников. Бундесвер – полностью профессиональная армия: обязательный призыв был отменен в 2011 году. Однако после 24 февраля 2022 года начались дебаты о возвращении срочной службы. По недавним данным социологического института Ipsos, 61% опрошенных граждан ФРГ высказались за восстановление призыва. До начала войны в Украине Бундесвер вынужден был рекламировать службу в армии, сейчас эта необходимость отпала: армия снова стала популярным местом службы. В конце февраля министр Писториус даже потребовал возвращения призыва – с возможностью замены воинской службы альтернативной, например, в социальной сфере или в области чрезвычайных ситуаций. Однако канцлер Шольц заявил в интервью газете Bild, что срочная служба не имеет смысла: по его словам, за 12 лет бундесвер стал настоящей профессиональной армией.
Сейчас основной состав Бундесвера находится в Германии. Здесь солдаты и офицеры проводят обучение украинских солдат. В 13 активных операциях и миссиях за рубежом участвует чуть больше трех с половиной тысяч военных. 787 из них дислоцированы в Литве в составе Расширенного передового присутствия сил НАТО (Enhanced Forward Presence, eFP), 476 – в Словакии, 309 – в Польше. В рамках планирования НАТО Германия обязалась в будущем предоставлять более многочисленные соединения, которые могут срочно передислоцироваться, рассказывает политолог из SWP Пиа Фурхоп. По ее словам, война в Украине показала, что Бундесвер, несмотря на увеличение бюджетных вливаний, до сих пор не достиг необходимого уровня боеготовности. Но общественное давление на армию оказывает и положительное воздействие.
Сейчас упущения стали видны, словно под лупой
Однако Армин Паппергер и другие представители оборонной индустрии считают, что ста миллиардов евро будет недостаточно для переоснащения вооруженных сил. Немецкие СМИ постоянно критиковали слишком запоздалое выделение средств: пока деньги начали распределяться по различным бюджетным пакетам, из-за инфляции взлетели цены. Лоббист Ацподиен подчеркивает, что для достижения цели НАТО – два процента ВВП на нужды армии – Бундесверу необходимо выделить больше средств из оперативного госбюджета. Сколько времени потребуется на приведение армии в нужную кондицию? Экономист Рёль считает, что пока военное производство достигнет необходимого уровня, пройдет не менее двух лет.
Новая гонка вооружений?
Министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок требует пересмотра правил оборонного экспорта на уровне Евросоюза. "Сейчас мы разрабатываем с нашими партнерами стратегию по усилению сотрудничества в оборонной индустрии. Это значит, что нам нужны общие принципы экспорта", – сказала Бербок изданию Welt. При этом министр подчеркнула: "Российская война показала, что боеприпасы и оснащение автоматически не совмещаются друг с другом". Политолог Фурхоп считает, что правительство должно упростить планирование и гармонизацию европейских стандартов в тех областях, где необходимо заключать рамочные соглашения для оборонной промышленности.
Смотри также Столтенберг: исход войны решит работа промышленностиЭксперт Рёль подчеркивает, что Германия должна была вовсю заказывать боеприпасы у производителей еще в прошлом году, однако до сих пор этого не сделано. Большую проблему представляет собой и то, что взрывчатка для снарядов производится в Китае. Сославшись на политические причины или на производственные трудности, он может прекратить поставки в Европу. Выход из положения потребует времени, ведь в одночасье заводы на Западе не построишь. Хотя Армин Паппергер и уверяет, что Rheinmetall сможет наполовину обеспечить потребности Украины в боеприпасах и одновременно оснащать Бундесвер, это также займет не меньше года.
На фоне ренессанса оборонной промышленности многие эксперты в Германии предупреждают о новой гонке вооружений, которую будет сложно остановить. Профессор Института исследования мира Михаэль Брцоска считает, что опасность существует особенно в случае дальнейшей эскалации или территориального распространения войны в Украине – с последующей возможностью ядерного удара. По его словам, другие кризисы – климатические изменения, будущие пандемии или бедность во многих странах мира – требуют более сбалансированного распределения ресурсов.
Политолог Фурхоп, однако, не уверена, что усиление военного потенциала НАТО может привести к новой гонке вооружений. По ее мнению, начало усилий по контролю над ними зависит от исхода российско-украинской войны, а предсказать его сейчас абсолютно нереально.