Жанна Кадырова: "Неприятное чувство, что тебя хотят убить"

Жанна Кадырова на выставке Unexpected

Осознают ли европейцы угрозу, которая исходит от России? Если верить сообщениям о том, что поляки, опасающиеся нападения российских войск, скупают жилье в Испании, понимание опасности пришло в регионы, находящиеся ближе к театру военных действий. Но чем дальше на запад, тем беспечнее обыватели.

Проходящая в Праге выставка киевской художницы Жанны Кадыровой Unexpected ("Неожиданное") призвана напомнить европейцам о том, что опасность существует и становится только сильнее.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Художница Жанна Кадырова

На Венецианской биеннале, открывшейся весной 2022 года, вскоре после начала полномасштабной войны, Кадырова представила проект "Паляниця" – по тому, как человек произносит это слово, определяют членов российских диверсионно-разведывательных групп, заброшенных в Украину. Московская пропагандистка Скабеева объявила, что "паляниця" – это клубника, но это вовсе не клубника, а хлеб, и краюхи хлеба, частично нарезанные, лежат на столе. Только это хлеб, который невозможно съесть, и документальный фильм рассказывает о том, как война вынудила Жанну Кадырову перебраться в Закарпатье, и там, в селе Березово, собирать и обрабатывать камни, похожие на хлеб.

"Паляниця" – хлеб из камня

Мы не "один народ", мы говорим на своем языке, и он отличается

"Паляниця – хлеб, которым приветствуют, праздничный хлеб, которым встречают людей, приглашая их в дом, это такая народная традиция, – говорит Жанна Кадырова в интервью Радио Свобода. – Это слово стало символом нашего сопротивления, нашей борьбы. Мы не "один народ", мы говорим на своем языке, и он отличается".

Каменный хлеб Жанны Кадыровой – "хлеб для оккупанта", которым никого приветствовать не будут, зато о него можно сломать зубы.

В Венеции возле галереи, где проходила выставка, время от времени звучала сирена воздушной тревоги, как в украинских городах. Жанна Кадырова сделала серию рисунков: на разных языках сообщения о тревоге летят над легко узнаваемыми европейскими достопримечательностями.

Воздушная тревога над Венецианской лагуной

Еще одна работа-предупреждение: игрушечная ракета, приклеенная к стеклу движущегося транспорта, становится неотъемлемой частью европейского пейзажа, напоминая о том, что российская ракета может оказаться где угодно в любую секунду. "Или о том, что люди живут под ударами настоящих ракет, а не стикеров на стекле", – добавляет Жанна Кадырова.

В первом зале ее выставки "Неожиданное" мы видим белый шар, куб и треугольник, все основы бытия и основы искусства изрешетила пулями война.

война, которая стирает с лица целые города, прочитывается за границей как что-то далекое и не очень опасное

"Серия этих работ называется "Безопасная война". Я использовала материал, который собирала на деоккупированных территориях в Киевской и Харьковской областях. Это критика отношения к нашей войне людей, которые живут на большом расстоянии. Белый цвет, которым покрашены артефакты, изменяет их до неузнаваемости, превращает в абстракцию. Задача этой краски – загладить все острые углы. После того как я начала выезжать из Украины с выставками, я столкнулась с тем, что война, которая стирает с лица целые города, прочитывается за границей как что-то абстрактное, далекое и не очень опасное", – говорит художница.

Жанна Кадырова продолжает работать над проектом "Паляниця". "Все деньги, которые я получаю от него, я передаю своим товарищам, которые нас защищают, на фронт. Многие из них были художниками, музыкантами, барменами, а сейчас воюют, и я стараюсь поддержать этих людей. Если мне нужны какие-то материалы, они мне помогают с въездом в эти зоны".

В самом большом зале пражского дворца Рудольфинум, где проходит выставка "Неожиданное", находится инсталляция "Дом культуры", сделанная из материалов, собранных в прифронтовых зонах. В полумраке на груде земли, похожей на свежую могилу, стоит изрешеченная войной металлическая коробка, внутри которой сияет массивная хрустальная люстра. Перед тем как войти в зал, посетитель может прочитать длинный список объектов культурного наследия Украины, которые были уничтожены или повреждены после российского вторжения. Выделен дом культуры в Бериславе, где Жанна Кадырова и нашла эту люстру.

Я много езжу по прифронтовым зонам, я вижу, во что превратили мою страну

"Это война как и против людей, так и против культуры. Стараются уничтожить нашу культуру, чтобы легче рассказывать придуманный миф про братские народы и про то, что мы – маленький придаток Российской империи. Железный бокс находился в Посад-Покровском, селе в Чернобаевском районе Херсонской области, здесь шли военные действия, потом часть Херсонской области была деоккупирована; я туда приехала, увидела этот объект, который со всех сторон изрешечен шрапнелью и осколками. Мы его забрали, и потом появилась вторая деталь – люстра в середине этого пробитого бокса, люстра из Дома культуры, который находится в городе Берислав, возле той самой Каховской ГЭС, которая была взорвана. В городе нет света, в городе нет связи, в городе осталось очень мало людей, город постоянно обстреливается с левого берега Днепра. Прямого попадания в Дом культуры не было, но вокруг разрушены здания, в Доме культуры не осталось ни одного целого окна, штукатурка осыпалась. Мы взяли на выставку люстру, починили ее, укрепили. Это отсылка к тому, что в Украине даже во время войны продолжается культурная деятельность, открываются выставки, проводятся спектакли, концерты. Культура продолжает жить, за 32 года независимости сформировалась современная, полноценная культура, которая имеет своих зрителей, даже в ситуации войны".

Жанна Кадырова не согласна с тем, что холм, на котором стоит инсталляция – это могила. "Бокс напоминает классические советские Дворцы культуры. Это не то чтобы могила, это просто холм, возвышение. Дом культуры стоит наверху и светит".

Жанна Кадырова

Родилась в 1981 году в городе Бровары Киевской области.

Участница группы Р.Э.П. (Революционное Экспериментальное Пространство), возникшей во время "оранжевой революции" в 2004 году. У Кадыровой состоялось более трех десятков персональных выставок. Участвовала в Венецианской биеннале в 2013, 2015 и 2022 годах, Московской биеннале 2013 года. Около 15 ее скульптурных работ установлены в публичном пространстве, среди них скульптура "Яблоко" в Перми.

Кадырова выводила украинское искусство из имперской тени

"Жанна Кадырова – одна из ведущих украинских художниц, которая не только известна в стране, но и серьезно интегрирована в мировые художественные структуры. Одной из первых на украинской арт-сцене она стала работать с масштабной инсталляцией. Сейчас появился интерес к украинскому искусству в связи с противостоянием, которое Украина продемонстрировала российской агрессии, а Кадырова – одна из немногих художниц, которая уже была известна в мире, и можно говорить, что она выводила украинское искусство из имперской тени. Сегодня все украинские художники так или иначе говорят о войне. И если Украина из-за этой войны превратилась в такую, выражаясь словами Маршалла Маклюэна, глобальную деревню, то пора бы и Европе, и миру задуматься, вернувшись к этой идее глобальной деревни, о том, что нас объединяют не только новые цифровые технологии, но и чудовищные угрозы от авторитарных режимов", – говорит арт-критик Константин Дорошенко.

Весной 2022-го, после начала полномасштабной войны, Жанна Кадырова переехала в Закарпатье, затем вернулась в Киев. Более 200 тысяч евро, собранные от ее проекта "Паляниця", переданы на нужды ВСУ.

До начала полномасштабной войны Жанна Кадырова сделала два проекта в городе Покровске Донецкой области: она оформила велопарковку и поставила памятник оленю на постаменте, с которого был демонтирован самолет.

я открывала гугл-транслейт в компьютере, видела там русский язык, и у меня начинали дрожать руки

"Была я там последний раз осенью 2022 года. Сейчас, после того как Авдеевка перешла под контроль русских, я думаю, что в Покровске тоже начнутся такие же боевые действия… Я много езжу по прифронтовым зонам, я вижу, во что превратили мою страну. Я была в Гуляйполе – очень красивый маленький городок в Запорожской области. К сожалению, там тоже нет электричества, практически мы не видели людей на улицах. Чудовищно, что в XXI веке такое возможно. Было такое время, когда я открывала гугл-транслейт в компьютере, видела там русский язык, и у меня начинали дрожать руки. Просто я видела слово, где написано "русский" с двумя "с", и мне становилось дурно".

Жанна Кадырова объясняет, почему не боится ездить в прифронтовые районы.

"В Украине, наверное, нет мест, которые не связаны с риском для жизни. В Киеве в частном секторе в восьми улицах от меня упала боевая часть ракеты, снесла дом, а рядом стоящие дома остались без окон. Неприятное чувство, что тебя кто-то хочет убить просто ни за что: ты ничего не делал, жил себе своей жизнью, и вот пришло время, когда тебя в любой момент могут убить. В какой-то момент те, кто остался в Украине, приняли эту реальность, что каждый день может быть последним, перестали строить планы, решили просто жить. Все-таки жить в родном городе лучше, чем быть беженцем, но дорогая цена за это элементарное желание. С одной стороны, мы, конечно же, адаптировались, поэтому никакой паники нет. Но все равно, когда включается тревога, ты понимаешь, что если не ты, то кто-то другой погибнет, и опять же ни за что, – в основном гибнут гражданские люди, дети".

Последний зал в галерее Рудольфинум отведен под работу "Беженцы".

Растения-беженцы

Мы ничего не можем планировать, мы живем одним днем, потому что у нас отобрали будущее

"Это растения, которые я собирала в разных зданиях социальной инфраструктуры: библиотека в Херсоне, школа в селе Богдановка Киевской области, медицинские центры в Купянске Харьковской области. Естественно, после того, как здания были разрушены или частично разрушены или сожжены, растения были брошены. Приезжая в такие места, я документировала место, где собирала эти растения. И потом сами растения забирала домой, пыталась их выходить: какие-то получалось, какие-то умирали, какие-то пересаживала. После этого, пожив у меня как беженцы в Киеве, они приехали дальше – сначала в Ганновер, потом в Мюнхен, потом в Прагу".

Жанна Кадырова предупреждает европейцев о том, что "неожиданное" может в любой момент стать реальностью.

"Я просто делюсь своим опытом, – говорит художница. – Моя выставка – это мой опыт, моя история. Я всю жизнь занималась искусством, а потом все очень быстро изменилось бесповоротно. Сколько еще времени пройдет до того, как мы сможем жить спокойно, – неизвестно. Мы ничего не можем планировать, мы живем одним днем, потому что у нас отобрали будущее. Естественно, я хочу в какой-то мере предупредить и сказать, что, если это случилось с нами, нет гарантии, что это не случится с кем-то следующим. Конечно же, я этой выставкой хочу призывать к поддержке Украины в нашей борьбе, потому что цена этой борьбы очень дорогая, много людей погибает. Очень тяжело держаться под таким прессом – уже два года ты живешь только с плохими новостями. Я хочу, чтобы меня услышали, солидаризировались и поддержали нас, потому что однозначно кто-то будет следующим после нас".