Зима близко. Конец украинского транзита и газовое будущее Европы

Флаги Евросоюза, России и судно, перевозящее сжиженный газ (коллаж)

В конце этого года истекает договор между Россией и Украиной о транзите российского газа в страны Европейского союза через украинскую территорию. Власти Украины уже заявляют, что после завершения действия договора не подпишут новый документ и не будут разрешать транзит. На данный момент это почти единственный работающий газопровод, позволяющий российскому топливу достичь стран ЕС. Европейская зависимость от российского газа снижается после 2022 года, однако его импорт все еще составляет почти пятую часть энергетического рынка ЕС.

Конец “Братства”

Импорт из России до 2022 года составлял почти 40% от общего объема поступающего в ЕС природного газа. После российского вторжения в Украину страны Европы массово начали отказываться от этого импорта. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен призывала страны ЕС диверсифицировать поставки газа: “Мы должны сократить доходы России от продажи газа, которые Путин использует для финансирования своей зверской войны в Украине... Нам нужно диверсифицироваться. И мы активно работаем с новыми, более надежными экспортерами газа, например США, Норвегией, Азербайджаном и Алжиром”, – отмечала фон дер Ляйен в середине 2022 года.

Нам нужно диверсифицироваться. И мы активно работаем с новыми, более надежными экспортерами газа

Два с лишним года спустя доля российского газа на европейском рынке сократилась более чем вдвое и составляет около 16%. Но это средние значения по всему Евросоюзу, в отдельных же странах этот показатель до сих пор высок.

До 2022 года российский газ в ЕС доставляли в основном по четырем трубопроводам: “Северному потоку” через Балтийское море в Германию, ”Ямал – Европе” через Беларусь в Польшу, транзитом через “Турецкий поток” и “Братство”, пролегающий через Украину. После полномасштабного вторжения СП и ”Ямал – Европа” перестали работать: первый – из-за диверсии в сентябре 2022 года, второй – из-за санкций Польши против “Газпромэкспорта”. Единственные два канала, по которым газ продолжает поступать из России в Европу, – это транзиты через “Братство” и “Турецкий поток”.

Смотри также Завышенные ожидания. Как работают санкции в отношении России

Однако транзит через Украину может перестать работать с 2025 года. Именно тогда истекает заключенный в 2019 году договор о транзите между Москвой и Киевом. Газопровод, построенный в конце 1970-х годов, соединяет российский Уренгой с Ужгородом на западе Украины. Далее газ направляется уже по европейским газопроводам в соседние страны – Словакию, Венгрию и Румынию, а оттуда и в Западную Европу. О прекращении транзита газа в конце августа заявлял Владимир Зеленский. “Договор с Россией никто продлевать не будет, на этом поставлена точка. Что касается транзита газа от других компаний, то, если будет продолжаться запрос некоторых наших европейских коллег, мы будем рассматривать их просьбу", — отметил президент Украины на пресс-конференции в Киеве.

Пострадавшие: друзья Кремля и не только

Возможный отказ Киева продлить транзит ударит примерно по 5% импорта газа в ЕС. Это небольшая цифра в среднем по Европе, но для некоторых стран она может стать критической. Дело в том, что страны ЕС спустя более чем 2 года войны в разной степени сумели диверсифицировать поставки газа. Например, Германия c 2023 года полностью отказалась от импорта российского газа. А вот соседняя Австрия до сих пор более чем на 90% зависит от него. Наиболее зависимые от российского газа страны – Австрия, Венгрия и Словакия. Именно они пострадают в случае отказа Киева от транзита, отмечает исследователь из Немецкого института по международным отношениям и безопасности Якопо Мария Пепе.

Причины зависимости этих стран отчасти политические: лидеры Венгрии и Словакии занимают довольно лояльную Кремлю позицию в вопросе о войне в Украине и возможных условиях ее окончания. Например, этим летом министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто лично встречался с главой ”Газпрома” Алексеем Миллером в Санкт-Петербурге.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан – один из очень немногих европейских лидеров, кто не гнушается лично общаться с Владимиром Путиным и после российского вторжения в Украину

Но в немалой степени это и географический аспект: Австрия, Венгрия и Словакия не имеют доступа к морю и не могут развить собственную инфраструктуру для приема и обработки сжиженного газа (СПГ), как это сделали соседние Германия и Нидерланды. Причем у Австрии дела обстоят лучше, чем у Венгрии и Словакии, комментирует Пепе: “Австрия уже бронирует мощности СПГ на терминалах в северо-западной Европе. Вена также имеет возможность покупки газа в порту Триест в Италии. У Венгрии и Словакии нет таких возможностей. До двух третей спроса на газ в этих странах покрывается Россией. Так что в этом случае сомнительно, что эти страны в ближайшем времени обойдутся без российского газа”.

Импорт сжиженного газа – основная альтернатива российскому (природному) газу, на которую ориентируется ЕС после вторжения России в Украину. В отличие от природного, сжиженный газ транспортируется не по газопроводам, а в специальных контейнерах, как правило, на морских судах. Поставки сжиженного газа проще заместить – импортирующая страна может сменить поставщика, в отличие от газопровода, который выстраивается под конкретные страны. Импорт сжиженного газа в ЕС после 2022 года значительно вырос. Лидеры по импорту СПГ в Европе – страны с мощной портовой инфраструктурой: Германия, Нидерланды и Италия. Но СПГ – прерогатива стран с выходом к морю, хотя в ЕС и находят технологические решения, как доставлять его “сухопутным” соседям.

Альтернативы

Проблема отмены транзита газа через Украину частично может быть решена реэкспортом внутри самого ЕС, например из Германии или Нидерландов, которые активно отстраивают терминалы СПГ и закупают такой газ у Норвегии и США. Часть газа так закупает Чехия: Германия по морю ввозит в свои терминалы СПГ, далее газ переводится из жидкого в газообразное состояние (регазификация) и по классическим газопроводам поставляется в Чехию. Но такая схема сильно увеличивает стоимость импорта газа, отмечают исследования. Кроме того, с 2022 года Германия облагает экспорт газа в соседние страны ЕС так называемым налогом за хранение. О неподъемности покупки такого газа заявило министерство энергетики Австрии: “В Германии сейчас действуют так называемые газовые надбавки, которые затрудняют импорт газа в Австрию по альтернативным маршрутам”, – говорится на сайте ведомства.

Сомнительно, что эти страны в ближайшем времени обойдутся без российского газа

Впрочем, правительства и энергетические компании потенциально пострадавших стран, вероятно, не планируют отказываться от российского газа. Пресс-служба венгерского нефтегазового импортера ФГСЗ отмечала, что будет ориентироваться на поставки российского газа по “Турецкому потоку” через Болгарию и Сербию. Правительство же Словакии рассматривает возможность покупки газа напрямую у “Газпрома” на российско-украинской границе. Все эти сценарии включают в процесс Москву и исключают Киев, отмечает Якопо Мария Пепе: “Эти страны все равно будут нуждаться в российском газе. Они просто разработают другой маршрут поставок, который обойдет Украину. При этом Украина не будет получать доходы с транзита”.

Смотри также Китай Европе не замена

Есть и еще один сценарий, рассматриваемый странами ЕС для замещения украинского транзита: рост импорта азербайджанского газа, отмечает издание Politico. В Брюсселе рассматривают несколько вариантов: поставки из Баку через российские и украинские газопроводы в Восточную Европу или по Трансанатолийскому газопроводу через Грузию и Турцию в Южную Европу. Также, по информации Politico, некоторые страны рассматривают газовый своп (от английского swap – обмен) между Россией и Азербайджаном. Суть этой комбинации в том, что Россия продолжит поставлять газ через Украину, но номинально это будет считаться азербайджанским газом. Азербайджан же поставит такое же количество своего газа “от имени“ России в Турцию или другие страны. “Даже в случае переключения на Азербайджан в качестве поставщика, это все равно, скорее всего, будет российский газ, поставляемый либо через Украину, либо через Турцию, поскольку у самого Азербайджана нет дополнительного объема газа”, – комментирует Якопо Мария Пепе.

Хватит ли газа на зиму?

Потенциальный отказ Украины от транзита газа неудачно совпадает с другим важным для рынка энергетики Европы событием: летом этого года ЕС впервые ввел санкции против российского газа. Санкции 14-го пакета, принятого в июне 2024 года, коснулись сжиженного газа из России. Полный запрет на его импорт не введен, но ограничен реэкспорт такого газа в страны вне ЕС, а также возможность российских судов-перевозчиков пользоваться европейскими портами.

Столь суровой зимы в Европе, наверное, все-таки не будет

В конце лета европейские СМИ писали о том, что Евросоюз досрочно подготовился к зиме. А именно: резервов газа в среднем по ЕС должно хватить на предстоящие зимние месяцы. Однако Якопо Мария Пепе отмечает, что это предварительные расчеты, не учитывающие форс-мажоров, таких как, например, очень холодная зима, требующая больше газа для отопления, или же прекращение транзита газа через Украину. “Эти расчеты включают российские поставки газа, в том числе через Украину. Но если в Европе будет суровая зима, хранилища газа истощаются довольно быстро, и тогда отдельным странам может понадобиться больше газа”.

Впрочем, в прошлом году злорадные надежды российской пропаганды на “замерзающую Европу” не оправдались: зима оказалась в целом весьма теплой. В этом году ситуация может оказаться иной из-за эффекта климатического явления, известного как Ла-Нинья и вызывающего более холодные зимы. Однако каких-либо особых катастроф метеорологи не предвидят. Тем не менее, вне зависимости от того, какой будет погода на дворе, проблема российского газа, очевидно, останется с европейцами и в следующем году.