В Москве в рамках фестиваля независимого документального кино "Артдокфест" 10 декабря будет представлен фильм "Африка подскажет". Режиссёры Анна Колчина и Алексей Кузмин-Тарасов отправились в Гану – снимать первую встречу с родственниками девушки из Петербурга по имени Джейн, отец которой когда-то по студенческой программе учился в России, а тетя стала вождем племени из народа ашанти.
Фильм открывает рассказ главной героини о себе. У мамы Джейн польские и белорусские корни, папа переехал в Россию из Ганы, оба живут в Петербурге. Сама Джейн – ей 20 лет и она работает моделью – некоторое время назад перебралась в Москву. Родственников из Ганы она никогда прежде не видела, только по нескольку раз в год созванивалась с ними по скайпу. Узнав о том, что ее тетю избрали вождем племени из народа ашанти и что скоро состоится инаугурация, Джейн решила, что настало время для личного знакомства, и поехала в Аккру, к берегу Гвинейского залива, в далекую страну хлопковых деревьев, буйволов и слонов. О кинематографических впечатлениях от этой ганско-русской встречи далеких родственников авторы фильма "Африка подскажет" рассказали корреспонденту Радио Свобода.
Алексей Кузмин-Тарасов: Еще год назад я говорил, что никогда бы не поехал в эти регионы Африки, потому что было страшно и потому что я не знаю, как там себя вести, каких болезней там опасаться. Но когда появилась интересная история, все страхи забылись – надо было ехать.
Все, к чему мы готовились в Москве, оказалось в реальности другим. Мы говорили ребятам из съемочной группы: "Мы едем в Африку. Мы не знаем, как там будет, но там должно быть здорово, и мы не можем там не быть". В итоге Африка переверстала наши планы, разрушила многие наши стереотипы, Африка по существу превратилась в главного героя фильма. Жанр ленты сформировался в процессе работы, потому что изначально мы не мыслили в рамках определенного жанра, мы просто хотели впитывать все вокруг и как-то это документировать.
Трейлер фильма "Африка подскажет"
Анна Колчина: То, что у нас получилось, ближе к документальному путешествию: не детальный портрет, это скорее именно путешествие.
– Вы много ходили по улицам Аккры и других городов Ганы, старались все отразить в фильме. Какое-то впечатление о политическом устройстве страны составить удалось?
Алексей Кузмин-Тарасов: В эти вопросы мы, честно говоря, особо не вдавались, но по нашим ощущениям (да и с их точки зрения, наверное), люди живут там очень бедно. В Гане есть вода и еда, у местных жителей есть мобильные телефоны. На камеры этих телефонов они тоже снимали инаугурацию тети Джейн, женщины по имени Синтия. Представляете, там человек живет в лачуге, о политическом строе он даже не задумывается. Он задумывается только о том, что ему поесть сегодня и завтра. При этом ему, судя по внешнему виду, прекрасно. Он улыбается и даже не просит у тебя денег. Что касается политики, то мы увидели, какой властью наделен там вождь, как его уважают и как к его мнению прислушиваются. Гана вообще страна достаточно богатая. Конечно, есть ощущение, что ее дербанят все кому не лень. Как именно это работает, я не знаю. Но в любом случае очень жалко, потому что у страны есть все необходимые для развития ресурсы.
– Территорию Ганы, как известно, поначалу пытались колонизировать португальцы, потом там обосновались британцы, после достижения независимости в течение длительного времени в этой стране был авторитарный режим правления. Это все заметно?
Алексей Кузмин-Тарасов: Конечно, это все заметно. При этом, насколько я понял, к англичанам в Гане относятся вполне терпимо, как и к людям с белым цветом кожи вообще. Везде расклеены плакаты с цитатами из Библии или Корана, везде висят портреты Иисуса. Но, по всему судя, в стране процветает коррупция. Нас, например, несколько раз тормозили на блокпостах и требовали взятку. Мы, конечно, платили. Не платить нельзя, потому что либо ситуация станет небезопасной, либо ты потратишь на объезд вдвое больше времени, а с дорогами там и так большие проблемы.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Анна Колчина: Вообще-то о современных политических процессах в случае Ганы говорить можно условно. Традиции местного племенного самоуправления уживаются там с официальной властью. Это довольно сложная система: вождь управляет десятками поселений, а над ним стоит еще один вождь.
– Подробности того, как будет выглядеть работа тети Синтии в должности вождя, стали вам яснее после инаугурации? Какие задачи вообще ей придется решать?
Анна Колчина: До инаугурации не было никакого представления о том, как это будет. Но в этом, наверное, и есть радость документалиста: жизнь делает щедрые подарки, такого ты не выдумаешь и для сценария игрового фильма.
Алексей Кузмин-Тарасов: О своих обязанностях Синтия расскажет в фильме. Она вообще такая хозяйка жизни, и ее предвыборные обещания на камеру ничем не отличались от тех, которые дают политики во всем мире: про строительство дорог, про рост уровня жизни, про образование.
Анна Колчина: Я не очень люблю интервью в документальном кино, но фрагмент, в котором Синтия рассказывает о своей работе, мы оставили, потому что он выглядит контрастно по сравнению со всем происходящим в фильме. Перед вами – будущий вождь, который на камеру рассказывает, что будет делать. Синтия старательно готовилась к этому интервью, заметно, как она меняется перед камерой.
– Как получилось, что вождем стала женщина, а не мужчина? Насколько это распространенная практика в Гане?
Алексей Кузмин-Тарасов: Традиции народа ашанти делают возможным матриархат, но в выборах в качестве кандидатов принимали участие и мужчины, например, брат Синтии. Думаю, что есть совет вождей, на котором Синтия была признана достойной этого высокого звания. Там все не так просто – ты не можешь просто так взять и стать вождем. У тебя должно быть определенное количество денег, ты должен быть определенной крови.
Анна Колчина: Выборы – обсуждение внутри большой семьи. Мы, конечно, спрашивали о том, как все это происходило. Но, видимо, есть какие-то деликатные фрагменты, о которых нам не хотели рассказывать.
– Вы практически везде ходили с Джейн и ее родственниками. Она еще в Москве договорилась с ними о съемках? Были моменты, когда вам запрещали снимать?
Алексей Кузмин-Тарасов: Да, Джейн заранее сообщила, что привезет с собой из Москвы съемочную группу. Родственники восприняли эту идею хорошо, потому что это добавляло, наверное, инаугурации тети Синтии некой важности. Она – такой человек, который всегда скажет, если ей что-то не нравится. Например, может сначала согласиться на интервью, а потом вдруг почувствует, что недостаточно красиво одета. Тогда говорит: "Нет, сейчас интервью не будет".
Анна Колчина: Вообще было, конечно, несколько страшноватых моментов, когда нам запрещали снимать. Мы тогда были без Джейн, без тети Синтии, просто снимали сцены в городах и на трассе.
Алексей Кузмин-Тарасов: Один раз, например, по нашей машине ударили дохлой крысой. Потом, когда мы были на рынке, народ стал сгущаться вокруг нас. Рынок сначала выглядел как обыкновенный рынок, потом – как раньше выглядел Черкизовский рынок в Москве, а потом стал походить на густонаселённый город. Ощущение было таким, как будто люди в час пик в метро спешат домой или на работу. Было очень некомфортно, потому что в какой-то момент торговцы, понимая, что их снимают, начали напирать. И нам пришлось быстро оттуда уйти.
– Так реагировали только на вас или на Джейн тоже? Она ведь, несмотря на темный цвет кожи, сильно отличалась от местных жителей.
Алексей Кузмин-Тарасов: Конечно, Джейн по характеру и поведению абсолютно русская. Почти всегда на нее реагировали так же, как на нас.
Анна Колчина: В целом нас принимали очень доброжелательно. Скорее всего, из-за тети Синтии. Но местные жители не очень понимали, кто мы вообще такие. Это в семье все знают, что есть Россия, что такое русские корни, есть отец Джейн, который переехал в Петербург. А когда мы были вне семьи, нас обычно спрашивали: "Откуда вы вообще такие? Вы вообще кто? Вы из Китая или из Индии?" Когда мы отвечали, что мы из России, то переспрашивали еще по несколько раз.
* * * *
Трехмиллионный народ ашанти из группы акан говорит на языке чви и, как сказано в энциклопедиях, до сих пор подчиняется культам предков и сил природы. Первый племенной союз, по сути государственное образование, ашанти создали в XVII веке; в 1870-е годы они уступили британцам в тяжелой колониальной войне. Теперь ашанти, сохраняющие в основном традиционную структуру организации своего общества, заняты тем, чем им позволяет заниматься экономика Ганы: золотодобычей, возделыванием масличных пальм, работой на плантациях какао. От колониального ига ашанти освободились вместе со всеми другими народами Ганы в 1957 году – в ту пору, когда гордое имя их племени носил один из эскадренных миноносцев британских королевских ВМС.
Послепремьерный показ фильма "Африка подскажет" состоится 24 декабря в Центре документального кино в Москве, в начале 2019 года картина выйдет в прокат.