Ссылки для упрощенного доступа

Четыре билборда. Таллиннцам показали их дома, разрушенные войной


Выставка-акция "Мгновение" (Hetk)
Выставка-акция "Мгновение" (Hetk)

В трех таллиннских спальных районах – Ыйсмяэ, Мустамяэ и Ласнамяэ – на рекламных билбордах размером три на шесть метров появились компьютерные изображения разрушенных в результате военных действий домов. Они были размещены на самых видных местах, на улицах и шоссе на фоне их реальных совершенно целых прототипов.

Выставку-акцию "Мгновение" (Hetk), которая действует с 19 февраля по 3 марта, организовали две художницы – Ребека Парбус и Estookin.

Реакция оказалась бурной: согласно оперативно проведенному соцопросу, выяснилось, что о плакатах слышали 82% респондентов. Больше половины из них (56%) отнеслись к выставке плохо. В том числе среди эстонцев – 51%. Недовольных среди представителей других национальностей оказалось 77%. В том же исследовании респондентов спрашивали, верят ли они в победу Украины. Только 42% эстонцев и 9% представителей других национальностей сказали, что верят. 58% эстонцев и 73% респондентов других национальностей не считают, что Эстония в настоящее время испытывает прямую военную угрозу.

Если вы с Раадику или Паэ поддерживаете Путина, готовьтесь к тому, что именно так может однажды начать выглядеть ваш дом

Особенно остро общественность реагировала на плакат, который был установлен на шоссе Лаагна теэ на въезде в Ласнамяэ, традиционно заселенный русскоязычными. По умолчанию большинство восприняло эти картины как пророчество нападения России на Эстонию – хотя авторы не дали на это ни единого намека. Большинство зрителей признавались в соцсетях, что изображения шокируют – одни считали, что это плохо, другие утверждали, что это полезно.

Старейшина микрорайона Юлианна Юрченко сказала, что выставка неуместна в городской среде и без сопровождающего текста, поскольку "общество уже и так достаточно измотано психологически": "Мимо будут проезжать пожилые люди, дети, не говоря уже о тех людях, которые живут в домах, экспонируемых на этих плакатах".

Активист и блогер Даниил Куракин оппонирует ей в газете Postimees, что искусство не обязано способствовать улучшению психического здоровья и нелишне напомнить людям, что будет, если "самая большая война в Европе со времен Второй мировой войны" перекинется с Украины на другие соседние с Россией страны. Блогер одобряет выбор места, поскольку жителями спальных районов являются в основном русскоязычные. "Именно им в первую очередь стоит показать то, к чему может привести легкомысленное отношение к войне в Украине и заигрывание с "русским миром", – пишет он. – Если вы с Раадику или Паэ и поддерживаете Путина, готовьтесь к тому, что именно так может однажды начать выглядеть ваш дом".

Мэр Таллинна Михаил Кылварт счел, что выставка неуместна, поскольку изображенные на плакатах дома – не вымышленные, и предложил представить себе, что должен чувствовать ребенок, который видит свою комнату разбомбленной.

Ребека Парбус
Ребека Парбус

"Длительный период пандемии "короны" и войны в Украине наложили печать страха и тревоги на психическое здоровье нашего народа, – сказала председатель комиссии Таллиннского горсобрания по образованию и культуре Кайрет Реммак-Грассманн. – В наших школах, детских садах, учебных заведениях, а также в медицинских учреждениях сегодня не хватает специалистов, способных справиться с этими последствиями. На фоне всей этой войны дети, взрослые и пожилые люди были напуганы. И мы не должны также забывать о чувствах украинских военных беженцев".

Вице-мэр Таллинна Каарел Оя, в свою очередь, отдает должное чистоте идеи и простоте исполнения выставки, которая, по его мнению, выходит за рамки пропаганды, и считает излишними любые попытки интерпретации и тем более осуждения чужой интерпретации как неправильной.

Мы попросили двух жительниц Таллинна поделиться впечатлениями о выставке. Журналистка Эстонского национального телерадиовещания (ERR) Женя Волохонская проезжает мимо одного из плакатов ежедневно.

– Плакатов всего четыре, так что часто человеку видеть их не получается, если ты только не живешь прямо рядом с одним из них. Я живу в самом большом спальном районе Таллинна – Ласнамяэ. Я проезжаю мимо этого плаката, мне кажется, что на нем изображен соседний дом, он близко от меня находится, этот плакат.

– Когда вы первый раз его увидели, вы вздрогнули?

– Нет.

– Почему?

Меня плакат не пугает, меня пугает наша реальность

– Два года идет война, и мне кажется, что многие из нас так или иначе… Я по крайней мере буду говорить за себя… за эти два года я, к сожалению, нередко представляла себе, что это может стать нашей реальностью. Эти картинки, они и так в воображении есть. Возможно, у меня профессиональная деформация, потому что я работаю в новостях. Меня плакат не пугает, меня пугает наша реальность, и, мне кажется, мне понятен посыл авторов, что если не остановить войну там, где она сейчас, если не прекратить российскую агрессию в Украине, если Украина, не дай бог, проиграет, то мы следующие и это все станет нашей реальностью. Об этом нужно помнить. В этом смысл этой экспозиции, мне кажется.

Человеческая психика крайне пластична, мы привыкаем ко всему, и даже к войне, как ни страшно это звучит. И позиция "моя хата с краю, и я не хочу смотреть на эти ваши страшные картинки" – такая себе позиция. О страшных и тяжелых вещах нужно говорить. Иногда мягкие, ласковые подходы не работают. Скажу как журналист: количество публикаций об Украине уменьшается. Так не должно быть, потому что война идет рядом с нами и ее развязал наш самый близкий сосед.

Выставка-акция "Мгновение" (Hetk)
Выставка-акция "Мгновение" (Hetk)

С другой стороны, мне очень не нравится, что сейчас мы все начали обмениваться ярлыками, мол, если тебе не нравится этот плакат, ты обязательно путинист. Я знаю множество людей, которых травмировали эти плакаты, и эти люди и беженцам помогали, и поддерживают Украину. И второй момент, который мне не нравится: очень большая дискуссия у нас ведется о том, что должно искусство. Говорят, искусство должно утешать, дарить позитивный настрой, умиротворение. Это не так, если мы посмотрим на природу акционизма. А успешность акции мы можем оценивать по реакции на нее. Эта акция спровоцировала очень бурную реакцию в обществе, местами полярную. Мне кажется, это нужно воспринимать как тяжелую побочку. В комментариях кто-то сказал, что это "нашатырь, доставленный не по адресу", но, тем не менее, если ты понимаешь, зачем это, и если ты осознаешь, что это действительно может случиться, этот биллборд тебя не напугает.

– Как эстонцы реагируют на плакаты? Простые люди, не связанные с новостями?

– Судя по моей ленте в фейсбуке, мне кажется, что среди русских гораздо более бурная негативная реакция, чем среди эстоноязычной публики. Но говорить, что всем подряд эстонцам нравится эта выставка и все понимают, о чем она, и никого из них она не травмирует, тоже неправильно. Потому что обсуждение идет и в эстоноязычных кругах, хоть и не настолько ожесточенное. У нас среди эстонцев многие говорят, что на государственном уровне надо больше заниматься внутренними делами, а не внешними. У нас экономический кризис сейчас, не все стабильно. Отнюдь не всем эстоноязычным жителям Эстонии нравится, что государство вкладывается в гособорону, помогает Украине.

Даже оставим в стороне войну: не всем нравятся тяжелые темы. Я занимаюсь в основном социальной журналистикой. Когда мы говорим о людях с ограниченными возможностями, о детях с глубокими и тяжелыми недугами, не всем людям это нравится. У нас была кампания против насилия в семье, по всему Таллинну висели плакаты с нарисованными избитыми женщинами. И тоже была очень негативная реакция в обществе: зачем, мол, вы это повесили, я ничего не хочу знать о страшном.

эти многоэтажки очень похожи во всех европейских странах, и они становятся первыми жертвами обстрелов

Я думаю, художницы не делали прицел на русскоязычную публику. Еще люди спрашивают, почему именно в Ласнамяэ, традиционном русском районе, повесили плакат. Мне кажется, что это неправильное прочтение, потому что эти многоэтажки очень похожи во всех европейских странах, и они становятся первыми жертвами обстрелов, этакие человеческие муравейники, где ни спрятаться, ни скрыться.

Оксана Пузикова родом из Керчи, но долгие годы жила с семьей в Харькове, а 8 лет назад с семьей обосновалась в Таллинне. Она признается, что это самая необычная выставка, о которой она когда-либо слышала.

– Я отреагировала на плакаты как на данность. У меня самой в Харькове сгорела квартира от попадания русской ракеты, поэтому для меня в них ничего нового, шокирующего не было. Но в местных пабликах, в комментариях я, конечно, читала разные мнения, что нужно это убрать, чтобы дети этого не видели. Многие ведь живут по принципу: пока я этого не вижу, этого вроде как и нет. Но ведь это же обман! Люди, у которых есть какая-либо эмпатия, впечатлились. И об этом нужно говорить, нужно наглядно демонстрировать, показывать, что будет в случае прихода "Русского мира". Наверное, некоторые считают, что если они за "Русский мир", то ракета облетит их дом. К сожалению, это не так. В принципе, я отнеслась к выставке положительно. Об этом нужно говорить людям, доносить информацию и быть честными с детьми.

Харьков, январь 2024 года
Харьков, январь 2024 года

– Есть такое мнение, что как раз украинцам, которые видели такие разрушения в жизни, это может принести дополнительную ненужную боль.

– Людей, которые уехали от войны в Эстонию, много. Но, я думаю, ничего шокирующего для них в этих плакатах нет. Это наша действительность. Какой еще больший шок могут вызвать эти плакаты? Возможно, кто-то из них тоже закрылся [от той действительности], но я в это мало верю. Все равно есть связь с родственниками, с домами, с соседями, друзьями, которые остались в Украине. Полностью закрыться от этого нельзя.

– Вы общаетесь и с эстонцами тоже. Как они реагируют на эти плакаты?

– Во всяком случае, в моем окружении эстонцы тоже считают, что об этом нужно говорить, кричать и наглядно демонстрировать это тем, кто не видит, не слышит и не хочет знать. И, наверное, тем, кто ждет.

– Вы знаете в Таллинне людей, которые ждут прихода "Русского мира"?

– В моем окружении таких людей нет, но я ориентируюсь на комментарии в местных СМИ. Подозреваю, что там больше половины ботов, но допускаю, что есть реальные люди, которые пишут, например, что лучше не дразнить "Русский мир" и не показывать такое: "Сидите себе тихонечко, и ничего не будет".

Последние несколько лет показали нам всем, насколько хрупка граница между бытием и небытием, существованием и исчезновением

Estookin 26 лет, она цифровой художник. Работает арт-директором в рекламном агентстве Tabasco, преподает Adobe Photoshop в Эстонской академии художеств. Она участвовала в разработке концепции выставки и воплощении в жизнь фотореалистичных интерпретаций как художественных работ. Автором же идеи и концепции является 24-летняя Ребека Парбус. Она фотограф и видеограф – фрилансер, работает в кино и театре, изучает сценографию на третьем курсе Эстонской академии художеств.

Художница Ребека Парбус ответила на наши вопросы письменно.

– Ребека, как возникла идея проведения выставки в городской среде? Картины какой войны помогли родиться этим образам? Какие мысли и образы дали ей толчок?

– Чего мы боимся? За что мы благодарны? Защищены ли мы, пробуждена ли наша бдительность? Это болезненно, это провокационно? Последние несколько лет показали нам всем, насколько хрупка граница между бытием и небытием, существованием и исчезновением. Ничто не самоочевидно, все может исчезнуть. Однако чем лучше мы это понимаем, тем больше надежды на то, что нам удастся сохранить то, что мы считаем важным.

Estookin и Ребека Парбус
Estookin и Ребека Парбус

Два года назад война разразилась на Украине, городские ландшафты которой визуально напоминают эстонские. Представленные на нашей выставке произведения изображают сцены, которых не увидишь в наших городских ландшафтах, они скорее отражают события, происходящие в других частях света. Этот резкий контраст между нашими работами и реальным видом Таллинна заставляет нас задуматься: какие аспекты жизни мы можем ценить и за что быть благодарными?

– Кто финансировал выставку?

– Фонд культурного капитала Эстонии.

– Скажите, пожалуйста, пару слов о технологии. Как долго вы работали над выставкой?

– Над этой выставкой мы работаем с октября 2023 года. Первоначально мы направили наши усилия на разработку концепции выставки и уведомление Таллиннской городской управы. Получив подтверждение того, что размещение выставки в городском пространстве допустимо и соответствует закону, мы приступили к фотографированию мест размещения работ. Потом мы деконструировали эти фото с помощью Adobe Photoshop, и так получили финальные изображения.

– Как вы выбирали места? Здания? Степень разрушения?

– Изображение жилых районов – это часть нашей концепции, поскольку на когнитивном уровне они ассоциируются с людьми. К тому же мы сами жили в этих районах. Кроме того, нехватка финансирования налагала определенные ограничения. Степень показанного разрушения определялась требованиями формата печати. Поскольку работы выставлены на рекламных щитах вдоль улиц и дорог, нам нужно было позаботиться о том, чтобы визуальные эффекты было легко увидеть и понять на расстоянии.

Если произведение искусства вызывает у зрителей дискомфорт, это ощущение может побудить их более непосредственно заняться сложными темами

Мы создавали изображения, основываясь на их узнаваемости и соответствии повседневному опыту людей. Работы воздействуют так сильно, потому что они включены в городскую среду, находятся в непосредственной близости к людям. У людей есть внутренняя связь с ними. Эта близость существенна для резонанса. В условиях галереи их воздействие так не будет ощущаться.

– Учитывали ли вы, что население Эстонии идеологически расколото и выставка может вызвать с каждой стороны очередную порцию обвинений в адрес оппонентов? Я имею в виду, что реакцией может быть не благодарность судьбе за мир, а желание повоевать друг с другом?

– Концепция выставки возникла из желания культивировать благодарность в жизни и не воспринимать нашу свободу и независимость как нечто само собой разумеющееся. Это чувство передается в инверсии посредством мощного визуального языка, используемого в наших работах. Восприятие этих произведений публикой весьма индивидуально.

Мы собрали широкий диапазон отзывов, от поддерживающих до критических, что вполне ожидаемо и естественно. Разногласия среди зрителей привлекают внимание к важным проблемам и дают ценную информацию об областях, заслуживающих внимания. Если произведение искусства вызывает у зрителей дискомфорт, это ощущение может побудить их более непосредственно заняться сложными темами.

Выставка-акция "Мгновение" (Hetk)
Выставка-акция "Мгновение" (Hetk)

– Вы мониторите реакции в социальных сетях? Что говорят конкретно украинцы? Я спрашиваю о них потому, что они видели разрушенные дома в реальности.

Тот факт, что в мире существует страх, не означает, что о нем нельзя говорить

– Мы мониторим реакцию на платформах социальных медиа. Фидбэк, который мы получаем, охватывает разные возраста и происхождение. Мы лично получали положительные отзывы от украинцев, касающиеся наших усилий по повышению осведомленности об издержках войны.

– Есть мнение, что это жестоко – ранить людей такими фотографиями, потому что они уже и без того травмированы новостями.

– Тот факт, что в мире существует страх, не означает, что о нем нельзя говорить. Некоторые художники выбирают веселые образы, такие как картины весны, стремясь обеспечить зрителям комфорт среди невзгод. А другие, наоборот, предпочитают изображать мрачные реалии войны, призывая нас сохранять бдительность по поводу ее возможного возвращения. Благодаря таким разнообразным своим проявлениям искусство служит мощным зеркалом, отражающим нашу общую человечность, побуждающим к созерцанию и сопереживанию.

– Вы как авторы сталкивались с враждебностью зрителей?

– Конечно, мы получали как резкие негативные, так и теплые положительные отзывы. Некоторые в переписке призывали нас убрать ее, в то время как другие подчеркивали ее необходимость и ценность.

– Воспринимает ли большинство зрителей эти картины как намек на возможное нападение России на Эстонию? Кто, по их мнению, мог бы причинить такие разрушения? У кого-то возникает ассоциация с другими воюющими странами?

– В конце концов, это всего лишь образы, выражение художественного восприятия действительности. В мире есть война, и мы должны о ней говорить. Работы возбуждают воображение зрителя. Это всего лишь одна из возможных интерпретаций.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG