Беспокойство – наверное, этим словом лучше всего описать общественные настроения, преобладавшие в уходящем году в странах Центральной и Восточной Европы. Это было связано как с внутриполитическими причинами, так и с украинским кризисом, разразившимся буквально у порога восточноевропейских стран – членов ЕС.
Позиция, занятая государствами региона по отношению к событиям на Украине и российской агрессии против этой страны, оказалась неодинаковой. Польша и страны Балтии резко критиковали Кремль, призывая Евросоюз проявить солидарность с Украиной, а НАТО – принять меры по укреплению обороноспособности членов альянса, граничащих с Россией. А вот в Венгрии, Словакии и Чехии ни общество, ни политики к единому мнению не пришли. Определенная их часть во главе с президентом Чехии Милошем Земаном и премьер-министрами Венгрии и Словакии Виктором Орбаном и Робертом Фицо либо заняла откровенно пророссийскую позицию, либо проявила подчеркнутую сдержанность в оценках конфликта на Украине, призывая к переговорам с Москвой и критикуя введенные ЕС санкции против России. (Правда, на саммитах ЕС и НАТО все три страны в конце концов голосовали за предложенные другими участниками этих организаций решения, направленные на сдерживание экспансии Кремля). Все три политика – Земан, Орбан и Фицо – тем не менее, приобрели репутацию "друзей Владимира Путина". И всем им в конце года пришлось столкнуться с общественным недовольством, которое делает их позиции куда менее прочными, чем год назад.
Андрей Киска начинает и выигрывает
Выборы президента Словакии, состоявшиеся в конце марта этого года, внесли в политическую жизнь страны давно не наблюдавшееся оживление. До сих пор позиции многолетнего премьер-министра, лидера правящей социал-демократической партии "Смер" Роберта Фицо казались непоколебимыми: раздробленная либеральная и правоцентристская оппозиция проигрывала одни выборы за другими и оказалась неспособной выдвинуть единого кандидата на пост главы государства. В результате успех ждал миллионера Андрея Киску, который получил известность благодаря своим благотворительным проектам и баллотировался в президенты в качестве независимого кандидата. Рассказывает ведущий научный сотрудник Института политологии Словацкой академии наук Юрай Марушак:
– Роберт Фицо проиграл крупному предпринимателю и филантропу Андрею Киске. В принципе удивительно, что Фицо решил баллотироваться на этих выборах, но еще более неожиданным казалось его поражение. Это изменило политическую ситуацию в Словакии: на сцене появился новый игрок, президент, который пользуется поддержкой парламентской оппозиции и всех оппонентов Роберта Фицо в обществе.
Другой политической неожиданностью этого года стал уход со своего поста в ноябре другого представителя правящей партии, председателя парламента Павола Пашки – в связи с обвинениями в непрозрачных финансовых трансакциях…
– Но, несмотря на это, на осенних выборах в местные органы власти "Смер" премьера Фицо вновь выступил довольно неплохо. В каком состоянии сейчас эта партия: Роберту Фицо удается придать ей новый импульс или можно говорить о начале заката "Смера"?
В словацкой политике можно ожидать подъема какой-то "третьей силы"
– "Смер" не только победил на местных выборах, но может сохранить лидерство и на будущих выборах в парламент. Как ни странно, это связано не столько с силой самой этой партии, сколько со слабостью и разобщенностью ее традиционных противников. В этой связи можно ожидать подъема какой-то "третьей силы". Скажем, недавние демонстрации против коррупции, на которых звучало требование отставки премьер-министра, организовали политические силы, которые еще недавно считались маргинальными. Это, в частности, движение "Обыкновенные люди и независимые личности" Игора Матовича, которое не организовано как стандартная партия: там всего четыре постоянных члена. То же можно сказать и о новой партии "Граждане" политика и предпринимателя Алоиза Глины. С другой стороны, в словацкой политике слышны евроскептические и пророссийские нотки. Есть успехи и у правых радикалов, откровенных расистов, вроде Народной партии "Наша Словакия", чей лидер Мариан Котлеба еще в прошлом году выиграл выборы на пост губернатора Банскобистрицкого края. Такие силы, конечно, вызывают опасение. Есть определенные авторитарные настроения в стране.
– Как повлиял на обстановку в Словакии конфликт в соседней Украине? Позицию премьера Фицо по этому вопросу считают очень сдержанной, а его оппоненты даже называют ее прокремлевской. Насколько она соответствует настроениям большинства словацкого общества?
– Опросов общественного мнения на этот счет проводилось мало, поэтому судить трудно. Но можно сказать, что события на Украине не являются особенно больной темой для дискуссий у нас – если сравнивать, например, с Польшей. Украины в коллективной памяти словаков как бы нет. Пророссийские настроения в Словакии, конечно, есть. Что же касается политики премьер-министра, то она ориентирована прежде всего на избирателей его собственной партии. Но на уровне Евросоюза и НАТО Словакия поддерживает позицию своих союзников, хоть и не выступает за эскалацию конфликта с Россией, – отмечает словацкий политолог Юрай Марушак.
Нынешняя система власти ничего не дает и только берет, причем даже там, где люди борются за самое дорогое – жизнь и здоровье
Характерно, что президент Андрей Киска поддержал участников антикоррупционных акций протеста, заявив в парламенте, что их голоса "должны быть услышаны". Позиция главы государства по украинскому вопросу тоже жестче (по отношению к Кремлю) и ближе к западной, чем взгляды премьера Фицо. В результате президент, несмотря на то что по конституции он не обладает значительными полномочиями, может стать объединяющим символом для всех оппонентов Роберта Фицо и его патерналистской политики. Последняя все чаще ассоциируется у граждан с коррупционными сделками и упадком социальной сферы – вопреки предвыборным обещаниям правящей партии. Многие, в частности, указывают на неутешительное состояние здравоохранения. Как отмечалось в резолюции протестного митинга в Братиславе, "нынешняя система власти ничего не дает и только берет, причем даже там, где люди борются за самое дорогое – жизнь и здоровье".
Милош Земан: красные карточки, яйца и тройка с минусом
– Необходимо отменить санкции против России, они избыточны. Они приносят эффект, обратный тому, на который рассчитывали их авторы. Между цивилизованными государствами нужен диалог, – заявил президент Чехии Милош Земан, выступая в начале сентября на международном форуме "Диалог цивилизаций". Эту встречу, где Земан был наиболее высокопоставленным гостем, организовал глава корпорации "Российские железные дороги", один из приближенных российского президента Владимир Якунин. Слова Земана заставили смутиться многих в чешском правительстве и МИДе, ведь на официальном уровне Прага солидарна с западными санкциями против Москвы. Участие чешского президента в мероприятии, организованном Якуниным, подпавшим под действие этих санкций, с дипломатической точки зрения выглядело скандально.
Милош Земан не раз высказывался в этом году по украинским проблемам. В самом начале конфликта он даже призывал послать в эту страну войска НАТО, но затем резко сменил линию. По мнению Земана, на Украине идет гражданская война, а доказательств вмешательства России в конфликт в Донбассе нет. В начале ноября в интервью Чешскому радио президент, помимо прочего, усомнился в наличии в России политзаключенных, а участниц группы Pussy Riot охарактеризовал в непарламентских выражениях. В том же интервью он еще несколько раз употребил вульгарные слова – уже в другой связи.
Ответом стала многотысячная акция протеста против поведения и политики президента, проведенная в центре Праги и еще в нескольких городах его оппонентами. Ее участники принесли с собой символические красные карточки, которые продемонстрировали, требуя удаления Земана с политического поля. Тогда же, 17 ноября, в день 25-й годовщины "бархатной революции" 1989 года, пражские студенты, перед которыми Земан собирался выступить, закидали его яйцами и помидорами. Рейтинг главы государства за месяц рухнул с 58 до 37 процентов. А по итогам другого опроса, участники которого оценивали работу политиков в уходящем году по пятибалльной системе, Земан получил тройку с минусом.
Эти и другие чешские общественно-политические события 2014 года Радио Свобода попросило оценить обозревателя пражской газеты "Право" Александра Митрофанова:
Андрей Бабиш настораживает тем, что для него, как он сам как-то выразился, парламентская демократия – это "говорильня"
– Я бы говорил скорее не о событиях, а об отношениях между тремя ключевыми фигурами сегодняшней чешской политики, которые и определили ее характер в уходящем году. Это президент страны Милош Земан, премьер-министр Богуслав Соботка и вице-премьер, министр финансов, бизнесмен-миллиардер Андрей Бабиш. Год прошел в условиях их соперничества, хотя Соботка и Бабиш – лидеры соответственно социал-демократов и движения ANO – входят в состав правящей коалиции.
Милош Земан в этом году по-прежнему пытался добиться фактического расширения своих полномочий, то есть сделать так, чтобы они соответствовали не тому, что записано в Конституции, а тому, что "записано" в его голове. Иногда это у него получалось, иногда – нет. Что касается Богуслава Соботки, то он пытался в качестве главы правительства реализовывать те обещания, которые его партия дала избирателям, и получалось у него это относительно неплохо. Андрей Бабиш настораживает тем, что для него, как он сам как-то выразился, парламентская демократия – это "говорильня". Он бы с удовольствием управлял государством как собственной фирмой. Бабиш не скрывает, что в будущем хотел бы стать премьером, и вот тогда он может получить возможность опробовать такой подход.
– Оказал ли существенное влияние на чешскую политику украинский кризис?
– Не оказал – в том смысле, что непосредственно чешские политические силы или граждане страны в нем практически не замешаны. Но в то же время этот конфликт стал лакмусовой бумажкой: мировоззрение политиков и их избирателей можно определить по их отношению к украинскому кризису и России. Здесь тоже существенны позиции основных политических персон. Ярче всех "засветился", конечно, Земан с его благожелательными заявлениями в адрес Кремля и его политики. Бабиш, мне кажется, намеренно на эту тему не распространялся – он просто не хочет портить отношения ни с Путиным, ни с каким-либо другим возможным будущим правителем России. Он лишь как-то походя бросил, что в принципе так, как Россия поступила в крымском вопросе, действовать, конечно, не стоит…
Ну а премьер Соботка лавирует между политическими полюсами – причем так, что иногда больно на него смотреть. Исходя из опыта личного общения с ним, могу сказать, что как политик он скорее разделяет западную точку зрения на украинскую проблему. Но он ведь еще и лидер социал-демократической партии. А в этой партии, равно как и среди избирателей, есть довольно большая группа тех, кто по своей психологии и менталитету ближе к России, чем к Западу. И премьеру приходится это учитывать, – рассказал политический обозреватель чешской газеты "Право" Александр Митрофанов.
"Скрестите Хорти и Кадара, получите Орбана"
В ноябре (декабрьских данных пока нет) венгерские социологи отметили небывалое: всего лишь за месяц рейтинг правящей партии "Фидес" премьер-министра Виктора Орбана упал на 12% – с 38 до 26%. По данным агентства Median, больше всего это помогло радикальным националистам из партии "Йоббик" ("Движение за лучшую Венгрию") – их рейтинг поднялся до 15%. На третьем месте – социалисты с 12 процентами. Но доминирует на венгерской политической сцене партия "против всех" – избиратели, не определившиеся с выбором: их 36%. При этом более двух третей опрошенных (68%) считают, что Венгрия движется в правильном направлении, и лишь 31% положительно оценивают работу правительства.
Это не очень приятные новости для Виктора Орбана, хотя их вряд ли можно назвать неожиданными. Похоже, Венгрия начала несколько уставать от гиперактивного премьера с авторитарными замашками. В уходящем году Орбан успел многое: он заключил контракт с Россией на строительство новых энергоблоков АЭС "Пакш", попытался ввести налог на пользование интернетом (в результате тысячи людей вышли протестовать на улицы Будапешта), припугнул не понравившиеся ему гражданские инициативы и, наконец, всерьез разругался с США, запретившими въезд нескольким высокопоставленным венгерским чиновникам. Послужной список, вполне достаточный для того, чтобы популярность даже весьма талантливого политика, каким, безусловно, является Орбан, упала.
О причинах происходящего рассуждает венгерский политолог Чаба Тот:
– У сложившегося кризиса доверия есть несколько причин. Во-первых, это последние непопулярные решения партии "Фидес" вроде введения налога на интернет или налога на табачную продукцию. Во-вторых, это громкие коррупционные скандалы, связанные с высокопоставленными чиновниками. А в-третьих, назревающий конфликт внутри правого крыла. Избиратели, которые еще в апреле голосовали за партию "Фидес", видят, что компетентные, на их взгляд, эксперты активно критикуют политику премьера и правящей партии. Политическая картина, к которой они привыкли, рушится на глазах. Причем все эти конфликты, вкупе с усилением силовой политики Виктора Орбана, назрели совсем недавно. В начале года, перед выборами, все было еще спокойно.
– Параллельно с падением популярности правящей партии растет поддержка, оказываемая избирателями оппозиционным партиям. Кто выигрывает в этой ситуации?
– Пока что главным образом растет лагерь "сомневающихся", тех, которые не верят ни одной из партий. Однако на муниципальных выборах мы видели примеры того, что в отдельных регионах неожиданно выигрывают оппозиционные лидеры: где-то правые радикалы, где-то социалисты. Ясно, что в данной ситуации переманить к себе больше сомневающихся избирателей сможет та партия, которая будет делать больше провокационных заявлений. Пока же как праворадикальная "Йоббик", так и социалисты отобрали у "Фидес", по разным оценкам, примерно по 4 процента популярности.
Политики из правящей партии выступают с критикой своих американских коллег, в то время как отношения с Россией тщательно выстраиваются на всех уровнях
– В этом году был особенно популярен "русский вопрос" в венгерской политике. В начале года - крупное соглашение по атомной энергетике, затем протесты, потом санкции по отношению к России и противостояние Венгрии этим санкциям... После многочисленных предупреждений с американской стороны и со стороны Евросоюза сохранятся ли тесные связи Будапешта с Москвой?
– Я считаю, что "открытие на восток" будет продолжаться параллельно с критикой Вашингтона. Практически каждый день политики из правящей партии выступают с критикой своих американских коллег, в то время как отношения с Россией и другими восточными партнерами тщательно выстраиваются на всех уровнях.
– С чем связан рост протестного движения в последние месяцы в стране? Есть ли у демонстрантов конкретная цель?
– У этих протестных движений нет конкрентной цели. В связи с непопулярной политикой партии "Фидес" растет общее недовольство людей. Однако у тех, кто выходит на улицу, нет ясных представлений относительно того, что нужно делать. В нынешней ситуации самое интересное – насколько быстро может поменяться политическая ситуация в стране. Три месяца назад "Фидес" еще уверенно лидировал в рейтингах популярности, сейчас же мы видим, как эта партия стремительно теряет своего избирателя. И эта скорость, беспрецедентная в венгерской истории, говорит о том, что в следующем политическом сезоне скучать нам точно не придется.
Австрийский историк венгерского происхождения Пауль Лендваи считает, однако, что Виктор Орбан уже успел создать такую систему контроля за гражданским обществом и политическими институтами, преодолеть которую его оппонентам будет крайне непросто:
Венгрия находится на пути к авторитарному режиму
– Все важные должности, Конституционный суд, пост президента заняты представителями "Фидес". Внешне страна выглядит нормально: полные рестораны, новые автомобили, разные телеканалы… Тем не менее Венгрия находится на пути к авторитарному режиму. Все значимые социальные группы либо подключены к системе, либо им заткнули рот. Если скрестить Хорти (правитель Венгрии в 1920–1944 годах. – РС) и Кадара (лидер социалистической Венгрии в 1957–1988 годах. – РС), получите Орбана, – утверждает историк Пауль Лендваи.
Правящей партии приходится лавировать между поддерживающими ее жителями небольших городов и оппозиционно настроенным Будапештом. А также с опаской посматривать на праворадикальный "Йоббик", лидер которого Габор Вона в последнее время делает все возможное, чтобы придать своей партии более респектабельный облик. Тем самым партия Воны стремится отобрать часть потенциальных избирателей у партии Орбана. С другой стороны, оживилась увядшая было парламентская оппозиция в лице социалистов и либералов. Недавно ее представители потребовали провести тщательный правовой анализ атомных контрактов с Россией, которые, по мнению оппозиционеров, не только не соответствуют венгерскому законодательству, но и "ставят Венгрию в зависимость от России".