Ссылки для упрощенного доступа

Верховный суд Северной Осетии сегодня проводит очередное заседание по делу Нурпаши Кулаева


Программу ведет Михаил Фролов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода во Владикавказе Юрий Багров.

Михаил Фролов: Верховный суд Северной Осетии сегодня проводит очередное заседание по делу Нурпаши Кулаева, террориста, участвовавшего в захвате школы №1 в Беслане. На связи с московской студией Радио Свобода наш корреспондент в Беслане Юрий Багров.

Юрий, кого сегодня ждут в суде?

Юрий Багров: Сегодня, как и последний месяц, все ожидали прихода бывшего руководителя Северной Осетии Александра Дзасохова. Во время прошлого заседания женщины из комитета "Матери Беслана" заявили ходатайство о том, чтобы провести перекрестный допрос во время дачи показаний Дзасохова, также хотели допросить бывшего руководителя ФСБ Северной Осетии Валерия Андреева, министра внутренних дел Северной Осетии Казбека Дзантиева и министра МЧС. Но сегодня они не явились. Протокол в начале заседания был зачитан. Все ожидают, когда приведут Зарему Мужихоеву. Напомню, что она осуждена за попытку теракта в Москве, когда при разминировании взрывного устройства погиб сотрудник ФСБ. Также следует отметить, что Зарема Мужихоева этапируется в Северную Осетию уже не в первый раз. В прошлом году ее этапировали в Московский район Северной Осетии, где она давала показания по факту взрыва и подготовки теракта в моздокском госпитале и автобуса с военнослужащими. В настоящее время дает показания Израил Датаунти, помощник первого вице-спикера североосетинского парламента. Он - один из авторов доклада местной республиканской комиссии, которая признает применение танков, огнеметов и гранатометов во время штурма бесланской школы.

Михаил Фролов: Сейчас на прямой связи с нами по телефону наш корреспондент в Беслане Юрий Багров.

Юрий, что сейчас происходит в суде?

Юрий Багров: Сейчас в суде объявлен перерыв на полчаса. Сегодня давали показания два человека - это советник вице-спикера парламента Северной Осетии Израил Датаунти и осужденная за попытку теракта в Москве на 20-летний срок Зарема Мужихоева. Израил Датаунти сегодня рассказывал о своем телефонном разговоре с Ахмедом Закаевым. Он с ним разговаривал в апреле и пытался выяснить, как террористы выходил с ним на связь и какие меры предпринимались оперативным штабом для спасения заложников. По словам Израила Датаунти, Ахмед Закаев вышел на Масхадова и предложил свои услуги в переговорном процессе. Оперативный штаб согласился, разговаривал с Ахмадом Закаевым бывший глава республики Александр Дзасохов, пообещав - этот разговор был 3 сентября - перезвонить через два часа. Разговор, как сказал Израил Датаунти, был в 12 часов дня, а спустя час начался штурм. И, как объяснил со слов Израила Датаунти Ахмед Закаев, смысла уже в дальнейших действиях не было.

Также, как уже сказал, давала сегодня показания Зарема Мужихоева. Дело в том, что в 2003 году она проживала в одном из домов в станице Троицкая Ингушской республики вместе с Нурпаши Кулаевым и его братом Хабпаши. Со слов Заремы Мужихоевой, Нурпаши Кулаев отношения к террористам не имел и всегда их сторонился, исповедовал религию ваххабизма. И фактически она выступила в защиту Нурпаши Кулаева.

Юрий Багров: Очередное заседание по делу Нурпаши Кулаева началось с допроса свидетеля со стороны потерпевших. В суд был вызван советник спикера Североосетинского Израил Датаунти. 1-3 сентября он находился в Беслане. Израил Датаунти также входил в парламентскую комиссию по расследованию теракта. Сегодня он рассказывал о том, что члены оперативного штаба пытались связаться с Асланом Масхадовым. О своей беседе с Ахмедом Закаевым по телефону рассказывает Израил Датаунти.

Израил Датаунти: Звонил в Лондон, звонил Закаеву. Это было 7 апреля нынешнего года. Разговаривал с ним самим. Он мне сказал, что «как только ко мне обратились…», обратился Аушев, причем Аушев еще ему отправил голосовое сообщение, как он говорил, до того, как пошел в школу. И Аушев назвал цифру, что там тысяча заложников, назвал требования еще до того, как пошел в школу. Все он им объяснил, обрисовал ситуацию, как она была на самом деле, со слов членов штаба. И уже когда он вернулся из школы, он еще раз позвонил, и на этот раз у них уже состоялся разговор. Он говорит: "Ахмет, все гораздо хуже даже, чем я думал. Немедленно предпринимайте меры какие-то" - и так далее.

Юрий Багров: Со слов Израила Датаунти, Ахмету Закаеву удалось связаться с президентом Чечни Асланом Масхадовым.

Израил Датаунти: В 9 утра все было ясно, Масхадов подтвердил свое желание и готовность прибыть в Беслан. "В 9 утра я позвонил Дзасохову, - говорит Закаев, - и сказал, что и Масхадов и я готовы. Прошу назвать мне аэропорт, в который я могу прилететь" - это относительно Закаева. Что касается Масхадова, я спрашивал, что дословно Масхадов просил, что ему было нужно, политические какие-то требования? Никаких требований, никаких гарантий безопасности, единственное - "чтобы я беспрепятственно и как можно быстрее оказался в Беслане и вошел в школу".

Юрий Багров: Глава республики Александр Дзасохов, как рассказывает Израил Датаунти, пообещал перезвонить Ахмеду Закаеву через два часа. Однако спустя час в школе раздались первые взрывы, начался штурм.

XS
SM
MD
LG