В Голландии в этом году отмечают Год Рембрандта. Шумиха вокруг «Ночного дозора» не является исключительно российским
явлением. В самом сердце старушки-Европы «Ночной дозор» — это классический,
давно раскрученный бренд, равно как и имя создателя картины.
Особую прибыль названия с упоминанием «Ночного дозора» и «Рембрандта» принесут в этом году. Со дня рождения Рембрандта ван Рейна прошло 400 лет, и всё, проштампованное его именем, обещает повышенный интерес публики. По сведениям дома-музея Рембрандта в Амстердаме, не считая нескольких миллионов гостей ежегодно, около 250 тысяч туристов приедут в этом году в Голландию только потому, что это год Рембрандта. Вот запись кинохроники 1956 года, года 350-летия художника — дворец на площади Дам, — это самые подходящие декорации для парада с участием капитана Баннинга Кока, который вместе с лейтенантом Виллемом Раутенбургом и другими персонажами сошел со знаменитого полотна «Ночной дозор», чтобы протрубить о начале года Рембрандта: «Слушайте и не говорите, что Вы не слышали! Спустя триста лет Ночной дозор вновь марширует по городу!»
А ведь сам Рембрандт не любил эту свою гигантскую картину, да и исследователи его творчества считают «Ночной дозор» неудачной работой. По словам «рембрандтоведа» профессора Эрнста ван де Вейтеринга, при написании «Ночного дозора» целью Рембрандта было показать одновременно и хаос, и мастерство сбалансированной композиции, что у него, увы, не получилось.
Однако, реклама делает свое дело. «Самого Рембрандта также избрали на место "самого великого национального художника" в рекламных целях», — заявил в интервью телекомпании «НОВА» бывший директор главного музея страны — Королевского Рейксмузеума Хенк ван Ос: «Рембрандт стал нашим национальным художником только тогда, когда мы, так сказать, "потеряли" Рубенса. Потому что в начале девятнадцатого века, когда мы были еще одной страной с фламандцами, и нашим великим художником был Рубенс, фламандцы решили отделиться от нас, и Рубенса забрали с собой. Перед голландской интеллектуальной элитой встала проблема: необходимо было выбрать нового великого национального художника по английскому, немецкому и французскому примеру, и был выбран Рембрандт. Мне, например, из художников того периода больше нравится Бартоломеус ван дер Хелст, ну да ладно. Популярность Рембрандта стала расти, и в результате он стал нашим национальным художником. Первый симптом успеха — появление памятника Рембрандту на площади Рембрандта — Рембрандтпляйн».
Насытиться Рембрандтом на 50 лет вперед в этом году не составит труда. Выставки Рембрандта повсеместны: «Фестиваль Рембрандта» в доме-музее Рембрандта, «Рембрандт-Караваджо» в Королевском Рейксмузеуме, «Мать Рембрандта», «Пейзажи Рембрандта», «Рембрандт-Рассказчик» в Лейденском филиале музея Стейделик, «Лето с Рембрандтом» в Гааге и «Рембрандт в Роттердаме», и еще с десяток экспозиций, одна сменяя другую, заняли все музеи страны. Хочется, наконец, увидеть что-нибудь не из Рембрандта. И пожалуйста: в марте в Рейксмузеуме открывается выставка «Разве это Рембрандт?» На ней будут представлены картины, которые долгое время приписывались Рембрандту, однако, скорее всего, не принадлежат кисти художника.
На волне такого ажиотажа решили подзаработать и писатели. В этом году увидят свет как минимум семь новых и переизданных романов, связанных с именем Рембрандта: например, книга голландского писательского дуэта под псевдонимом Ян Тоттероо «No Flash» («Фотографировать со вспышкой запрещается»), действие которой разворачивается в зале Рейксмузеума, где висит «Ночной дозор». Также выйдут: история глазами сына художника Титуса «Мой отец Рембрандт» Берта Наттера, детская книжка о подмастерье Рембрандта «Тайна Ночного Дозора» Дика Вальды, а также — для любителей Дэна Брауна — роман Дика ван ден Хёувела «Код Рембрандта», триллер с секретными кодами, основанными на работах живописца.
Хочется дождаться конца этого года и насладиться, наконец, Рембрандтом в тишине, без обертки. Рядом гремят торжества по поводу юбилея Моцарта. В Австрии продается йогурт «Моцарт». А у нас — мячи для гольфа «Рембрандт».