В Киеве во вторник прошли украинско-российские переговоры по вопросам пребывания на территории Украины Черноморского флота. Позиции сторон по многим из обсуждавшихся проблем остаются диаметрально противоположными, что и предопределило общий результат встречи. Вместе с тем делегации смогли продвинуться по вопросу инвентаризации имущества, используемого министерством обороны России в Крыму.
Как сообщил журналистам первый заместитель министра иностранных дел Украины Владимир Огрызко, согласовано создание в рамках двусторонней комиссии по флоту специальной группы, которой предстоит провести учет собственности, временно используемой ЧФ. Как передает агентство «Интерфакс», г-н Огрызко заявил, что на свое первое заседание группа соберется в течение двух недель, к полноценной деятельности приступит в марте, а завершит свою работу в течение двух-трех месяцев.
Его российский коллега Григорий Карасин особо подчеркнул, что созданный решением президентов двух стран специальный переговорный орган позволяет решить конфликтные вопросы в рабочей обстановке, избегая спекуляций. К последним заместитель главы МИД РФ, видимо, причислил и неоднократно озвученную украинскими представителями сумму в 1,8 миллиарда долларов. Именно столько, по оценкам украинского правительства, Россия должна ежегодно платить ему за аренду военно-морской базы в Крыму. Григорий Карасин такие заявления назвал некорректными. «Базовыми соглашениями предусматривается фиксированная цена, что полностью соответствует международному праву, где есть объект договора, срок договора и цена. Мы исходим из того, что базовая цена, стоимость аренды изменяться не будет», - сказал российский представитель.
За переговорами о судьбе Черноморского флота внимательно следили и в Москве. Российские политологи уже порядком подустали от прогнозирования исхода очередного раунда спора Москвы и Киева. Сейчас многие из экспертов призывают не придавать слишком большого значения начавшимся переговорам по Черноморскому флоту. Близкий к Кремлю президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов объясняет это неясностью политического расклада в Киеве: «Все, что сейчас происходит на Украине, связано с избирательной кампанией. Это предвыборные переговоры, которые, как правило, не имеют содержания, (но) имеют политическую составляющую и пиар-составляющую. Я не думаю, что о чем-то существенном в принципе можно договариваться в разгар избирательной кампании, особенно по острому политическому вопросу, который будет использован просто для решения предвыборных задач».
С Никоновым согласен и заместитель директора Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин. Он уверен, что основные проблемы базирования флота будут решены не сейчас.
«Наверное, эти проблемы будут рассматриваться уже после того, как на Украине будет сформировано по результатам выборов новое правительство, станет более или менее понятным распределение властных полномочий в рамках проходящей сейчас на Украине политической реформы», - отметил он.
Если смотреть на финансовую сторону спора, то дискуссия о стоимости базирования является делом вполне обычным. Зачастую на нее влияет и текущая экономическая ситуация в спорящих странах. По мнению научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, в рассматриваемом случае это не совсем так.
«Страны, имеющие базы на своей территории, прилично зарабатывают на этом, - считает Евгений Ясин. - В отношениях Украины и России трудно провести такую же грань, как и по газу. Потому что это не только одна страна в недавнем прошлом, это еще и очень близкие народы. Тем не менее, поскольку элиты в обеих странах сформировались, каждая из них ведет свою игру, игра будет затяжная, в которой, я думаю, будут оставлены и на будущее определенные заусеницы, чтобы можно было вернуться и продолжать эту игру дальше».
В конце концов Россия может уступить Украине в вопросе повышения арендной платы за крымскую базу. Так считает директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. При этом он замечает, что на выплату «миллиардов долларов» соглашаться нельзя.
«Ничего страшного не будет, если Россия будет платить 200 миллионов, особенно в ее теперешней ситуации, когда неизвестно куда деньги девать. Ну что, ну в два раза (увеличение – РС)! Это не будет ни унижением для России, ни ухудшением ее экономического положения», - отметил Руслан Гринберг.
Острота спора постепенно возрастает. Киев все громче говорит о том, что после 2017 года российского флота в Крыму быть не должно. Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов указывает, что Москва сама дала повод для такой жесткости.
«На мой взгляд, у России неправильная украинская политика. Она началась с прошлых выборов. Очень многое из того, что она делает сейчас, больше похоже на месть, чем на государственную политику, или на попытку отыграть и добиться того, чего не добились тогда - на прошлых президентских выборах. А этого и не надо было добиваться. Сейчас, когда мы попробовали позаворачивать газовый вентиль, мы как бы вынуждаем Украину на ответный шаг. Ответный шаг тоже не очень умный - спорить про маяки. Запереть флот в Севастополе можно, но кто от этого выиграет - я не знаю. Уж точно не российско-украинские отношения», - считает Александр Коновалов.
Очевидно, что пока российские эксперты уверены, что переговоры по флоту вызваны общим обострением отношений России и Украины. Неясным остается, смогут ли Москва и Киев сделать что-то реальное для того, чтобы это обострение хоть немного снизить.