Ссылки для упрощенного доступа

«Осел для Насреддина такой же друг, как Санчо Панса для Дон Кихота»


Насреддин окончил медресе, однако его высказывания о шариате содержат острую критику
Насреддин окончил медресе, однако его высказывания о шариате содержат острую критику

Известнейший персонаж фольклора многих стран Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии — неунывающий бродяга, остряк-философ Ходжа Насреддин — оказывается, он обладает чертами реальной исторической личности и вполне определенным местом рождения. Во всяком случае, в этом уверено подавляющее большинство турок, искренне считающих Насреддина своим великим земляком.


Песенка Ходжи Насреддина из популярного в 70-е годы одноименного кинофильма: «Когдя я был в Иерусалиме, — поет Насреддин, — иудеи говорили, что я христианин, мусульмане, — что я иудей, а христиане считали меня мусульманином».


«Описание ссор между Насреддином и его женой будут жить в веках»


Своим земляком его считают жители многих стран на Ближнем Востоке, Кавказе и в Средней Азии. С ведения о Насреддине крайне противоречивые, проследить его биографию очень трудно. Утверждают, что Насреддин был знаком с султаном, дружил со знаменитым поэтом-мистиком Мевлан ой и парился в бане с великим правителем Тимур ом, который, на самом деле, жил веком позже. Однако почти точно известно, что Насреддин родился в самом начале XIII века в Анадолу — области в Центральной Турции. Редактор Стамбульского издательства Айсу Куафет утверждает, что жители Анадолу славятся особым чувством юмора: «Центральная Турция — Анадолу — в переводе с турецкого означает "материнская земля". Живущие здесь турки обладают особым характером. Они смешливы, чрезвычайно остроумны и очень своеобразно реагируют на неадекватные ситуации, скрыва я свой проницательный критический ум за простодушным выражением лица. Все события местные жители описывают кратко, в двух-трех словах, обязательно с подтекстом . Они ленятся, любят пустословить, пить часами чай и до сих пор становятся наиболее частыми персонажами современного юмора».


Отец Насреддина — Абдуллах Эфенди — был имамом деревенской мечети, весьма образованным по тем временам человеком. Мать — деревенская красавица Сыдыка Хатун — совсем не умела писать и обладала сварливым, вздорным характером. Она обижала отца Насреддина и часто устраивала истерики — обзывала мужа разными обидными словами. Журналист одного из юмористических журналов Орхан Язлыклы утверждает, что миниатюры с участием женщин Насреддин списал именно с матери: «Описание ссор между Насреддином и его женой будут жить в веках. Несмотря на то, что прошло столько времени, характер многих женщин остался тем же: они бывают жадны, ревнивы и тщеславны. Объясняя причины развода своих друзей с женами, я часто рассказываю один из анекдотов Насреддина. Сосед как-то поинтересовался у Ходжи Насреддина, — почему он развелся с женой. Он ответил, что та загоняла его хуже ишака. Сосед снова спросил: "А ты своего ишака разве не гоняешь?" В ответ Насреддин покачал головой и сказал, что, в отличие от жены, своего ишака он кормит».


Умный осел как собирательный образ простого народа


Во всех анекдотах Насреддина присутствует осёл, который и тягловая сила, и транспорт, и терпеливый, безмолвный слуга. В спектакле стамбульского театра о Ходже Насреддине образ осла вообще один из ведущих. По мнению участника спектакля Мехмеда Аркына, осёл на сцене проявляет завидную мудрость: «Осел — собирательный образ простого народа, которого часто сравнивают с ишаком. Осел для Насреддина вроде верного друга Санчо Пансы, сопровождающего в путешествиях Дон Кихота. Он никогда не предаст, поможет в трудную секунду. Осел оказывается гораздо умнее людей, которые погрязли в собственных пороках. Благодаря ослу Ходжа зарабатывает неплохие деньги. В одной из историй он хвастается, что сможет научить своего осла говорить. Султан повелевает выдать ему крупную сумму денег — с условием, что тот пока жет ему говорящего осла. Жена ругает его за обман, но Насреддин предлагает ей спрятать деньги подальше. Он говорит, что султан дал ему целых 20 лет сроку, а за это время кто-то наверняка помрет — либо ишак, либо султан».


Историки утверждают, что начальное образование Насреддин получил в медресе. Долгое время работал в должности старшего учителя, п осле смерти отца занял его место в деревенской мечети. Всю жизнь он усовершенствовал свои знания по исламу, однако его высказывания о шариате содержат довольно острую критику.


Турецкие издательства ежегодно выпускают целые серии книг о Насреддине для детей и взрослых. Его именем называют рестораны, отели и целые города. Однако дом, где Насреддин провел почти всю свою жизнь, пришел в полное запустение. По информации прессы, здание может рухнуть в любой момент. Обеспокоенные этим местные жители обратились к властям с просьбой в знак благодарной памяти построить в его родной деревне новый дом и повесить мемориальную доску с надписью: «Здесь родился и жил Насреддин-ходжа — великий мудрец и самый смешной человек на свете».


XS
SM
MD
LG