Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Джанян.
Андрей Шарый : 20 лет назад, 28 февраля 1986 года, был убит шведский премьер-министр Улоф Пальме. Преступник до сих пор не найден, вернее не наказан. Следствие по этому громкому делу не прекращается. Новый всплеск общественной дискуссии по вопросу о том, кому могла быть выгодна смерть известного во всей Европе политика, дал только что показанный по телевидению скандинавских стран документальный фильм режиссера Микаэля Хьюлина «Я видел, как убивали Пальме». У микрофона корреспондент Радио Свобода Сергей Джанян.
Сергей Джанян : Накануне двадцатилетия со дня убийства шведского премьер-министра по шведскому и датскому телевидению был показан документальный фильм режиссёра Микаэля Хьюлина «Я видел, как убивали Пальме». Хьюлину, потратившему четыре года на изучение обстоятельств гибели Улофа Пальме, удалось добыть сенсационные признания двух ранее неизвестных свидетелей преступления. Один из них, находящийся ныне при смерти 57-летний наркоман и рецидивист Рогер Остлунд рассказал, что убийство Пальме, возвращавшегося домой вместе с супругой после вечернего просмотра кинофильма, происходило на его глазах.
Рогер Остлунд: Ты должен верить мне. Я один из тех немногих, кто был тесно связан с этим убийством. Фактически я был единственным, кто видел всё. Я не мог говорить об этом раньше, но это правда. Происшедшее для меня было полной неожиданностью, потому что планировалось совсем не убийство. Но случилось то, что случилось.
Сергей Джанян : По словам Остлунда, в тот вечер он и двое его приятелей-уголовников, Кристер Петтерссон и Гарри Миеккалинна, поджидали на выходе из ночного клуба известного стокгольмского наркодельца Сигге Седергрена, задолжавшего крупную сумму денег своему партнёру по нелегальному бизнесу. Преступной тройке был дан заказ «выбить» из Седергрена задолженность, однако то, что известный своей агрессивностью и неуравновешенным поведением Петтерссон захватил на экзекуцию револьвер, выяснилось лишь в последний момент. Кристер Петтерссон напал на Улофа Пальме сзади, по ошибке приняв его за Седергрена: оба мужчины имели схожее телосложение и были в тот вечер примерно одинаково одеты. Говорит Рогер Остлунд:
Рогер Остлунд: Единственное, что я должен был тогда сделать - это подать сигнал Гарри Миеккалинну. Он в свою очередь, свистнул стоявшему в стороне Кристеру. А потом я увидел человека, который начал оседать, и Кристера с пистолетом в руке. И ещё Лисбет Пальме - я тогда не знал, что это была она. Женщина стояла и оглядывалась по сторонам. И тогда Кристер выстрелил в упавшего человека ещё раз.
Сергей Джанян : Показания Остлунда проливают свет и на необъяснимую нерасторопность стокгольмской полиции во время проведения оперативных действий по задержанию убийцы. Тройке уголовников удалось беспрепятственно скрыться с места преступления, несмотря на то, что квартал, по которому проходила в тот вечер чета Пальме, находился под постоянным контролем полицейских. По словам Остлунда, поблизости от места преступления находился связанный с наркомафией офицер шведской полиции, которому было поручено обезопасить территорию от присутствия коллег в момент расправы над Седергреном.
Рогер Остлунд: Ко мне подошёл человек в штатском и сказал, чтобы я немедленно уходил отсюда. Это был полицейский, и я знаю его имя. Точнее, их было двое: тот, второй тоже был полицейским. Они, безусловно, хотели, чтобы я покинул этот район.
Сергей Джанян : Сказал Рогер Остлунд.
Когда выяснилось, что жертвой преступников оказался не наркоторговец Седергрен, а шведский премьер-министр, замешанные в преступную деятельность полицейские стали заметать следы. Записи прослушивания телефонных разговоров Седергрена, за которым в тот момент велась полицейская слежка, были загадочным образом уничтожены и не могут теперь служить подтверждением правдивости рассказа Остлунда.
Кристер Петтерссон, арестованный через два года после убийства, был опознан Лисбет Пальме и приговорён шведским судом первой инстанции к пожизненному заключению. Однако в ноябре 1989 года Верховным судом Швеции этот приговор был отменён. Суд принял во внимание тот факт, что на момент опознания шведские СМИ уже обнародовали приметы убийцы, и показания жены Улофа Пальме не могли считаться объективным доказательством вины Петтерссона. Не удалось найти и револьвер Smith & Wesson , из которого был застрелен премьер-министр Швеции.
Все последующие после убийства годы Кристер Петтерссон, получивший в качестве судебной компенсации около миллиона шведских крон, периодически раздавал платные интервью с признаниями в том, что именно он убил Пальме, выбросив затем револьвер в море с борта парома, шедшего в Финляндию.Однако поскольку новых доказательств вины Петтерссона у следствия так и не появилось, то эти заявления оставались без внимания со стороны шведских властей. Хронический алкоголик и наркоман, Кристер Петтерссон скончался в сентябре 2004 года в госпитале Каролинского института в возрасте 57 лет.
Продолжающееся шведскими властями следствие по делу Улофа Пальме по своим затратам и размаху стало в один ряд с делом об убийстве американского президента Джона Кеннеди. В распоряжении следственной группы по делу Пальме остаётся ровно 5 лет, поскольку согласно шведскому законодательству нераскрытые дела об убийствах списываются в архив через четверть века. Однако появление документальной ленты Микаэля Хьюлина может многое изменить в ходе расследования. Говорит руководитель следственной группы, занимающийся делом Пальме, комиссар полиции Стиг Эдквист.
Стиг Эдквист: В связи с появлением в деле об убийстве Улофа Пальме новых, ранее неизвестных обстоятельств, нам будет необходимо подробно изучить всё то, о чём было сказано в фильме. Однако от дальнейших комментариев я пока воздержусь.
Сергей Джанян: В деле об убийстве премьер-министра Швеции может появиться ещё одна зацепка. Перед тем как выстрелить, убийца дотронулся до плеча жертвы - и полицейские надеются, что на ткани плаща Улофа Пальме, возможно, будет обнаружить следы ДНК преступника. Эту ранее технически невыполнимую задачу теперь предстоит разрешить учёным-криминалистам из лабораторий Англии и Германии.