Старинную песню до сих пор в провинции Конья поют женщины, которые ткут ковры. У ткацких станков собираются несколько десятков мастериц. Тут же снуют дети. Более старшие традиционно приносят обед — холодный айран, рис и отварную фасоль. Во многих семьях ремесло — ткать ковры — передается по наследству. Это единственное дело, приносящее хоть какой то доход. Рассказывает ткачиха: «Наша семья занимается ковроткачеством уже много лет. Сколько себя помню, у нас в доме всегда стоял ткацкий станок. Мать ткала ковры, половики, сумки, шали, а я, будучи ребенком, играла разноцветными клубками ниток, которые пахли овцами. Этот запах сопровождает меня всю жизнь. Нитки для домашних ткацких станков мы до сих пор прядем вручную на веретенах или прялках из шерсти местных овец».
Турки считают себя основателями ковроткачества. Историки, однако, утверждают, что ковер — изобретение древних кочевников, пришедших в Западную Азию, — тюркские племена лишь унаследовали давнее искусство и довели его до совершенства.
Средневековые ковры можно увидеть в Музее исламского искусства в Стамбуле. Экскурсовод Айше утверждает, что самые старые ковры — килимы — сохранились с XIII века: «Самые ранние сельджукские ковры найдены в столице сельджуков, городе Конье. Они простые и грубые, с четким геометрическим орнаментом. На коврах — птица или зверь — отличительный племенной знак, который был у многих тюркских племен. Позже в орнаменте ковров появляются изображения живых существ и фантастических животных: дракона или птицы феникс. У каждого ковра свой символический цвет. Красный, например, означает богатство, зеленый — цвет рая, желтый защищает от неудач, голубой — цвет величия и благородства».
Начиная с XV века турки отправляют ковры в Европу, где в то время появилась мода и спрос на товары экзотического Востока. Турецкие ковры — в европейских церквях, на картинах старинных мастеров, например, у Гольбейна. Английский король Генрих VIII был страстным коллекционером турецких ковров, — начав покупать их, он уже не мог остановиться. К сожалению, когда король охладел к коллекции, все восемьсот турецких ковров сгнили на сырых камнях королевского дворца в Хэмптон Корте (HamptonCourt). В султанских дворцах, напротив, за коврами был особый уход. В каждом дворце имелся человек, чья должность так и называлась — «ковровый», который следил именно за состоянием султанских ковров. По словам историка и археолога Невзиха Башгелена, любитель роскоши султан Абдул-Хамид в самом конце XIX века основал ковровую придворную фабрику вблизи Стамбула: «Турецкие султаны нежились в гаремах с кальяном во рту, а в это время сотни мастериц ткали для султанского дворца ковры по специальным эскизам. На фабрике работали молодые девушки и женщины, которые творили настоящие чудеса. Присутствующий на коврах тюльпан был самым любимым символом султанов, он означал силу и мощь Османов».
В домашних условиях тщательно окрасить шерсть было очень трудно. В каждом квартале был специальный красильщик. В сельских районах бродячие красильщики криком предупреждали о своем приходе. Профессия красильщика сохранилась поныне. Рассказывает Мехмет Али — хозяин небольшой красильной мастерской в Стамбуле: «Для окраски ковров в некоторых мастерских используют натуральные красители. Они дороги, но прочны, на века. Растительные краски добывают из индиго, который дает синий цвет. Шафран дает желтый. Лучший шафран привозят из Ирана. У него самый насыщенный цвет. Грецкий орех тоже подходит, однако, у него темноватый оттенок. Красную краску до сих пор получают из корней марены. При разной концентрации марена окрашивает шерсть в красный, фиолетовый, оранжевый и даже желтые цвета».
Окрашенные растительными красками ковры особо ценят современные коллекционеры, которых называют «охотниками за коврами». Антик-сокак — улица, где продают самые старые ковры в Стамбуле. Маленький потёртый коврик здесь может стоить сотни тысяч долларов. Хозяин одного из магазинов — ковровщик Атагюн — определяет возраст ковра по запаху: «Ко мне часто приносят современные ковры, выдавая их за старинные. Однако анилиновые красители невозможно спутать с натуральными. Ковры, покрашенные синтетическими красками, издают неприятный химический запах. Натуральные краски могут сохраняться веками и пахнут травами, морем, лесом, лугом и солнцем».
"Беспечно ожидая хана, вокруг игривого фонтана на шелковых коврах они толпою резвою сидели", — писал Пушкин. Каждый такой шелковый ковер стоит в стамбульском магазине не меньше 15-20 тысяч долларов. Однако современные турчанки предпочитают покупать именно шелковые ковры, которые считаются лучшим приданым невесте на свадьбу.