Ссылки для упрощенного доступа

Социальное значение Международного Женского дня в России


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие социолог Людмила Попкова.



Андрей Шарый: В эфире программы "Время Свободы" - директор центра гендерных исследований Самарского государственного университета Людмила Попкова.


Людмила, российская традиция празднования 8 марта выражена словами одного из социологов: "Духи, цветы, конфеты..." Социальное значение этого праздника в России не подчеркивается, никаких акций протеста, ни движений солидарности - с чем это связано, на ваш взгляд?



Людмила Попкова: С советским периодом, когда все это было взято в руки официальной пропаганды, и государством, которое праздновало две ипостаси советской женщины - работницы и матери. Все это было узурпировано официальными структурами, которые и определяли, что, собственно, нужно праздновать. В постсоветское время, когда, казалось бы, наступила свобода, очень непродолжительный период, когда были некоторые попытки женских организаций в середине 90-х годов придать все-таки первоначальный смысл этому празднику - политический, как, в общем-то, дню женской солидарности и эмансипации, они очень быстро как-то сошли на нет. Сейчас этот праздник уже абсолютно подчинен потребностям массового потребительского общества: купи, сделай подарок...



Андрей Шарый: Это хорошо или плохо? Стоит ли бороться за возвращение первоначального смысла этому празднику и организовывать какое-то женское движение или напоминать, может быть, о проблемах женщин, таких как, скажем, что их детей убивают в российской армии или что-то другое? Или не стоит уже бороться с этой традицией, по вашему мнению?



Людмила Попкова: Бороться, мне кажется, стоит, потому что тогда это бессмысленно совсем - отмечать этот день. Потому что для того, чтобы праздновать весну, любовь и так далее, для этого не нужно никакого специального мероприятия. А проблем в российском обществе и у женщин очень много, связанных с дискриминацией на рабочих местах, проблемами совмещения профессиональной карьеры и семьи, воспитания детей. И вообще, праздник по половому признаку - это, мне кажется, довольно унизительно с точки зрения человеческого достоинства.



Андрей Шарый: Людмила, многие эксперты обращают внимание на следующие обстоятельства в России. Говорят о том, что в плане конституционного обеспечения прав женщин в России все более-менее обстоит благополучно, это европейская страна, а вот в плане реализации практической этих прав ситуация намного хуже. И говорят о том, что проблемы - в самом российском женском сообществе. Вы согласны с такой постановкой вопроса?



Людмила Попкова: В какой-то степени да. Потому что женское сообщество, к сожалению, в большинстве своем восприняло представление о своей вторичности и неполноценности, что, собственно, и является главной чертой патриархатного сознания, и в этом смысле не готово отстаивать свои собственные права и бороться за реализацию тех законов, которые существуют только на бумаге. У нас не произошло женского движения, которое было на Западе, которое начиналось с процесса освобождения собственного сознания. Вот эта внутренняя несвобода и отказ собственный себе в отстаивании своего права является одним из барьеров.



Андрей Шарый: Трудно себе представить, чтобы сегодня или завтра министром обороны в России, например, стала женщина. На ваш взгляд, в чем здесь главная проблема? Это потому, что такое патриархально-мускулинное общество или все-таки недостаточная активность самих женщин?



Людмила Попкова: Прежде всего, конечно, это патриархальное общество. Потому что женщины профессиональные, имеющие все шансы для того, чтобы занять достойно такие высокие посты... Как известно, замминистра обороны все-таки женщина, и многие министры имеют своими замами женщин. А вопрос, конечно, в государственной политике, которая не делает приоритетом проблему обеспечения равных возможностей для женщины. Соответственно, при отсутствии давления снизу, со стороны женского движения, конечно, все это приводит к такому результату, что Россия выглядит довольно бледно на фоне других европейских стран.



Андрей Шарый: Людмила, на ваш взгляд, необходима какая-то специальная концепция, скажем так, позитивной дискриминации женщин?



Людмила Попкова: Полагаю, что какие-то меры такой позитивной дискриминации, как временные меры, были бы очень полезны для того, чтобы преодолеть то структурное неравенство, которое существует в России. И сложно его преодолевать с помощью только одних законов.



Андрей Шарый: Тем не менее, в стране существует некоторое количество социально активных женщин, новое поколение, молодежь, которая, может быть, по-другому представляет себе роль и место женщины в обществе. На ваш взгляд, как они должны себя вести в этой ситуации? Они не должны принимать поздравления на 8 марта? Они должны плюнуть на эту традицию?



Людмила Попкова: Я думаю, что им не стоит решать все свои проблемы в день 8 марта. И большинство образованных молодых женщин, делающих карьеру и реализующих все свои шансы, довольно иронично относятся к этому празднику, не обращая просто на него никакого внимания. Я, например, просто стараюсь не обращать внимания на ту риторику, которая существует в этот день, и снисходительно отношусь к мужчинам, которые вынуждены, обязаны просто единственный раз в год поздравлять всех женщин.


XS
SM
MD
LG