Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Игорь Карней и Марьяна Торочешникова.
Андрей Шароградский : После того, как минувшей ночью в центре Минска был разогнан митинг оппозиции, требовавшей отмены официальных итогов президентских выборов, в спецприемнике-распределителе, куда доставили участников акции, сегодня с утра проходят суды над задержанными. Более 50 человек уже приговорены к разным срокам административных арестов. Большинство осужденных составляют молодые люди. Студентам вузов, участникам акции, грозит исключение, формально - за прогулы занятий. Рассказывает наш корреспондент в Минске Игорь Карней.
Игорь Карней: На месте палаточного городка на Октябрьской площади в Минске дежурят несколько групп милиции специального назначения. Бойцы запрещают даже приближаться к мест у разогнанного сегодня ночью палаточного городка. Площадь “ вылизана ” работниками коммунальных служб и о прошедшем штурме напоминают лишь гвозди от палаточных растяжек, торчащие между плиток мостовой. В это же время возле спецприемника-распределителя на улице Окрестина родители ищут своих детей, о судьбе которых они ничего не знают вот уже почти сутки. Сообщается, что практически никому из задержанных не разрешили воспользоваться мобильными телефонами. Как рассказывают свидетели, в большинстве случаев спецназовцы отбирали телефоны и давили их сапогами.
Правозащитные организации самостоятельно составляют списки задержанных и осужденных, которые публикуют независимые интернет-издания. На 18:00 московского времени более 50 человек были осуждены от 5 до 15 суток.
Женщина : Пришла к дочери, принесла передачу. Ничего не берут (плачет). И я ничего не знаю. Хоть бы сказали, здесь ли она. Пусть бы сказали хотя бы родителям.
Мужчина : Вызовите нам начальника, здесь есть кто-то старший?
Женщина : У вас совесть есть в конце концов?!
Мужчина : Да нет здесь ни у кого никакой совести!
Женщина : Видите, какой у нас беспредел. Ужас! Люди, кто нам поможет?
Игорь Карней: Сегодня экс-кандидат в президенты Александр Козулин подал жалобу генеральному прокурору Петру Миклашевичу по поводу разгона палаточного городка в Минске. В ней утверждается, что задержанные ночью 24 марта участники акции протеста в количестве нескольких сотен человек находятся на территории приемника-распределителя. Большинство из них держат с 4-х часов утра под открытым небом, как стадо животных. Списки задержанных до сих пор не оглашены. В спецприемник также были доставлены племянники Козулина.
Александр Козулин : Среди них здесь были два моих племянника - Козулин Сашка и Козулин Лешка. Они были здесь до самого конца. Нервы у власти не выдержали - как можно оценить? Ночью, чтобы как можно меньше свидетелей было.
Игорь Карней: Некоторые политики считают, что протестующие в принципе отделались легким испугом. Как говорит депутат палаты представителей Ольга Абрамова, некоторые из задержанных даже испытали чувство облегчения.
Ольга Абрамова : Настолько жалко было этих несчастных детей! Но в данной ситуации отчасти эта акция была весьма гуманной, и я думаю, что большое облегчение испытали участники манифестации, когда их погрузили в автобусы.
Игорь Карней: Сергей Гайдукевич, еще один участник президентской гонки, уверен, что милиция спасла детей от простуды, а Александра Козулина и Александра Милинкевича - от позора.
Сергей Гайдукевич : Людей спасли, молодежь - от простуды, болезней. Молодежь, которую бросили на площади так называемые лидеры. А конкретно Милинкевича и Козулина спасли от позора полного, когда не выдержали бы нервы у людей, которые ходят, и немножко их побили бы. Спасла милиция от великого позора. И детишек-малолеток спасла.
Игорь Карней: В свою очередь, президент Белоруссии Александр Лукашенко не сомневается, что люди на улицу выходят не по идейным соображениям, а исключительно за подачку со стороны оппозиционных лидеров, и сослался на оперативные данные.
Александр Лукашенко : Они у нас все есть - это же 14-15-летние подростки, которым заплатили 20 тысяч белорусских рублей за то, чтобы они вышли.
Игорь Карней: Сложно поверить, что еще сутки назад перед жителями палаточного лагеря на Октябрьской площади, которые постепенно переместились в тюремные камеры, выступал единый кандидат от объединенной оппозиции Александр Милинкевич.
Александр Милинкевич : Информированные понимают, почему здесь люди, понимают, что это люди, которые борются за свободу для всех. А белорусское телевидение создает другую картинку, что здесь какие-то отщепенцы, которых никто не поддерживает, что здесь хулиганы и пьяницы. Но это проблема белорусского телевидения. Придет время, и им придется отвечать за эту дезинформацию.
Игорь Карней: Бывшие участники президентской кампании не исключают, что после акции 25 марта также могут оказаться в прицеле пристального внимания силовых структур. В частности, некоторое время назад председатель КГБ Белоруссии Степан Сухоренко говорил, что после выборов намерен разобраться с отдельными кандидатами в президенты, в данном случае имелся в виду Адександр Козулин.
Степан Сухоренко : Подняв вот эту волну и заведомо зная, что ему придется отвечать за это все, он хотел бы, чтобы его арестовали за малозначительный какой-то эпизод и где-то остаться в стороне. Поэтому я думаю, что он, как кандидат в президенты, пройдет от начала до конца все стадии, а после этого, в соответствии с законом, будем определяться - виновен, не виновен. И какие меры применять к нему.
Игорь Карней: Похоже, что разгон палаточного лагеря помирил Александра Козулина и Александра Милинкевича, которые накануне обменялись достаточно острыми выпадами. Александр Козулин говорит, что массовая акция 25 марта, в День Воли, состоится при участии обоих экс-кандидатов.
Александр Козулин : У нас нету никаких противоречий. Мы идем вместе ради будущего. Мы сегодня встречаемся и решаем проблему - как нам поступить.
Игорь Карней: Общественная инициатива “Хартия-97” пишет на своем сайте, что в отношении участников палаточного городка применялись пытки - их морили голодом, когда арестовывали людей, несущих на площадь продукты, их мучили холодом, когда не подпускали к палаткам минчан с теплыми вещами и горячим чаем. Если человек отходил от палаточного городка всего на несколько метров его могли зверски избить, а затем арестовать и осудить на 10-15 суток.
Андрей Шароградский : Директор Моковского Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов отмечает, что за последние дни пострадали несколько десятков журналистов, освещавших президентские выборы в Белоруссии. Он уверен, что власти, разгоняя митинг на Октябрьской площади в Минске, пытались лишить СМИ информационного повода, и отвлечь внимание мирового сообщества от ситуации в Белоруссии. С Олегом Панфиловым беседовала моя коллега Марьяна Торочешникова.
Олег Панфилов: Во время этих дней противостояния на площади, в том числе во время разгона митинга, пострадало огромное количество журналистов. Мы только вчера подготовили пресс-релиз, в котором зафиксировали 41 задержанного журналиста во время предвыборной кампании. Большинство из них были задержаны буквально во время выборов и после выборов. 11 журналистов были осуждены на различные сроки лишения свободы, было избито 5 журналистов. Но уже в эту ночь было задержано еще несколько журналистов, в том числе российские, польские и грузинские журналисты. Я думаю, что Лукашенко, разогнав митинг, попытается таким образом избавить журналистов от информационного повода.
Марьяна Торочешникова : Олег, как вы считаете, то, что разогнать митинг удалось довольно быстро, практически без приложения каких-то специальных усилий со стороны правоохранительных органов Белоруссии, это свидетельствует о слабости оппозиции или о том, что люди просто уже не видят смысла в борьбе?
Олег Панфилов: В первую очередь, я думаю, это связано со слабостью оппозиции. Дело в том, что в Белоруссии так и не сформированы какие-либо мощные политические партии и движения. Во-первых, это связано с тем, что Лукашенко вовремя расправлялся с теми людьми, которые заявляли о своей оппозиции к его власти. Несколько человек, как известно, были похищены. О судьбе их никто до сих пор ничего не знает. Скорее всего, они были убиты. Часть известных оппозиционеров вынуждены уехать в эмиграцию. Внутри Белоруссии, к сожалению, оппозиция так и не была сформировано. Это видно, по крайней мере, в последние дни, когда даже два кандидата в президенты не могли договориться о том - продолжать ли сидение на площади или нужно разойтись для того, чтобы начинать какую-то оппозиционную деятельность уже вне этой площади.
Но, я думаю, что площадь все-таки стала толчком. Я очень надеюсь на то, что эта акция стала не только поводом для формирования гражданского общества в Белоруссии, но и, возможно, это подтолкнет к каким-то более активным действиям, в том числе и со стороны политических движений.