Совсем недавно – полторы недели назад – европейская комиссия одобрила сделку по продаже прав на проведение автогонок в классе «Формула-1» новым собственникам. Контролирующим акционером стала инвестиционная компания CVC Capital Partners , которой досталось 48% акций. Она купила эти акции у ряда банков. Мы довольно подробно описывали эту ситуацию в программах «Прессинг», поэтому перейдем сразу к ситуации с утверждением этой сделки. Вторым собственником, обладающим примерно 27% акций стала вновь созданная компания Alfa Prema , ей переданы полномочия по управлению «Формулой-1». Вот здесь кроется очень интересная изюминка. Дело в том, что в этой очень изящной схеме кроется менеджерский и дипломатический, я бы сказал, гений Берни Экклстоуна. То есть он фактически во второй раз перестал быть хозяином, собственником «Формулы», но остается фактическим не только управляющим, но и одним из главных бенефициариев, то есть выгодоприобретателей от бизнеса «Формулы-1». При этом компания Alfa Prema не принадлежит ему. Сам Берни Экклстоун получил официальную должность коммерческого директора серии, то есть «Формулы-1». Причем зарплата его будет составлять минимально 1 миллион долларов в год. Естественно, со всякими премиями и бонусами сумма эта многократно возрастет. Таким образом, что мы имеем в сухом остатке? Во-первых, наконец-то европейские антимонопольные органы после полугода довольно серьезных обсуждений признали эту покупку законной. А проблема была в том, что помимо прав на «Формулу-1», у компании CVC Capital Partners была в собственности испанская компания, ее дочернее подразделение Dorna , которое обладало эксклюзивными правами на мотогонки. И европейская антимонопольная комиссия совершенно резонно посчитала, что если оставить все, как есть, то тогда в Европе образуется мощнейший монополист, который способен диктовать цены на телетрансляции и многие другие аспекты соревнований. То есть для того, чтобы устранить эту ситуацию, которая грозила достаточно серьезными неприятностями для потребителей прежде всего, потому что эти антимонопольные органы во всем мире и в Европе тоже стоят на страже интересов потребителей, чтобы потребители получали продукцию по приемлемой, немонопольной цене. И CVC Capital Partners пошла навстречу, так как другого выхода у нее не было, она отказалась от контроля над испанским подразделением Dorna . Таким образом, ситуация ко всеобщему удовольствию завершилась благополучно.
Теперь вернемся к Берни Экклстоуну. Помимо того, что он фактически входит через очень сложную систему участия в эту пресловутую компанию Alfa Prema , которой даны права по управлению новой «Формулой», он, как мы уже говорили, плюс к этому будет получать вполне приличную зарплату за управление. А еще очень приятной для него стала весть о том, что, так называемая мюнхенская пятерка, пять наиболее мощных хозяев конюшен, которые представляли крупнейшие автомобилестроительные концерны мира, отказалась от своей идеи отделиться и создать альтернативную «Формулу».
– Они заявили, что, хотя и подписали новое соглашение, но от самой идеи альтернативного чемпионата не отказываются, посмотрят, как будет дальше идти распределение доходов.
Я думаю, что распределение доходов для них – не самое главное. Имея оборот от 100 до 200 миллиардов долларов в год, те 100–150 миллионов долларов, которые они получат от «Формулы», для них не так важны. для них роли не играет. Очевидно, их интересуют несколько другие преимущества. И самое главное – эта ситуация доказала, что на сегодняшний день Берни Экклстоун занимает уникальную позицию в этой структуре. Он ее создал, он как никто знает все ее лабиринты и потайные ходы и выходы. И эти гиганты – автомобильные концерны тоже это поняли и решили, что лучше быть вместе с Экклстоуном и немножко потерять в прибыли, чем разрушить колоссальную структуру, которая с точки зрения пиара и рекламы возможностей автомобилестроения приносит гораздо большие деньги. Это понимают не только тузы мирового автомобилестроения, но и сам Берни Экклстоун. Что дало ему возможность в столь агрессивном и успешном стиле провести сложные переговоры и завершить столь сложную и неоднозначную сделку.