Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Любовь Чижова.
Кирилл Кобрин: Пять лет назад представители структур «Газпрома» захватили телекомпанию НТВ. За этим последовала череда судебных процессов, на которых телекомпанию представляли самые известные адвокаты России - Геральдина Любарская, Генрих Падва и многие другие, но все суды НТВ проиграло. Тогда же журналисты компании встречались с президентом Владимиром Путиным и просили его повлиять на ситуацию. Но эта встреча не принесла ничего. Часть журналистов НТВ перешла работать на телеканал ТВ-6, но после этого неприятности начались и у ТВ-6, и телекомпанию закрыли. Спустя пять лет после захвата НТВ о современном российском телевидении и свободе слова корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова поговорила с ведущими журналистами старого НТВ.
Любовь Чижова : Спустя пять лет после захвата НТВ мало кто из российских СМИ вспоминают об этом событии. В выходные на Пушкинской площади в Москве пройдет митинг в поддержку свободной прессы, а сегодня юбилей захвата НТВ отметило молодежное движение «Оборона». Около 30-ти активистов провели акцию у телецентра Останкино. Двух членов «Обороны» в майках с надписью НТВ их же соратники в костюмах с символикой "Газпрома" символически топили в Останкинских прудах. Как выразились организаторы акции, они демонстрировали, как в России «замочили свободу слова». Говорит координатор движения «Оборона» Анастасия Каримова...
Анастасия Каримова : Нам нужно выражать свое мнение, чтобы власти помнили о том, что им средства массовой информации не принадлежат. НТВ, как факт, раньше было более качественным телевидением. Сейчас мы наблюдаем опять практически тоже самое, что на Первом и Втором телеканале показывают - бесконечный Путин, репортажи о его путешествиях по стране. Мы устали. Нас достало. Телевидение должно принадлежать гражданам, а не государству.
Любовь Чижова : О современном российском телевидении без НТВ рассуждает бывший главный редактор телекомпании, независимый политический обозреватель Евгений Кисилев...
Евгений Киселев : Вы знаете, я редко смотрю телевидение. Я смотрю только иногда новости, иногда программы выходного дня, итоговые программы. В основном смотрю для того, чтобы убедиться, что жанр продолжает деградировать. Мне не нравится сегодняшнее телевидение. Я считают, что оно рассчитано на быдло, на мало взыскательную публику, в лучшем случае. Власти не нужна была неподконтрольная компания. Та правящая клика, которая пришла к власти в 2000 году, она была приведена к власти силами телевидения, объединенными, пропагандистскими усилиями двух государственных каналов - Первого и Второго. Невозможно было такой власти телевизионного происхождения оставить телевидение на свободе. По-другому и быть не могло.
Существует закон исторического маятника. Я не знаю, прошел ли маятник свою самую низшую точку. Полагаю, что рано или поздно все начнет меняться, потому что история развивается галсами, что называется - в одну сторону, в другую сторону. Сейчас вот такая тенденция. Бесконечно это продолжаться не может.
Любовь Чижова : Писатель и журналист Виктор Шендерович на НТВ вел передачу "Итого", писал сценарии к программе "Куклы".
Виктор Шендерович : Если бы тогда не было разогнано НТВ, то не было бы той власти, которая сейчас. Они были совершенно несовместимы. Потому что свободное телевидение и Туркмен-баши (любое другое имя вставляйте) - это вещи невозможные. Для того чтобы в предмете это представить, надо представить себе Беслан, где телевидение работает так, как оно работает на Западе, то есть показывается все в режиме прямого эфира, и вся страна у телевизора смотрит, как собственные танки стреляют по заминированной школе с собственными детьми. После этого просто не было бы этой власти. Это несовместимые вещи. Именно поэтому там не было телекамер. Именно для того, чтобы иметь возможность делать то, что они делают, и было разломано независимое телевидение. Я не отношусь к числу тех людей, которые... было принято говорить, что телевидение - это наркотик. Я даже некурящий. Я не привержен наркотикам. Для меня это не наркотик. Для меня это был эффективный способ донесения некоторых своих соображений, наблюдений. Телевидение просто эффективнее всего, вот и все. Оно эффективнее радио, эффективнее интернет-журналистики, потому что просто больше людей это смотрят и видят, и у больших людей что-то меняется в головах.
Любовь Чижова : О своей работе на телеканале НТВ вспоминает обозреватель Радио Свобода Владимир Кара-Мурза...
Владимир Кара-Мурза : Я был одним из первых, кто пришел на канал НТВ в сентябре (еще даже не в октябре) 1993 года. С первого дня я прошел вместе со своим каналом до последнего дня - до 14 апреля 2001 года, когда ночью группа вооруженных людей захватила наш 8-й этаж, и мы перешли на канал ТВ-6.
Ничего общего тот канал, который мы создавали в 1993 году, не имеет с тем, который сейчас вещает на 4-й кнопке. Те традиции, которые заложил канал НТВ, их унаследовали просто отдельные журналисты. Даже те, кто лишены прежней работы, лишены эфира, хранят их в себе и не хотят расплескать по мелочам. Для меня образцы - это Евгений Киселев, Виктор Шендерович. Они не стали суетиться и искать себе какую-то адекватную работу, как сделали многие наши коллеги.
За эти пять лет я научился понимать подлинную цену собственному слову, пусть даже не данному публично, и разучился понимать некоторых из прежних своих товарищей, которых считал истинными борцами. Алексей Кондулуков, мой товарищ и многолетний корреспондент НТВ, один из героев книги Шендеровича "Здесь было НТВ". В хрестоматию вошел эпизод, где он посылает в полголоса на три буквы тех, кто переманивал его весной 2001 года на Российский телеканал. И вот кто бы мог ожидать от Леши, что он униженно и, как даже рассказывали, с извинениями в адрес своих нынешних руководителей, ушел работать на этот же канал. То есть, ну, куда угодно, ради бога, но уходить на тот канал, который он прилюдно поливал! Мы все знаем, на какой свалке оказались и Йордан, и Кох, и программа "Просто Марина", и Леня Парфенов, и Савик Шустер, и Таня Миткова, все те, кто рассчитывал занять расчищенную поляну.
Любовь Чижова : Бывший ведущий новостей на канале НТВ Андрей Норкин стал главным редактором канала "Эхо ТВ".
Андрей Норкин : На НТВ я проработал с 1996 года по 2001. Научился я всему, что я умею в телевизионной журналистике именно как журналист. Я, конечно же, учился там и, конечно, я очень рад, что за достаточно короткий все-таки период (4,5 года где-то получилось) мне удалось много всего охватить.
Как можно об этом вспоминать? Можно сожалеть о том, что перестало существовать выдающаяся в профессиональном смысле телевизионная компания, равной которой не было и нет сейчас в России. А все остальное - те люди, с которыми я дружил, я был близок, - отношения сохранились до сих пор. Какой-то, может быть, и проходил там водораздел в отношениях между людьми, но это рано или поздно всегда везде происходит. Конечно, некий эмоциональный перекос, может быть, был тогда. Это вполне понятно.
Единственное, о чем можно сожалеть - о том, что, на мой взгляд, руководство страны, которое приложило максимум усилий для того, чтобы развалить НТВ, вообще, решило, что нужно это дело развалить. Вот об этом можно сожалеть. А на уровне эмоций, я думаю, это не очень правильно в данной ситуации жить событиями прошлых лет. Потому что жизнь на месте не стоит. Она двигается. Все мы развиваемся творчески, кто-то быстрее, а кто-то медленней, профессионально развиваемся, и в личном плане у людей происходят какие-то изменения. Семьи появляются и распадаются, рождаются дети. Так что все это нормально и проливать слезы поэтому, я думаю, не стоит.