Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Киеве Владимир Ивахненко.
Андрей Шарый: Сегодня информационные агентства со ссылкой на неназванные источники в Министерстве иностранных дел России заявили о том, что Москва не оставит без реакции возможное объявление посла России на Украине Виктора Черномырдина персоной нон-грата. Вчера Черномырдина вызвали в МИД Украины, где ему был выражен протест в связи с недружественными и крайне недипломатичными высказываниями в адрес украинских политиков.
Рассказывает корреспондент Радио Свобода на Украине Владимир Ивахненко.
Владимир Ивахненко: Это не первый скандал, связанный с высказываниями бывшего российского премьера, который уже почти восемь лет возглавляет посольство России на Украине. Виктор Черномырдин был приглашен в украинский МИД, где ему выразили протест за "недружественные и крайне недипломатичные оценки" в адрес Украины и ее руководства. При этом российский посол был предупрежден, что он может быть выслан из страны. Говорит глава украинского внешнеполитического ведомства Владимир Огрызко.
Владимир Огрызко: Существует Венская конвенция о дипломатических отношениях, и какой-либо дипломат, нарушающий положения этого документа, может быть, безусловно, объявлен персоной нон-грата.
Владимир Ивахненко: Министр подтвердил, что поводом для предупреждения Черномырдину стало его интервью газете "Комсомольская правда в Украине" от 11 февраля. В нем российский посол достаточно резко охарактеризовал украинских политиков, заявив, что президент Виктор Ющенко и премьер Юлия Тимошенко - цитирую - "собачатся между собой и кроют друг друга".
Дипломатический скандал комментирует научный сотрудник киевского Института евроатлантической интеграции Александр Сушко.
Александр Сушко: Я не думаю, что в мире есть еще где-либо посол Российской Федерации, позволяющий себе такие высказывания о руководстве страны пребывания. Поэтому предупреждение о несоответствии принятым стандартам дипломатического поведения - это вполне адекватный шаг. Вероятность того, что действительно он будет объявлен персоной нон-грата, на самом деле, достаточно низка, потому что по политическим соображениям вряд ли украинское руководство пойдет столь далеко в отношениях с российским послом.
Владимир Ивахненко: Экс-министр иностранных дел Украины, депутат парламента Борис Тарасюк заявил, что слова Черномырдина относительно первых лиц страны являются "дипломатической бестактностью и хамством, которые не должны оставаться незамеченными". Как и следовало ожидать, российского посла поддержала оппозиционная Партия регионов. Ее лидеры выступили в Верховной Раде с инициативой отставки главного украинского дипломата Владимира Огрызко за "подрыв дружественных отношений" с Москвой. Неожиданным назвали претензии к Черномырдину в кабинете Юлии Тимошенко, подчеркнув, что МИД не советовался с правительством по этому поводу.
В Министерстве иностранных дел сообщили, что "за грубое нарушение дипломатической этики" из Украины могут быть высланы и генеральные консулы Российской Федерации в ряде украинских городов. Среди них и генконсул в Харькове Всеволод Филипп. Продолжает Александр Сушко.
Александр Сушко: Высказывания консула носили откровенно провокационный характер. Известно, что он на одной из своих публичных встреч поблагодарил часть местной элиты за поддержку позиции России в войне с Грузией. Безусловно, это также беспрецедентный в дипломатической практике шаг, абсолютно недопустимый.
Владимир Ивахненко: Слова благодарности за "абсолютную поддержку" России в конфликте на Кавказе из уст российского дипломата прозвучали в конце января в Донецке во время его встречи с ветеранами Второй мировой войны.
Андрей Шарый: Черномырдин уже ответил на обвинения. Он заявил в интервью радиостанции "Эхо Москвы": "Напугали бабу туфлями с высоким каблуком. Меня не волнует. Я не в том ранге, чтобы меня пугать". Вместе с тем Черномырдин отметил, что, по его мнению, такие слова, которые он произнес, характеризуя отношения Тимошенко и Ющенко не могли нанести вреда Украине.
В конце января МИД Украины уже выступал с заявлением по поводу высказываний российского посла, тогда его обвинили в том, что он в неуважительном тоне комментирует внутреннюю ситуацию на Украине. Прокомментировать уместность в дипломатических отношениях такого рода высказываний я попросил московского внешнеполитического эксперта, главного редактора журнала "Россия в глобальной политике" Федора Лукьянова.
Федор Лукьянов: Грань, безусловно, перейдена и осталась где-то далеко сзади. Конечно, все мы знаем Виктора Степановича Черномырдина, и если оценивать высказывания с точки зрения его стиля, то даже они довольно сдержанные. Но его стиль в данном случае никакого отношения к делу не имеет, потому что, коль скоро человек занимает пост чрезвычайного и полномочного посла, выступать в качестве сказителя он просто не имеет права. В этом смысле я бы привел другой пример. Всем известны таланты политические Дмитрия Рогозина, который тоже попал в послы из активной политики, но он же никогда не позволяет себе высказываний, выходящих за рамки того, что можно считать дипломатическим. Так что я думаю, что Черномырдин, конечно, как-то несколько заигрался в свою эту роль такого доброго дедушки - наставника всех подряд.
Андрей Шарый: Российский МИД заявил уже о том, что не оставит без последствий любые шаги, связанные с какими-то рестриктивными мерами по отношению к сотрудникам российского посольства в Киеве, к российским дипломатам, работающим на Украине. Как вы считаете, МИД будет поддерживать во всем Черномырдина или как-то с ним по-отечески или по-братски поговорит Сергей Лавров?
Федор Лукьянов: Я думаю, что МИД, конечно, официально будет поддерживать. На самом деле, я все-таки сомневаюсь, что дойдет дело до высылки. Ведь в самой Украине и среди украинского руководства явно нет единства и по этому вопросу, как и по всем прочим. Из правительства прозвучали высказываний иной тональности, чем со стороны министра иностранных дел, который, так сказать, относится к компетенции президентской власти. О том, что Виктор Степанович Черномырдин уже несколько пересидел в Киеве, и, в общем, настало время менять посла, речь идет давно. Даже назывались какие-то кандидатуры, которые, впрочем, потом оказывались совершенно нереальными. Вот этот скандал, скорее, продлит время пребывания Виктора Степановича, потому что, конечно, сейчас вот взять и его отозвать - это будет означать, что российская сторона признала, так сказать, справедливость критики, чего Россия делать не будет. Но я все-таки думаю, что время пребывания Черномырдина в этой должности постепенно идет к концу.
Андрей Шарый: Как вы считаете, вся эта история просто иллюстрирует нынешний уровень и характер отношений Москвы и Киева, это случайность или это, в общем, хорошая характеристика того, что происходит в отношениях между двумя великими славянскими народами?
Федор Лукьянов: Это хорошая иллюстрация. Если говорить по сути того, что сказал Черномырдин, лично я не могу не согласиться с большинством сказанного. Просто речь опять же идет о том, что есть высказывания независимых политологов и даже политиков, а есть высказывания дипломатов. Черномырдин себя, по-моему, дипломатом никогда не ощущал и так и не ощутил. То, что у нас отношения строятся не на нормальной межгосударственной основе, а на основе каких-то... я даже не знаю, как это сказать, чувств, эмоций, фобий, неврозов и отношений старший-младший, - это как раз действительно очень хорошая иллюстрация того, что нормальных межгосударственных связей между этими двумя великими славянскими странами так и не появилось.