Ссылки для упрощенного доступа

Персимфанс сыграет на пузефоне


Один из участников современного "Персимфанса" Иван Бушуев
Один из участников современного "Персимфанса" Иван Бушуев
Сегодня в театре "Школа драматического искусства" будет представлен концерт "Персимфанс". Это своеобразная реконструкция музыкальных опытов начала 20 века. На сцене - оркестр без дирижера и шумового оркестра.

Музыкальная лаборатория театра представляет свой первый публичный проект, который, по замыслу исполнителей, может погрузить зрителей в революционную культуру 20-х годов, передать музыкальный дух строителей нового мира.

О новом пректе в эфире Радио Свобода рассказал один из участников проекта, контрабасист Григорий Кротенко:

- Поскольку была сама идея - сыграть просто что-то большим составом без дирижера, как это было когда-то, в процессе воплощения этой идеи выяснилось много интересных принципов, которые нужно соблюдать, для того чтобы все-таки это получилось. При взаимном уважении все постарались друг друга слушать, что, на самом деле, практически невероятно.

В 20-е годы предполагалось, что музыка Первого симфонического ансамбля без дирижера - "Персимфанса" - станет близка и понятна самым неискушенным слушателям. Современные исполнители добиваются той же цели. Руководитель музыкальной лаборатории, пианист Петр Айду рассказал, что для этого они использовали посадку музыкантов кругом. С ним согласен и библиотекарь "Персимфанса" Константин Дудаков-Кашура :

- Круг - символ объединения и какой-то даже звуковой бесконечности. Эта музыка как бы рождается сама по себе, естественным образом. И вот эта магия музыки, мне кажется, очень характеризует "Персимфнас".

Петр Айду говорит, что увертюра к опере "Волшебная флейта" для кино, клуба, радио, школы эстрады отличается от обычной увертюры:

- Издание, сделанное в 30-м году в Москве, это целая серия под названием "Оркестротека", в которой, что интересно и что тоже связывает это с ранней музыкой, отсутствует партитура. Поскольку в аннотации сказано, что эта музыка хорошо подходит для иллюстрации в кино массовых народных сцен праздничного характера, то Илья Черков, литературный редактор нашего театра, сделал киномонтаж, и получился такой Моцарт 30-х годов. Таким образом, все складывается само собой, то есть, тут есть некая естественность.

Контрабасист Григорий Кротенко внес в программу концерта не менее редко исполняемое сочинение - балет "Трапеция" Сергея Прокофьева. Он рассказал, что это произведение очень редко встречается в репертуаре современных театров.

- Прокофьев переделал концертную пьесу в квинтет, но, в отличие от концертной пьесы, в балете чуть-чуть больше музыки. Идея воплотить эту музыку - моя боль, которую я привнес в наш проект. Балет поставила Наталья Кайдановская, замечательный хореограф, и в нем, помимо танцоров, заняты еще и превосходные цирковые артисты, трюкачи, силачи, акробаты и гимнасты.

Рассказывает Константин Дудаков-Кашура:

- "Трапецию" предупреждает трудовой музыкальный номер на шум-ритм музыку композитора Аврамова. Буквально перед началом второго номера собираются пятеро молодцов, берут в руки ножовки и молотки и на глазах зрителей собирают небольшую эстраду, на которой потом и танцуют балерины и акробаты. И при этом музыка молотков и пил четко организована, звучит с таким бодрым духом и переходит, собственно говоря, уже в музицирующий квинтет.

Григорий Кротенко рассказал, что швабры для этого номаре изготовлены замечательным контрабасистом Алексеем Воробьевым "путем приделывания к швабре струны для контрабаса и скворечника в качестве резонатора". А Константин Дудаков-Кашура сообщил и научное название такого инструмента – "пузефон".

Услышать как звучит пузефон и прочие рабочие инструменты в руках современных музыкантов, верных традициям первого симфонического оркестра без дирижера, можно будет сегодня вечером в театре "Школа драматического искусства".
XS
SM
MD
LG