Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.Андрей Шарый: В Государственной Думе России сегодня обсуждали пути преодоления экономического кризиса. Перед депутатами выступали руководители государственных корпораций. Еще недавно эти супермонополии считались моторами экономического развития страны, а теперь, похоже, пришло время их самих спасать.
Данила Гальперович: Вице-премьер Сергей Иванов и главы двух госкорпораций – Сергей Чемезов и Анатолий Чубайс – были приглашены в Государственную Думу поговорить о том, как российская промышленность переживет кризис. Оказалось, что речь идет в основном о предприятиях, делающих что-нибудь для военных. В том, что эти предприятия переживут кризис легче тех, которые не получают денег из бюджета государства, депутатов заверил Сергей Иванов. По его словам, никаких существенных сокращений госзаказа не последует, и единственное, что мешает военно-промышленному комплексу достичь сияющих вершин – это медленный ход денег через государственные же учреждения.
Сергей Иванов: Уже у нас февраль заканчивается, а большинство предприятий оборонки, да и не только оборонки, все выполняющие госзаказ до сих пор не получили конкретных ассигнованных, расписанных финансовых ресурсов. Гособоронзаказ был утвержден 22 декабря прошлого года. Он никакому секвестру не подвергся. Первые средства главные распорядители бюджетных средства, а это не Минфин, это десятки министерств и ведомств, которые участвуют, то есть в их интересах ведется исполнение гособоронзаказа, вон они должны в первом квартале этого года заключить контракты и довести средства до соответствующих предприятий. Эта работа, естественно, идет, но идет она со скрипом, это я признаю открыто.
Данила Гальперович: Руководитель корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов был не менее откровенен с парламентариями. Сначала он по бумажке прочел доклад о состоянии и путях развития его компании, и там все выглядело более-менее оптимистично. Но когда перешли к вопросам, и один из них был связан с кредитованием российскими банками отечественных предприятий, оптимизма у Сергея Чемезова явно поубавилось.
Сергей Чемезов: Что касается кредитов, это вот самая болезненная тема. С такими процентами, с такой стоимостью кредитов мы промышленность развивать просто не в состоянии. Сегодня, по нашим оценкам, максимальная стоимость кредита, которая может позволить вывести рентабельность хотя бы в ноль, это порядка 10-12 процентов. Все, что выше, это уже в минус. Эти кредиты будут просто генерировать дальнейшие убытки. И вот пока нам не удается ничего здесь добиться, и я считаю, что вот мы пытаемся даже получить эти кредиты на Западе, ведем переговоры, потому что там, естественно, стоимость кредитов намного, в разы меньше. И я бы сказал, скорее всего, так и придется, мы будем брать кредиты сами и потом уже передавать предприятиям.
Данила Гальперович: Более того, как заявил Сергей Чемезов, для того, чтобы получить правительственную субсидию, которая облегчает предприятию кредитное бремя, нужно «пройти все круги ада» и оформить множество бумаг, и за это время это самое предприятие просто умрет. Депутаты после таких сравнений должны были быть приятно поражены выступлением Анатолия Чубайса – глава Роснанотехнологий ни на что не жаловался, а в основном рисовал радужные перспективы развития своей отрасли. Впрочем, парламентариев интересовали не нанотехнологии, а сам Чубайс, а точнее – когда он уйдет, о чем ветерана российских реформ спросил депутат-коммунист Сергей Собко.
Сергей Собко: Сегодня корпорацию "Нанотехнологии" возглавляет Анатолий Борисович Чубайс, он был и вице-премьером, и был руководителем оперативной комиссии по совершенствованию системы платежей и расчетов, в результате чего мы имели дефолт 1998 года. А если вспомнить о залоговых аукционах, только уже сейчас ленивый об этом не вспоминает, я думаю, что это был старт как раз той самой коррупции, с которой мы сегодня безуспешно боремся. А сегодня, одновременно возглавляя корпорацию "Нанотехнологии" и участвуя в Международном консультативном совете "Джей-Пи Морган", "Чейз Манхэттен Банка" вместе с нашими большими друзьями, российскими, Тони Блэром и Генри Киссинджером, Анатолию Борисовичу надо было бы как-то определиться, на чем все-таки сконцентрировать свои усилия. Анатолий Борисович, я не только от нашей фракции, я от всего русского народа прошу вас: уйдите, ну, дайте шанс России.
Данила Гальперович: Поддержку Анатолий Чубайс получил с совершенно неожиданной стороны – Владимир Жириновский сразу же после речи представителя КПРФ спел главе Роснанотехнологий хвалебную песнь.
Владимир Жириновский: Когда-то первое демократическое правительство покинуло зал заседаний Верховного совета СССР, поскольку не было связи с депутатами, не получился разговор. И потом в интервью кто-то из вашей команды сказал, что это правительство смертников. Все действительно ушли, а вы остаетесь, поэтому вы не смертник, вы бессмертный. Бессмертный топ-менеджер, как сегодня говорят, или Косыгин это называл "главный инженер России". Значит, есть что-то в этом человеке. Может быть, надо говорить, чтобы не он ушел, а чтобы такие были все наши министры? Может быть, в этом будет польза?
Данила Гальперович: У многих наблюдателей после визита Иванова, Чемезова и Чубайса в Госдуму осталось впечатление, что гарантированно в России выживут лишь те, кто делает ракеты, а те, кто делает одежду и продукты, должны будут выбираться сами.