Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.
Андрей Шарый: Против главного редактора дагестанского еженедельника "Черновик" Надиры Исаевой возбуждено уголовное дело по поводу о возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды. Исаева опубликовала материал под названием"Террорист номер один" о недозволенных методах силовых структур при проведении спецопераций.
Карэн Агамиров: "Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, а также с использованием своего служебного положения наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет". Так сурово звучит часть вторая статьи 282-ой Уголовного кодекса Российской Федерации, которую правоохранители Махачкалы решили обкатать на главном редакторе дагестанского еженедельника "Черновик" Надире Исаевой.
Все началось с ее публикации "Террорист номер один" 4 июля 2008 года. Исаева рассказала о том, как проводилась спецоперация МВД республики на проспекте Акушинского, в ходе которой были убиты три человека: 29-летний преподаватель местного педагогического университета Рашид Газилалиев, его 23-х летняя супруга Сенда Абдуллаева, аспирантка Дагестанского Университета, и гостивший у них житель Буйнакска Руслан Казанбиев.
Надира Исаева: Сейчас есть информация, что их даже убили гораздо раньше, потому что характер ранений – они снизу, с подбородка были застрелены, и муж, и жена… Даже есть предположения, есть информация, что их убили еще до спецоперации, а потом уже просто, скажем так, сымитировали спецоперацию. Потому что никто не мог связаться с родными, телефоны у них уже были отключены.
Карэн Агамиров: Вы написали как раз об этом убийстве в ходе спецоперации. Кто убил? Убийц не нашли.
Надира Исаева: Это же спецоперация. Что такое убийство? Они объявили, что эти люди причастны к убийству начальника Буйнакского РОВД. Сам Адельгерей Магомедагиров, министр, на пресс-конференции заявляет, что эти убитые, якобы что жена убитого поставляла жен для боевиков из бандподполья, была некой такой сводницей, выполняла роль, муж якобы причастен к убийству начальника Буйнакского РОВД, и гость их точно так же причастен к убийству. Позднее, когда поднялся шум, общественность стала шуметь, Следственный комитет Дагестана вынужден был дать заключение следствия, в котором он признал, что к убийству Рашид Газилалиев не причастен, к убийству начальника РОВД. Это уже означает, что есть перспектива предъявлять обвинение самому министру в том, что это был умышленное убийство.
Карэн Агамиров: Но такого обвинения пока не предъявлено, да?
Надира Исаева: Суд, во-первых, отказывается здесь, на месте, реабилитировать посмертно жертв спецоперации. Оказываются принимать заявление отца. Отец подал иск к министру на клевету и возмещение морального ущерба на миллион рублей – суд тоже отказывается рассматривать это дело. И я знаю, что идет перспектива рассмотрения этого дела в Страсбургском суде.
Карэн Агамиров: Вы кого имели в виду в своей статье "Террорист номер один"?
Надира Исаева: Надо признать, что реально на Северном Кавказе идет война. Речь шла о том, что правоохранительные органы становятся тем источником, который работает как катализатор этой войны. Они – прямой фактор именно обострения этой ситуации. В окончательной формулировке осталась только одна статья – это "Разжигание межнациональной розни", 282-я статья, и они мне предъявляют, что я в составе группы лиц, то есть имеются в виду остальные четверо журналистов, по предварительному сговору совершила действие, направленное на возбуждение ненависти и вражды. Мы тоже очень хотим знать, какую рознь мы возбуждали.
Карэн Агамиров: Главному редактору дагестанского "Черновика" Надире Исаевой было вручено постановление о привлечении в качестве обвиняемого.
Корреспондент Радио Свобода в Дагестане Тимур Салимов хорошо знаком с делом главного редактора "Черновика".
Тимур Салимов: На голом месте возбуждено уголовное дело. В статье газеты "Черновик" нет ни призывов к разжиганию национальной розни, этнической, ни унижения человеческого достоинства. В публикациях в "Черновике" журналисты говорят о непрофессиональной работе сотрудников правоохранительных органов – может быть, это унижает их человеческое достоинство.