ДС: Он был настоящим карликом, 121 сантиметр, не считая каблуков, не считая визгливого голоса и привычки зло вышучивать всех и вся. Он был главным карликом джаза, потому что он был мажордомом клуба Birdland в Нью-Йорке…. Имя его Пи Уи Маркет и 21 февраля 54 года он прокричал со сцены в зал следующее:
Pee Wee Marquette
«Леди и джентльмены, как вы наверное знаете, сегодня вечером в «Бёрдленд» происходит нечто необыкновенное… Вы присутствуете на записи (концерта) для фирмы «Блю Ноут Рекордс». А это значит, что все ваши аплодисменты разойдутся приличным тиражом и будут звучать по всей стране… Они заставят выйти на сцену, леди и джентльмены, великого Арта Блейки и его чудесное комбо с потрясающими джазменами:
Клиффордом Брауном – на трубе, Хорасом Сильвером – за роялем, Лу Доналдсоном на альте и Кёрли Расселом на контрабасе.. Давайте же позовем их на сцену громом аплодисментов! Как насчет щедрого удара в ладони ради Арта Блейки?
Спааасибо!»
Вот эта историческая запись:
Split Kick
ДС: - Split Kick, Хораса Сильвера. Первый состав «Вестников» с Клиффордом Брауном – труба; Лу Дональдсоном – альт; Хорасом Сильвером – рояль; Кёрли Расселом – контрабас и Артом Блейки – ударные…
Я начал с Пи Уи МаркЕта, но дело не в нем. За час до начала концерта в клуб «Бёрдленд» вошли два человека: одного звали Альфред Лайон, второго, Руди ван Гельдер. В ту эпоху никто не решался называть Гельдера просто RVG, по первым буквам имени… Это он установил дополнительные микрофоны на сцене и расставил в кулисах свои знаменитые кованные кофры-сундуки с магнитофонами, микшерами и усилителями. RVG записывал джазменов не только дома, в гостиной родителей в Хакенсаке, которая была построена по его чертежам так, чтобы в ней можно было бы и экспериментировать со звуком, но, отныне и на выездных сеансах, sessions…
Про него ходят легенды. Во-первых, говорят, что он работал в белых перчатках; во-вторых, что он не умел записывать фортепьяно; в третьих, что он никому не открывал свои секреты, в четвертых, что он был дьявольски застенчив… Что ж, про перчатки можно сказать, что это правда. Но то были простые перчатки, которые он использовал лишь для сворачивания проводов – так было удобнее и быстрее.
Про фортепьяно… Действительно, подчас впечатление такое, что звука не хватает… Зато всегда слышны ВСЕ инструменты. Контрабасист и ударник – отчетливо отдельно. И, что удивительно, щетки, цимбалы и барабаны ударника – все отдельно.
Но главное наверное не в этом. Главное в том, что на самом деле Руди Ван Гельдер носил очки и сам был оптометристом, оптиком, специалистом, определяющим изменения рефракции глаза и подбирающим очки…
Footprints
ДС: - Footprints, «Следы», Уэйна Шортера, тенор-саксофон. Херби Хенкок – рояль; Реджи Уоркмен – контрабас и Джо Чэмберс – ударные. 3 февраля 66 года, диск «Блю Ноут» - «Adam's Apple», «Адамово Яблоко» - джазмены часто играли со вторым именем их джазовой Мекки, Нью-Йорка – «Большое Яблоко»
ДС: Если вы заблудились в джунглях эфира, напомню вам, что это: частоты «Свободы» и «Время Джаза». Если вы слушаете нас, что проще и качественней, с сайта svobodanews.ru, вы сможете скачать эту программу для вашей домашней коллекции джаза на страничке подкаста.
Как вы уже поняли, у микрофона ваш ДС, я продолжаю рассказ об уникальной фирме звукозаписи «Блю Ноут», отмечающей в этом году свое семидесятилетие. Разговор сегодня идет о звукорежиссере «Блю Ноут», Рудольфе, Руди, ван Гельдере…
В юности он был радиолюбителем: обшаривал наш шарик по ночам на коротковолновике, слушал и записывал бесчисленные местные американские радиостанции. Он был знатоком и любителем джаза и постепенно становился специалистом по звуку. Профессиональной техникой он обзаводился медленно, продолжая изучать зрачки, глазное дно, выписывая очки и капли от сенной лихорадки.
На редких фотографиях, сделанных номером Два «Блю Ноут», Френсисом Вулфом, можно рассмотреть детали гостиной родителей: большой ковер на полу, высокие семисвечники со звездой Давида, простые деревянные стулья и запасные – раскладные, зарешеченные по диагонали окна первого этажа, длинный стол, с тяжелыми кофрами магнитофонов, усилителей, микшеров, рояль, орган Хэммонда, стойки с микрофонами, змеи проводов на полу…
На одной из фотографий гитарист Кенни Баррел и Альфред Лайон слушают Джимми Смиса – на втором плане сам Руди в твидовом пиджаке, галстук-бабочка, взгляд внимательный и молчаливый. На второй - Барелл переместился в угол кадра и видно молодого худого Арта Блейки за ударной установкой и Френсиса Вулфа, наводящего на резкость свой верный «хассель», «хассельблад»….
Una Mas
ДС: Una Mas, «Еще раз» на родном джазу - испанском…. Пьеска Кенни Дорхема, он же на трубе. На теноре – Джо Хендерсон. Херби Хенкок – все еще за роялем. Бутч Уоррен – на контрабасе и Тонни Уильямс, одолженный у Майлза Дейвиса – на ударных. 1 апреля 63 года. Диск Дорхема Una Mas, само собой «Блю Ноут».
В чем секрет ЗВУКА Руди Ван Гельдера? Он никогда об этом не говорил сам, но специалисты считают, что это - конфигурация семейной гостиной Гельдеров – углы и выступы, ниши и занавески. Одно гасило звук, другое его разгоняло… Некоторые говорят о секретах микширования звука Гельдером, о подвижности смещения и переключения активности микрофонов во время записи….
Виниловые пластинки «Блю Ноут» шестидесятых годов, на которых Руди Ван Гельдера можно считать пятым участником квартетов и шестым – квинтетов, достигают на сетевых аукционах E-Bay гигантских цен! Виниловый диск Хэнка Моубли «Peckin' Time» 59 года, с Ли Моргэном, Уинтоном Кэлли, Чэмбэрсом и Пёрсипом недавно был продан за 2 тысячи 600 долларов!
Руди ван Гельдер записывал под родительским сводом не только малые составы, но и настоящие оркестры. Однако родительская гостиная в Хакенсаке в Нью-Джёрзи уже не устраивала Руди Ван Гельдера. Известность его росла и кроме «Blue note» у него записывались джазмены «Вёрв», «Престижа», «Импульса», A & M, Vox Records…. Пора было принимать решение, пора было оставить оптику, очки, близорукость и дальнозоркость и целиком уйти в звук и ритм….
Отныне у каждой фирмы в Хакенсаке был свой день. Днем «Блю Ноут» была пятница…
Funk in Deep Freeze
ДС: - Funk in Deep Freeze, «Фанк в морозилке», Хэнка Моубли. Название это непосредственно касается первой студии звукозаписи Ван Гельдера.
Funk in Deep Freeze был записан 9 марта 57 года и в гостиной царил арктический холод.
Это - одна из четырех композиций непосредственно, посвященных Руди.
Но сначала состав: Арт Фармер – труба; Хэнк – тенор; Сильвер – рояль; Дуг Уоткинс – контрабас и Арт Блейки – ударные. Все знакомые, все свои в доску, все в свитерах и разве что не в митенках…
В 58 году Руди Ван Гельдер распрощался с очкариками и начал строить студию звукозаписи в Энглууд Клиффс. Новая студия была похожа на церковь из красного кирпича, а зал звукозаписи находился в полуподвале. Стены были простым бетоном, без акустических покрытий.
- Внешний вид, - писал Гельдер, - не имел никакого значения. Главным для меня был объем, само пространство, в котором звук мог бы расти и жить сам по себе…»
Об отношении джазменов к Руди – после краткой сводки новостей: микрофон – на капитанский мостик «Свободы»:
ДС: Вас раскачивает упругая волна «Свободы». Вы слушаете «Время джаза». У микрофона ваш ДС….
Что ж - назад на тот самый берег Нью-Джёрзи, водами Гудзона отрезанный от Манхеттена. Все великие джазмены эпохи знали, что новая студия Руди ван Гельдера в Энглууде находилась сразу же за съездом с Вашингтонского моста направо по Grand Avenue. Путь был наезжен, как к себе домой.
Но если Энглууд Клиффс был родным домом и Майлза, и Трейна, и Роллинса, и Кэнонболла, в каких они были отношениях с самим Руди?
- Наши отношения прежде всего,- вспоминал Руди, - были профессиональными. Музыканты приезжали в студию на запись, именно за это мне и платили... Но во время нашего последнего сеанса звукозаписи с Артом Блейки до меня вдруг дошло, что никаких особых личных отношений между нами не было. И мне стало дико грустно»…
I Remember Clifford
ДС: - I Remeber Clifford, «Я помню Клифорда», шедевр Бенни Голсена, реквием по погибшему в 25 лет в автомобильной аварии «Брауни», трубачу Клифорду Брауну, с которого и началось сегодняшнее «Время Джаза»… Брауни повлиял на таких трубачей, как солист этой пьесы Ли Морган, а так же - Дональд Бёрд, Букер Литтл, Фредди Хаббард, Валерий Понамарев и Уинтон Марсалис.
О Марсалисе через несколько секунд в моих «Новостях Джаза».
Сейчас же, дабы не забыть, напомню состав, исполнявший I Remeber Clifford: Ли Морган, вестимо, труба; Джиджи Грайс (Gigi Gryce) – альт-саксофон; Бенни Голсен – тенор; Уинтон Келли – рояль; Пол Чемберс – контрабас и Чарли Пёрсип (Persip) – ударные….
Ну а теперь горячие новости джаза:
У Уинтона Марсалиса через три дня на «Блю Ноут» выходит новый диск. Называется он «He and She», «Он и Она». Этот новый компакт был записан квинтетом Уинтона за два дня, на нем 22 трека, но почти половина из них – стихи Уинтона. На самом деле новый диск это музыкальный спектакль рассказывающий об отношениях «Его и Её» с детства до зрелого возраста.
Вы слышали трубу Уинтона не раз, вот как он звучит в роли поэта:
Марсалис/ДС: «He & She»
«Между мужчиной и женщиной - опасная игра.
Если каждый школьник знает, что дважды два - четыре,
то мальчики все равно знают меньше, чем девочки.
Мужчина забывает то, что знал мальчиком.
Он помнит лишь то, к чему привык …
…………
Что за песню смущенный блюзмен должен петь?
Если память сильнее реальности?
В небесах солнце или луна.
Солнце? Луна? И только Ты. Ты.»
ДС: Сомневаться трудно: Марсалис-поэт свингует не хуже, чем Марсалис-трубач. Высоковольтная его труба напоминает мне позднего Майлза Дейвиса с его металлическими птичьими криками. В целом звук металла вибрирует у всего квинтета. На новом диске с Уинтоном играют: Уолтэр Блэндинг (Blanding) – сопрано и тенор саксофоны; Дэн Ниммэри– рояль; Карлос Хэнрикез - контрабас и Али Джэксон – ударные. Отрывки поэм и композиций выложены на персональном сайте Марсалиса для прослушивания.
И еще одно сообщение: В знаменитой нью-йоркской церкви джазменов, церкви Святого Петра, в прошлое воскресенье стартовал фестиваль ("Prez Fest 2009"), целиком посвященный пианисту, аранжировщику и композитору Билли Стрейхорну, этому альтер-эго Дюка Эллингтона. Его самые знаменитые композиции, это "Chelsea Bridge", "Take the "A" Train" и "Lush Life"…
В это воскресенье в церкви состоялся концерт из произведений композитора с участием Рэнди Уестона Билли Тэйлора, Рона, Дариуса деХааса, квартета Алана Фёрбера и оркестра – «The Ellington Legacy Band». Дэйвид Хайду, автор биографии Билли Стрейхорна "Lush Life", «Роскошная Жизнь», выступил с докладом о творчестве пианиста-композитора.
И последнее: парижский «Джаз-магазин» вышел с двумя досье, первое посвящено «Городу-музыки «Новому-Орлеану», второе досье – Монку, «Монк-человек оркестр».
Ca tombe bien, как говорят французы, Монк попадает в точку, потому, что его композиция «Hackensack» была самой известной из четырех, посвященных Руди. Название ее напрямую говорило об адресе первой домашней студии звукозаписи Гельдера в Нью-Джёрзи …
Hackensack
ДС: Хакенсак….Теллониус Монк – рояль, Чарли Раус – тенор саксофон, Ларри Гайлс – контрабасс и Френки Данлоп – ударные, 14 ноября 66 года – Блю Ноут. Эта композиция Монка посвящена непосредственно самому Руди ван Гельдеру. …
ДС: - В детстве вам не рассказывали о том, как играли, маршируя, первые оркестры Нового Орлеана? Вы ничего не знаете о том, что белые музыканты, а не черные впервые появились на музыкальной сцене с этим новым жанром – джаз? Как насчет чикагской школы? Или канзазской? Чем отличается джаз Восточного и Западного побережий США? И почему вне США так мало настоящего оригинального крутого джаза? Обо всем этом вы узнаете, слушая «Время Джаза». У микрофона в Париже – ваш ДС…
«Меня часто спрашивают КАК мне удалось создать идеальный звук, что я для этого сделал, что придумал? Запись звука это всего лишь один из этапов создания диска. Звуковая дорожка фильма, музыка для рекламного ролика или же квартет - все требуют совершенно специфического подхода. В целом, я всегда пытался воспроизвести атмосферу самого сеанса звукозаписи в моей студии. Разница всегда налицо, все зависит от присутствующих. Это трудно описать. Чтобы это понять нужно присутствовать на записи.
В начале 60-х я начал записывать классические ансамбли – стерео. Я уговорил Альфреда Лайона попробовать записываться стерео, в этом было много нового. Он согласился, но мы делали параллельно и привычную запись в моно. Джазменам был по душе этот формат. Вот почему пластинки иногда выходили моно, а иного стерео, или же – в двух форматах.
Я старался следовать образцам красоты (звука) заказчиков. У некоторых продюсеров были весьма конкретные и точные требования. В первую очередь – у Альфреда Лайона»!
Отрывок из интервью с Руди ван Гельдером…
Mamacita
ДС: - Mamacita – Мамасита, пьеска трубача Дональда Бёрда. Компакт, уже компакт, вышедший на «Блю Ноут» в 2006 году, бывший винилом в 1964-м…. Диск Кенни Дорхэма «Trompeta Toccata» с Дорхэмом на трубе; Джо Хэндерсоном – на теноре; Томми Флэнэганом – за роялем; Ричардом Дэйвисом – на контрабасе и Албэртом Хисом – на ударных.
И вот тут-то мы переносимся из 60-х в современность, потому что Руди ван Гельдер до сих пор в строю и занимается реставрацией старых записей, ремастерингом. Так этот винил из аналоговой записи был оцифрован Гельдером в компакт с резолюцией, разрешением, в 24 бита. А это уже совсем иной звук. Руди приступил к ремастирингу коллекции записей «Блю Ноут» в 1999 году и с тех пор, практически каждый месяц, он выпускает новый компакт в 24 бита. Скажу, что знаменитая своими техническими качествами американская фирма «AкустТек» движется в обратном направлении и выпускает реставрированные диски «Блю Ноут» - на виниле!
Что волнует нынче Руди, так это тот факт, что Альфред Лайон не выпустил, оставил а архиве фирмы от 200 до 100 дисков. У Лайона были слишком высокие требования и он до самого конца отправлял на музыкальный рынок лишь записи, в которых не сомневался ни на йоту. Но часть записей он просто не успел выпустить. Когда видишь, что менее требовательные фирмы и продюсеры выпускают нынче подряд все, что когда либо проглотили их микрофоны, включая записи, от которых отказались сами музыканты, понимаешь, что «Блю Ноут» с ее отказом от коммерческого подхода к искусству, была уникальной фирмой…
Blue in Maude's Flat
ДС: - Blue in Maude's Flat, Гранта Грина, его же гитара. Юзэф Латиф – тенор-саксофон; Джэк МакДафф – орган и Эл Хиэрууд – ударные. 1 августа 1961 года….
Вот и все на сегодня. Не только я, но и вся редакция будет рада вашим письма и имейлам. Ваше мнение всегда для нас ценно.
Некоторые не смогли найти страничку для комментариев на нашем сайте. Объясняю: на сайте svobodanews.ru в правом верхнем углу вы находите рубрику «Радиопередачи», открыв, спускайтесь вниз до встречи с фотокарточкой ДС. Щелкайте по ней, не стесняясь. Открывается колонка «Время джаза» и вот здесь нужно не прозевать момент истины и щелкнуть мышью по синей строчке «Ведущий Дмитрий Савицкий». Сбрасывайте туда любые чувства, заявки и пожелания. А так же вопросы типа, «я собираюсь в Париж с тремя детьми. Вы не против, если мы у вас остановимся?». Ответ с упреждением: против!
Но все равно пишите и – до следующей недели! Чао! Бай-Бай!
Pee Wee Marquette
«Леди и джентльмены, как вы наверное знаете, сегодня вечером в «Бёрдленд» происходит нечто необыкновенное… Вы присутствуете на записи (концерта) для фирмы «Блю Ноут Рекордс». А это значит, что все ваши аплодисменты разойдутся приличным тиражом и будут звучать по всей стране… Они заставят выйти на сцену, леди и джентльмены, великого Арта Блейки и его чудесное комбо с потрясающими джазменами:
Клиффордом Брауном – на трубе, Хорасом Сильвером – за роялем, Лу Доналдсоном на альте и Кёрли Расселом на контрабасе.. Давайте же позовем их на сцену громом аплодисментов! Как насчет щедрого удара в ладони ради Арта Блейки?
Спааасибо!»
Вот эта историческая запись:
Split Kick
ДС: - Split Kick, Хораса Сильвера. Первый состав «Вестников» с Клиффордом Брауном – труба; Лу Дональдсоном – альт; Хорасом Сильвером – рояль; Кёрли Расселом – контрабас и Артом Блейки – ударные…
Я начал с Пи Уи МаркЕта, но дело не в нем. За час до начала концерта в клуб «Бёрдленд» вошли два человека: одного звали Альфред Лайон, второго, Руди ван Гельдер. В ту эпоху никто не решался называть Гельдера просто RVG, по первым буквам имени… Это он установил дополнительные микрофоны на сцене и расставил в кулисах свои знаменитые кованные кофры-сундуки с магнитофонами, микшерами и усилителями. RVG записывал джазменов не только дома, в гостиной родителей в Хакенсаке, которая была построена по его чертежам так, чтобы в ней можно было бы и экспериментировать со звуком, но, отныне и на выездных сеансах, sessions…
Про него ходят легенды. Во-первых, говорят, что он работал в белых перчатках; во-вторых, что он не умел записывать фортепьяно; в третьих, что он никому не открывал свои секреты, в четвертых, что он был дьявольски застенчив… Что ж, про перчатки можно сказать, что это правда. Но то были простые перчатки, которые он использовал лишь для сворачивания проводов – так было удобнее и быстрее.
Про фортепьяно… Действительно, подчас впечатление такое, что звука не хватает… Зато всегда слышны ВСЕ инструменты. Контрабасист и ударник – отчетливо отдельно. И, что удивительно, щетки, цимбалы и барабаны ударника – все отдельно.
Но главное наверное не в этом. Главное в том, что на самом деле Руди Ван Гельдер носил очки и сам был оптометристом, оптиком, специалистом, определяющим изменения рефракции глаза и подбирающим очки…
Footprints
ДС: - Footprints, «Следы», Уэйна Шортера, тенор-саксофон. Херби Хенкок – рояль; Реджи Уоркмен – контрабас и Джо Чэмберс – ударные. 3 февраля 66 года, диск «Блю Ноут» - «Adam's Apple», «Адамово Яблоко» - джазмены часто играли со вторым именем их джазовой Мекки, Нью-Йорка – «Большое Яблоко»
ДС: Если вы заблудились в джунглях эфира, напомню вам, что это: частоты «Свободы» и «Время Джаза». Если вы слушаете нас, что проще и качественней, с сайта svobodanews.ru, вы сможете скачать эту программу для вашей домашней коллекции джаза на страничке подкаста.
Как вы уже поняли, у микрофона ваш ДС, я продолжаю рассказ об уникальной фирме звукозаписи «Блю Ноут», отмечающей в этом году свое семидесятилетие. Разговор сегодня идет о звукорежиссере «Блю Ноут», Рудольфе, Руди, ван Гельдере…
В юности он был радиолюбителем: обшаривал наш шарик по ночам на коротковолновике, слушал и записывал бесчисленные местные американские радиостанции. Он был знатоком и любителем джаза и постепенно становился специалистом по звуку. Профессиональной техникой он обзаводился медленно, продолжая изучать зрачки, глазное дно, выписывая очки и капли от сенной лихорадки.
На редких фотографиях, сделанных номером Два «Блю Ноут», Френсисом Вулфом, можно рассмотреть детали гостиной родителей: большой ковер на полу, высокие семисвечники со звездой Давида, простые деревянные стулья и запасные – раскладные, зарешеченные по диагонали окна первого этажа, длинный стол, с тяжелыми кофрами магнитофонов, усилителей, микшеров, рояль, орган Хэммонда, стойки с микрофонами, змеи проводов на полу…
На одной из фотографий гитарист Кенни Баррел и Альфред Лайон слушают Джимми Смиса – на втором плане сам Руди в твидовом пиджаке, галстук-бабочка, взгляд внимательный и молчаливый. На второй - Барелл переместился в угол кадра и видно молодого худого Арта Блейки за ударной установкой и Френсиса Вулфа, наводящего на резкость свой верный «хассель», «хассельблад»….
Una Mas
ДС: Una Mas, «Еще раз» на родном джазу - испанском…. Пьеска Кенни Дорхема, он же на трубе. На теноре – Джо Хендерсон. Херби Хенкок – все еще за роялем. Бутч Уоррен – на контрабасе и Тонни Уильямс, одолженный у Майлза Дейвиса – на ударных. 1 апреля 63 года. Диск Дорхема Una Mas, само собой «Блю Ноут».
В чем секрет ЗВУКА Руди Ван Гельдера? Он никогда об этом не говорил сам, но специалисты считают, что это - конфигурация семейной гостиной Гельдеров – углы и выступы, ниши и занавески. Одно гасило звук, другое его разгоняло… Некоторые говорят о секретах микширования звука Гельдером, о подвижности смещения и переключения активности микрофонов во время записи….
Виниловые пластинки «Блю Ноут» шестидесятых годов, на которых Руди Ван Гельдера можно считать пятым участником квартетов и шестым – квинтетов, достигают на сетевых аукционах E-Bay гигантских цен! Виниловый диск Хэнка Моубли «Peckin' Time» 59 года, с Ли Моргэном, Уинтоном Кэлли, Чэмбэрсом и Пёрсипом недавно был продан за 2 тысячи 600 долларов!
Руди ван Гельдер записывал под родительским сводом не только малые составы, но и настоящие оркестры. Однако родительская гостиная в Хакенсаке в Нью-Джёрзи уже не устраивала Руди Ван Гельдера. Известность его росла и кроме «Blue note» у него записывались джазмены «Вёрв», «Престижа», «Импульса», A & M, Vox Records…. Пора было принимать решение, пора было оставить оптику, очки, близорукость и дальнозоркость и целиком уйти в звук и ритм….
Отныне у каждой фирмы в Хакенсаке был свой день. Днем «Блю Ноут» была пятница…
Funk in Deep Freeze
ДС: - Funk in Deep Freeze, «Фанк в морозилке», Хэнка Моубли. Название это непосредственно касается первой студии звукозаписи Ван Гельдера.
Funk in Deep Freeze был записан 9 марта 57 года и в гостиной царил арктический холод.
Это - одна из четырех композиций непосредственно, посвященных Руди.
Но сначала состав: Арт Фармер – труба; Хэнк – тенор; Сильвер – рояль; Дуг Уоткинс – контрабас и Арт Блейки – ударные. Все знакомые, все свои в доску, все в свитерах и разве что не в митенках…
В 58 году Руди Ван Гельдер распрощался с очкариками и начал строить студию звукозаписи в Энглууд Клиффс. Новая студия была похожа на церковь из красного кирпича, а зал звукозаписи находился в полуподвале. Стены были простым бетоном, без акустических покрытий.
- Внешний вид, - писал Гельдер, - не имел никакого значения. Главным для меня был объем, само пространство, в котором звук мог бы расти и жить сам по себе…»
Об отношении джазменов к Руди – после краткой сводки новостей: микрофон – на капитанский мостик «Свободы»:
ДС: Вас раскачивает упругая волна «Свободы». Вы слушаете «Время джаза». У микрофона ваш ДС….
Что ж - назад на тот самый берег Нью-Джёрзи, водами Гудзона отрезанный от Манхеттена. Все великие джазмены эпохи знали, что новая студия Руди ван Гельдера в Энглууде находилась сразу же за съездом с Вашингтонского моста направо по Grand Avenue. Путь был наезжен, как к себе домой.
Но если Энглууд Клиффс был родным домом и Майлза, и Трейна, и Роллинса, и Кэнонболла, в каких они были отношениях с самим Руди?
- Наши отношения прежде всего,- вспоминал Руди, - были профессиональными. Музыканты приезжали в студию на запись, именно за это мне и платили... Но во время нашего последнего сеанса звукозаписи с Артом Блейки до меня вдруг дошло, что никаких особых личных отношений между нами не было. И мне стало дико грустно»…
I Remember Clifford
ДС: - I Remeber Clifford, «Я помню Клифорда», шедевр Бенни Голсена, реквием по погибшему в 25 лет в автомобильной аварии «Брауни», трубачу Клифорду Брауну, с которого и началось сегодняшнее «Время Джаза»… Брауни повлиял на таких трубачей, как солист этой пьесы Ли Морган, а так же - Дональд Бёрд, Букер Литтл, Фредди Хаббард, Валерий Понамарев и Уинтон Марсалис.
О Марсалисе через несколько секунд в моих «Новостях Джаза».
Сейчас же, дабы не забыть, напомню состав, исполнявший I Remeber Clifford: Ли Морган, вестимо, труба; Джиджи Грайс (Gigi Gryce) – альт-саксофон; Бенни Голсен – тенор; Уинтон Келли – рояль; Пол Чемберс – контрабас и Чарли Пёрсип (Persip) – ударные….
Ну а теперь горячие новости джаза:
У Уинтона Марсалиса через три дня на «Блю Ноут» выходит новый диск. Называется он «He and She», «Он и Она». Этот новый компакт был записан квинтетом Уинтона за два дня, на нем 22 трека, но почти половина из них – стихи Уинтона. На самом деле новый диск это музыкальный спектакль рассказывающий об отношениях «Его и Её» с детства до зрелого возраста.
Вы слышали трубу Уинтона не раз, вот как он звучит в роли поэта:
Марсалис/ДС: «He & She»
«Между мужчиной и женщиной - опасная игра.
Если каждый школьник знает, что дважды два - четыре,
то мальчики все равно знают меньше, чем девочки.
Мужчина забывает то, что знал мальчиком.
Он помнит лишь то, к чему привык …
…………
Что за песню смущенный блюзмен должен петь?
Если память сильнее реальности?
В небесах солнце или луна.
Солнце? Луна? И только Ты. Ты.»
ДС: Сомневаться трудно: Марсалис-поэт свингует не хуже, чем Марсалис-трубач. Высоковольтная его труба напоминает мне позднего Майлза Дейвиса с его металлическими птичьими криками. В целом звук металла вибрирует у всего квинтета. На новом диске с Уинтоном играют: Уолтэр Блэндинг (Blanding) – сопрано и тенор саксофоны; Дэн Ниммэри– рояль; Карлос Хэнрикез - контрабас и Али Джэксон – ударные. Отрывки поэм и композиций выложены на персональном сайте Марсалиса для прослушивания.
И еще одно сообщение: В знаменитой нью-йоркской церкви джазменов, церкви Святого Петра, в прошлое воскресенье стартовал фестиваль ("Prez Fest 2009"), целиком посвященный пианисту, аранжировщику и композитору Билли Стрейхорну, этому альтер-эго Дюка Эллингтона. Его самые знаменитые композиции, это "Chelsea Bridge", "Take the "A" Train" и "Lush Life"…
В это воскресенье в церкви состоялся концерт из произведений композитора с участием Рэнди Уестона Билли Тэйлора, Рона, Дариуса деХааса, квартета Алана Фёрбера и оркестра – «The Ellington Legacy Band». Дэйвид Хайду, автор биографии Билли Стрейхорна "Lush Life", «Роскошная Жизнь», выступил с докладом о творчестве пианиста-композитора.
И последнее: парижский «Джаз-магазин» вышел с двумя досье, первое посвящено «Городу-музыки «Новому-Орлеану», второе досье – Монку, «Монк-человек оркестр».
Ca tombe bien, как говорят французы, Монк попадает в точку, потому, что его композиция «Hackensack» была самой известной из четырех, посвященных Руди. Название ее напрямую говорило об адресе первой домашней студии звукозаписи Гельдера в Нью-Джёрзи …
Hackensack
ДС: Хакенсак….Теллониус Монк – рояль, Чарли Раус – тенор саксофон, Ларри Гайлс – контрабасс и Френки Данлоп – ударные, 14 ноября 66 года – Блю Ноут. Эта композиция Монка посвящена непосредственно самому Руди ван Гельдеру. …
ДС: - В детстве вам не рассказывали о том, как играли, маршируя, первые оркестры Нового Орлеана? Вы ничего не знаете о том, что белые музыканты, а не черные впервые появились на музыкальной сцене с этим новым жанром – джаз? Как насчет чикагской школы? Или канзазской? Чем отличается джаз Восточного и Западного побережий США? И почему вне США так мало настоящего оригинального крутого джаза? Обо всем этом вы узнаете, слушая «Время Джаза». У микрофона в Париже – ваш ДС…
«Меня часто спрашивают КАК мне удалось создать идеальный звук, что я для этого сделал, что придумал? Запись звука это всего лишь один из этапов создания диска. Звуковая дорожка фильма, музыка для рекламного ролика или же квартет - все требуют совершенно специфического подхода. В целом, я всегда пытался воспроизвести атмосферу самого сеанса звукозаписи в моей студии. Разница всегда налицо, все зависит от присутствующих. Это трудно описать. Чтобы это понять нужно присутствовать на записи.
В начале 60-х я начал записывать классические ансамбли – стерео. Я уговорил Альфреда Лайона попробовать записываться стерео, в этом было много нового. Он согласился, но мы делали параллельно и привычную запись в моно. Джазменам был по душе этот формат. Вот почему пластинки иногда выходили моно, а иного стерео, или же – в двух форматах.
Я старался следовать образцам красоты (звука) заказчиков. У некоторых продюсеров были весьма конкретные и точные требования. В первую очередь – у Альфреда Лайона»!
Отрывок из интервью с Руди ван Гельдером…
Mamacita
ДС: - Mamacita – Мамасита, пьеска трубача Дональда Бёрда. Компакт, уже компакт, вышедший на «Блю Ноут» в 2006 году, бывший винилом в 1964-м…. Диск Кенни Дорхэма «Trompeta Toccata» с Дорхэмом на трубе; Джо Хэндерсоном – на теноре; Томми Флэнэганом – за роялем; Ричардом Дэйвисом – на контрабасе и Албэртом Хисом – на ударных.
И вот тут-то мы переносимся из 60-х в современность, потому что Руди ван Гельдер до сих пор в строю и занимается реставрацией старых записей, ремастерингом. Так этот винил из аналоговой записи был оцифрован Гельдером в компакт с резолюцией, разрешением, в 24 бита. А это уже совсем иной звук. Руди приступил к ремастирингу коллекции записей «Блю Ноут» в 1999 году и с тех пор, практически каждый месяц, он выпускает новый компакт в 24 бита. Скажу, что знаменитая своими техническими качествами американская фирма «AкустТек» движется в обратном направлении и выпускает реставрированные диски «Блю Ноут» - на виниле!
Что волнует нынче Руди, так это тот факт, что Альфред Лайон не выпустил, оставил а архиве фирмы от 200 до 100 дисков. У Лайона были слишком высокие требования и он до самого конца отправлял на музыкальный рынок лишь записи, в которых не сомневался ни на йоту. Но часть записей он просто не успел выпустить. Когда видишь, что менее требовательные фирмы и продюсеры выпускают нынче подряд все, что когда либо проглотили их микрофоны, включая записи, от которых отказались сами музыканты, понимаешь, что «Блю Ноут» с ее отказом от коммерческого подхода к искусству, была уникальной фирмой…
Blue in Maude's Flat
ДС: - Blue in Maude's Flat, Гранта Грина, его же гитара. Юзэф Латиф – тенор-саксофон; Джэк МакДафф – орган и Эл Хиэрууд – ударные. 1 августа 1961 года….
Вот и все на сегодня. Не только я, но и вся редакция будет рада вашим письма и имейлам. Ваше мнение всегда для нас ценно.
Некоторые не смогли найти страничку для комментариев на нашем сайте. Объясняю: на сайте svobodanews.ru в правом верхнем углу вы находите рубрику «Радиопередачи», открыв, спускайтесь вниз до встречи с фотокарточкой ДС. Щелкайте по ней, не стесняясь. Открывается колонка «Время джаза» и вот здесь нужно не прозевать момент истины и щелкнуть мышью по синей строчке «Ведущий Дмитрий Савицкий». Сбрасывайте туда любые чувства, заявки и пожелания. А так же вопросы типа, «я собираюсь в Париж с тремя детьми. Вы не против, если мы у вас остановимся?». Ответ с упреждением: против!
Но все равно пишите и – до следующей недели! Чао! Бай-Бай!