Ссылки для упрощенного доступа

Свежий ветер в Филармонии


Логотип музыкального фестиваля "Другое пространство"
Логотип музыкального фестиваля "Другое пространство"

В Москве открылся музыкальный фестиваль "Другое пространство". Это первый крупный проект Московской филармонии, посвященный современной музыке во всем многообразии ее проявлений.

Актуальное искусство обычно не допускается в академические залы, и организаторы фестиваля "Другое пространство" отчасти подчинились этому правилу. Вечерние концерты пройдут в Камерном зале Московской филармонии, а дневная часть программы – в помещении "Трюма Мейерхольда", бывшего двухъярусного буфета в фойе Концертного зала Чайковского. По замыслу авторов проекта, для новой музыки необходима и новая форма подачи: атмосфера в зале, оформление сцены, формирование программ.

Рассказывает автор идеи, композитор Олег Пойбердин: «Программа очень обширная, занимает три дня, шесть концертов нон-стоп, с четырех до одиннадцати часов вечера. Замечательные музыканты, которые занимаются современной музыкой, за эти три дня будут представлены на фестивале. "Московский ансамбль современной музыки", "Студия новой музыки", ансамбль Фонда "Про Арте", а к ним подтянулись молодые, такие, как "Квартет саксофонов Андрея Кравченко", Fandango, из Питера приезжает ансамбль фестиваля "Время музыки". Еще есть интересный ансамбль, руководитель его Алексей Шмурак из Киева, музыканты играют ультраавангардную музыку, по идеологии это похоже на "Московский ансамбль современной музыки". Для меня, не только как работника филармонии, но и как композитора, очень важно, что сейчас произошел поворот в сторону современного искусства, современной музыки и филармония, наконец, начинает этим заниматься. Такой "микрошаг" сделан. Филармония – это как бы музей музыкального искусства, которое определяется классикой – несколько композиторов, несколько произведений. Я не знаю, будет этот фестиваль продолжаться, возможно, он даст импульс новым проектам, связанным с современной музыкой".

Сомнения Олега Пойбердина по поводу будущего фестиваля легко понять: уже в нынешнем проекте музыканты участвуют практически бескорыстно.

Рассказывает директор Московского ансамбля современной музыки Виктория Коршунова:

- Идея – представить не просто те произведения, которые звучат, например, на фестивале "Московская осень", но дать новые произведения, дать дорогу эксперименту – это, я считаю, ноу-хау этого фестиваля. Очень здорово, что в каждом дне будет участвовать ведущий. Я буду модератором третьего дня всех концертов и в "Трюме Мейерхольда", и в Камерном зале. То есть моя задача – представить исполнителей, анонсировать исполняемые произведения, но еще – разговорить композиторов. Наша основная идея – композитор должен говорить, это поможет слушателю воспринять и полюбить современную музыку. Во всяком случае, в программе "Московского ансамбля современной музыки" – открытая репетиция. Мы это делаем для того, чтобы в любой момент можно было что-то объяснить, ответить на вопрос. Что касается современной музыки, 17-го марта в "Трюме Мейерхольда" будет звучать очень экстремальная музыка.

Опыт прямого взаимодействия с публикой, надо думать, будет полезен и музыкантам, и композиторам. Организаторы фестиваля надеются преодолеть традиционный барьер между сценой и зрительным залом. Композитор Марина Шмотова говорит: "Свежий ветер залетел в филармонию. Очень много композиторов, которых нужно знать, которые пишут замечательную музыку, которые пребывают в забвении. На фестивале слушатели узнают очень много новых имен. А то у нас действительно существуют буквально три имени, которые известны. А "Трюм Мейерхольда" – это другое музыкальное пространство".
XS
SM
MD
LG