Информационно-аналитический центр СОВА презентует сегодня в Москве два годовых доклада по событиям 2008 года: "Проблемы реализации свободы совести" и "Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства".
По словам директора центра СОВА Александра Верховского, доклады будут представлены одновременно, поскольку по сути они взаимосвязаны. Специалисты аналитического центра опасаются, что именно свобода совести будет в первую очередь подвергаться ограничению с использованием антиэкстремистского законодательства. "Недавно возобновившийся процесс Самодурова-Ерофеева и целый ряд других эпизодов показывают, что государство фактически преследует людей за богохульство под видом борьбы с экстремизмом", - сказал Александр Верховский в интервью Радио Свобода.
Опасения по поводу российского антиэкстремистского законодательства, в неточности формулировок которого таится возможность злоупотреблений, обсуждалась уже не раз. Но есть еще одна проблема - качество экспертизы, на основании которой суды делают выводы о виновности обвиняемых.
Директор программы "Права человека" Смольного института свободных искусств и наук Дмитрий Дубровский так описал ситуацию:
- Ученые гуманитарных и социальных наук либо обслуживают реальные заказы политической власти, либо - в меру своего представления о предмете - фактически своими экспертными заключениями "приговаривают" людей, "назначая" им статьи 282 и 280 Уголовного кодекса (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды и публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ). Мне представляется, что здесь действительно тонкая грань, но грань эта должна проходить по презумпции невиновности. Приведу пример. В Екатеринбурге пытаются возбудить уголовное дело против сайентологов, обвиняя их в религиозном экстремизме. Экстремизм заключается в том, что в их религиозной литературе много гневных текстов в адрес психиатров. Следователь берет такой текст и говорит: это разжигание социальной розни, ненависти и вражды по отношению к социальной группе, потому что психиатры - представители социальной группы. И делает вывод: значит, эта организация, церковь Рона Хаббарда, должна пострадать за разжигание социальной розни. Вот классический пример такого манипулятивного, совершенно безграничного определения, что такое рознь, и как можно использовать это определение против религиозных групп.
По словам директора центра СОВА Александра Верховского, доклады будут представлены одновременно, поскольку по сути они взаимосвязаны. Специалисты аналитического центра опасаются, что именно свобода совести будет в первую очередь подвергаться ограничению с использованием антиэкстремистского законодательства. "Недавно возобновившийся процесс Самодурова-Ерофеева и целый ряд других эпизодов показывают, что государство фактически преследует людей за богохульство под видом борьбы с экстремизмом", - сказал Александр Верховский в интервью Радио Свобода.
Опасения по поводу российского антиэкстремистского законодательства, в неточности формулировок которого таится возможность злоупотреблений, обсуждалась уже не раз. Но есть еще одна проблема - качество экспертизы, на основании которой суды делают выводы о виновности обвиняемых.
Директор программы "Права человека" Смольного института свободных искусств и наук Дмитрий Дубровский так описал ситуацию:
- Ученые гуманитарных и социальных наук либо обслуживают реальные заказы политической власти, либо - в меру своего представления о предмете - фактически своими экспертными заключениями "приговаривают" людей, "назначая" им статьи 282 и 280 Уголовного кодекса (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды и публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ). Мне представляется, что здесь действительно тонкая грань, но грань эта должна проходить по презумпции невиновности. Приведу пример. В Екатеринбурге пытаются возбудить уголовное дело против сайентологов, обвиняя их в религиозном экстремизме. Экстремизм заключается в том, что в их религиозной литературе много гневных текстов в адрес психиатров. Следователь берет такой текст и говорит: это разжигание социальной розни, ненависти и вражды по отношению к социальной группе, потому что психиатры - представители социальной группы. И делает вывод: значит, эта организация, церковь Рона Хаббарда, должна пострадать за разжигание социальной розни. Вот классический пример такого манипулятивного, совершенно безграничного определения, что такое рознь, и как можно использовать это определение против религиозных групп.