Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.
Андрей Шароградский : Глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммед Эль-Барадеи представляет в Совете Безопасности ООН доклад о текущем состоянии ядерной программы Ирана. Члены Совета Безопасности теперь, очевидно, будут вынуждены принять твердое решение - вводить или все-таки не вводить санкции против Тегерана, который отказывается выполнять требования международного сообщества. Некоторые российские эксперты считают, что в качестве посредника между международным сообществом, прежде всего, занимающим наиболее жесткую позицию, Вашингтоном и Тегераном могут выступить Москва или Баку. Слово моему коллеге, корреспонденту Радио Свобода в Москве Олегу Кусову.
Олег Кусов : Иранский режим демонстрирует свою несговорчивость. Вашингтону в создавшихся условиях придется решать иранскую проблему, если не сейчас, то в будущем. Говорит эксперт Информационно-аналитического Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Александр Караваев.
Александр Караваев : Надо говорить о том, что есть силы, которые "против", и есть силы, которые "за". Но вот, по всей вероятности, то крыло, которое "за", оно перевешивает. Вероятно, каким-то образом эта акция осуществится в виде точечных ударов по объектам. Насколько она вероятна, судить достаточно сложно - произойдет ли это в этом году, либо в следующем и произойдет ли в принципе. Дело в том, что в случае с Багдадом, например, первая война по законному поводу оккупации Кувейта состоялась в 1991 году. После этого прошло какое-то время, и опять к этому вопросу вернулись и вынуждены были завершить это дело до конца с ликвидацией режима Саддама Хусейна. Если Америка будет действовать на протяжении десятилетий в этой линии, то даже если сегодня эта война случится, то они вынуждены будут каким-то образом теократию Ирана закончить эти тему в Иране. Поэтому напряжение, может быть, будет и спадать, но оно никогда не уйдет никуда. Поэтому это будут вопросы не одного года.
Олег Кусов : Александр Караваев не исключает, что США намерены довести свои политические требования до иранского руководства через Баку. Российский политолог считает, что об этом сегодня могли вести речь в Вашингтоне президенты Джордж Буш и Ильхам Алиев.
Александр Караваев : Ильхам Алиев переговоры с Бушем ведет. Есть такая точка зрения, что могут использовать возможность для того, чтобы найти какой-нибудь дипломатический канал урегулирования этого вопроса, даже не урегулирование, а нахождение способа непосредственного общения. Потому что Азербайджан одна из таких благоприятных в плане дипломатических контактов с Тегераном страна, в отличие от Турции и Пакистана. Поэтому через Азербайджан это было бы удобно сделать.
Олег Кусов : По мнению заведующего отделом геополитики Института наосферных разработок Георгия Сиднявского, посреднический потенциал России в отношении Ирана не исчерпан.
Георгий Сиднявский : Россия предлагала обогащать на своей территории. Иран это тоже отверг. Надо как-то все-таки России активнее использовать свои особые отношения с Ираном - все-таки поднажать. Вплоть до того, что в крайнем варианте Россия своим ядерным оружием гарантирует безопасность Ирана в обмен на его полный отказ от своего. Эдакий двусторонний "план Баруха". В 1947 году по "плану Баруха" американцы отдают свои атомные бомбы ООН и отказываются от производства новых, если все остальные тоже откажутся и допустят международные инспекции проверить, что они ничего не делают. Вот такой двусторонний "план Баруха". В конце концов, Украина же согласилась отказаться от ядерного оружия после того, как Запад гарантировал ее границы. Вот теперь нечто подобное можно проделать между Россией и Ираном.