Комиссия по делам автомобильной промышленности при администрации президента США отклонила текущие планы по реформированию General Motors и Chrysler. Об условиях реструктуризации американского автопрома официально объявил лично президент США.
Барак Обама сказал, что недопустимо продолжать оправдывать несостоятельные решения и ставить выживание автоиндустрии в зависимость от бесконечного потока долларов американских налогоплательщиков. Администрация Джорджа Буша в конце прошлого года выделила General Motors и Chrysler 17 миллиардов долларов, обязав обе компании представить свои планы по реструктуризации кабинету следующего президента. Третий член большой дейтройтской тройки, Ford, от получения федеральных средств на предложенных условиях отказался.
Президент США констатировал, что ни GM, ни Chrysler так и не выработали комплекса достаточно радикальных корпоративных преобразований, способных оправдать необходимость дальнейшей полномасштабной материальной помощи им со стороны государства. По словам Обамы, для выживания компаний необходимы "болезненные уступки" со стороны кредиторов и профсоюзов.
Барак Обама также поднял вопрос о возможности проведения контролируемой процедуры банкротства обеих компаний для того, чтобы помочь им "быстро провести реструктуризацию и возродиться более сильными". Это как раз то, чего особенно опасаются руководители американской автоиндустрии и профсоюз рабочих автопромышленности — они считают, что процедура банкротства двух автогигантов чревата коллапсом всей отечественной промышленности.
Обама обозначил заметное ужесточение политики правительства по отношению к двум автопроизводителям. Белый дом, как известно, попросил бывшего генерального директора General Motors Рика Вагонера покинуть пост, а глава государства недвусмысленно предупредил о возможности прекращения государственной поддержки как обеим автокомпаниям, так и одной из них. У GM и его нового гендиректора есть два месяца, на протяжении которых Белый дом обещает помочь с оборотными средствами. За это время им необходимо разработать новый план реорганизации, способный удовлетворить администрацию.
Комментируя в эфире Радио Свобода решение об увольнении управляющего GM, политический обозреватель Национального общественного радио Фрэнк Лангфитт признал, что еще год назад подобное было невозможно себе представить, но, получив деньги налогоплательщиков, корпорация передала в Вашингтон все бразды правления. Но почему директора лишился только GM, но не Chrysler? "Рик Вагонер работает в корпорации 30 лет. Рекордный спад продаж автомобилей General Motors — не только его вина. Но компания за последние 4 года потеряла 80 миллиардов долларов, и управлял ей в это время именно Вагонер, — объясняет Лангфитт. — А Боб Норделли возглавил Chrysler всего около года назад, он человек новый. Обама прямо сказал, что это две разные корпорации, и должны быть два разных решения".
Традиционные критики администрации Барака Обамы сразу провозгласили, что отныне GM можно назвать "Государственные Моторс", поскольку правительство начало перестановки в руководстве концерна и диктует планы его реорганизации.
В то же время, ситуацию с Chrysler президент назвал более опасной и сообщил, что правительство дает корпорации 30 дней для решения всех вопросов по объединению ее с итальянской Fiat. "Если все пойдет гладко, — сказал Обама, — мы рассмотрим возможность дать Chrysler взаймы до 6 миллиардов долларов в помощь к достижению успеха".
Большая детройтская тройка автопроизводителей — General Motors, Chrysler и Ford — с наступлением рецессии в прошлом году потеряла свыше 400 тысяч рабочих мест, каждый 10-й житель штата Мичиган оказался без работы. Президент Обама предупредил, что для спасения автомобильных корпораций придётся принять ещё более болезненные меры.
Либеральные политики винят Белый дом в том, что он готов лишить работы десятки тысяч представителей среднего класса. Жесткость администрации особенно заметна на фоне ее готовности выложить сотни миллиардов долларов на спасение финансовой индустрии.
"Подход, действительно, кажется странным. Особенно если учесть, что он, скорее всего, приведет к банкротству GM и реорганизации корпорации в рамках законодательства о банкротстве, — отмечает американский экономист, председатель научного общества "Атлас" Эдвард Хаджингс. — Главными проигравшими окажутся члены профсоюзов, поддерживающих Барака Обаму. Ведь реорганизация, по большому счету, устраивается именно для того, чтобы освободить GM от непосильных обязательств по финансированию медицинского страхования бывших работников корпорации и других льгот для отставников и нынешних работников, число которых сильно сократится".
Вполне вероятно, что ради сохранения американской автоиндустрии в Белом доме готовы пойти на болезненные и непопулярные среди части электората, признает Хаджингс. Но, по его мнению, "трудно поверить, что созданные впопыхах планы по реорганизации автопроизводителей помогут им вернуться к прибыльности". "Детройт не мог справиться с проблемой качества своей продукции даже в лучшие времена. Он всегда делал деньги на больших автомобилях, у него нет опыта выпуска хороших малолитражек, а сейчас администрация может потребовать от Детройта создания экономичных машин, базирующихся на новейших технологиях, что потребует новых капиталовложений. Все это ставит GM в крайне невыгодное положение", — констатирует председатель научного общества "Атлас".
Решение Белого дома сместить управляющего GM вызвало у его бывших подчиненных внезапный прилив сочувствия — и это несмотря на то, что он получает двадцать миллионов долларов отступных. Детройтские газеты переполнены вопросами о том, почему головы летят в Дейтройте, а не на Уолл-стрит. На самом деле, головы летят и там. Но Белому дому в его попытках возродить экономику без поддержки финансовой индустрии не обойтись, тогда как Детройт давно утерял и экономический, и политический вес. По мнению политологов, избиратели вряд ли припомнят Бараку Обаме демонтаж "большой детройтской тройки".