Михаил Саакашвили, решивший продвигать в Европе запрещенное в России грузинское вино, начал со стран Балтии. Находясь накануне в Вильнюсе на саммите лидеров стран Балтийского и Черноморского бассейнов, где обсуждалось распространение демократии на востоке Европы, президент Грузии не скупился на рекламу. При большом стечении гостей и журналистов он самолично откупоривал бутылки и приглашал гостей оценить достоинства грузинских вин.
Признав, что после запрета России на ввоз винодельческой продукции его стране нужно время, чтобы отойти от психологического шока, Саакашвили надеется, что Европа ему поможет, а российские политические санкции послужат хорошей рекламой грузинскому вину в будущем.
«Сейчас нам этим эмбарго, конечно, нанесли непосредственный ущерб в этом году, но сделали большую рекламу. Мы очень надеемся выйти на литовский рынок, так же как на другие рынки Восточной Европы. На самом деле экономический ущерб намного меньше, чем инициаторы бойкота могли себе представить. Наши отношения имеют культурное, историческое, политическое, человеческое значение для нас. И в этом смысле литовцы нам здорово помогают», - сказал Саакашвили.
На шутливое предположение одного из журналистом о том, что винная российско-грузинская война, могла разгорелась из-за того, что президент Путин предпочитают водку, Саакашвили сказал, что нужно думать прежде всего о потребностях широких масс. По его словам, грузинские вина всегда были любимым напитком и российских царей, и генеральных секретарей, и президентов, а также российского народа.
«Я думаю, что все эти политические препятствия имеют временный характер. Но спасибо тем, кто создают эти препятствия, - они нам сделали рекламу. Мы будем работать лучше, мы будем рекламировать более агрессивно, и уже выходим на новые рынки. Мы помогаем нашим сельскохозяйственным труженикам, чтобы они работали лучше и гораздо больше винограда производили, улучшали сорта».
В России, рассказал президент Грузии, спрос на грузинские вина возрастал из года в год. На 2006 год у виноделов было в два раза больше экспортных заказов, чем в прошлом: «Мы смогли преодолеть и горбачевскую антиалкогольную кампанию, мы смогли преодолеть многочисленные захватчиков в Средние века, которые вырубали грузинские виноградники специально. Естественно, такой маленький, мелкий бойкот мы преодолеем уж точно».
В Литве, где о достоинствах грузинского вина шла речь на самом высоком уровне, все же полагают, что (даже отдавая должное его превосходным качествам) на современном европейском рынке этот продукт вряд ли поднимется выше седьмого пункта в десятке лидеров - несмотря на столь мощную президентскую кампанию.
Как заметил один из экспертов, только люди старшего поколения способны сейчас специально переключиться на грузинское вино из ностальгических чувств, вспоминая, как лет 30 назад приятно шло оно в компании с любимой девушкой. У молодежи же, то есть основной же части потребителей, эти воспоминания отсутствуют, и они больше предпочитают вина из дальнего зарубежья - испанские, чилийские, аргентинские. Во всяком случае, в Литве.