Министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили, который курирует «винный вопрос», заявил, что запрет на ввоз вина в Россию позволит Грузии постепенно перейти на «рынки более высокого уровня». Одновременно министр обороны посоветовал россиянам пить водопроводную воду вместо грузинского вина, сообщает РБК.
Вдохновленные хорошими результатами теста винной продукции, который был проведен во Франции, грузинские депутаты решили помочь виноделам попасть на другие рынки. В загранкомандировках парламентарии должны будут рекламировать грузинское вино. То есть иметь при себе пресс-релиз минсельхоза страны, в котором говориться, что, по заключению французских экспертов, грузинские вина не содержат пестицидов и других веществ, опасных для здоровья человека. Такое поручение депутатам дал в средине недели вице-спикер парламента Михаил Мачавариани, сообщают информагентства.
Под новыми рынками сбыта Тбилиси имеет в виду Западную и Восточную Европу, Америку, Китай и другие страны СНГ, например, Украину, где недавно стартовала рекламная компания под лозунгом «Покупайте прекрасное грузинское вино, запрещенное в России!».
Между тем, в начале недели официальный Тбилиси косвенно признал, что некоторые грузинские виноделы старались завоевать российский рынок при помощи суррогата. Однако сделал это в выражениях, потрясших российский МИД. Все тот же Ираклий Окруашвили заявил, что большинство грузинских виноделов способом так называемого «мухлежа» старались завоевать российский рынок и экспортировать то вино, которое не реализовалось в Европе, «так как в России продались бы даже, прошу прощения за это выражение, фекальные массы"». Высказывание министра, который таким образом попытался оценить российский рынок с точки зрения его низкого уровня, цитировали агентства и центральные российские телеканалы.
В средствах массовой информации самой Грузии, российское эмбарго тоже освещали всю прошлую и нынешнюю неделю. Газета «24 саати» считает, что «начатая в морозную зиму энергоблокада сменилась блокадой грузинского вина на российском рынке, за чем скоро последуют ограничения и в отношении грузинских минеральных вод». У журналистов не вызывает сомнения, что эмбарго – решение политическое, которое исходит из Кремля.
«Закрытие российского рынка, ясно, создаст серьезные проблемы грузинским компаниям и в целом грузинской экономике. Этот вопрос привязан как к потерянным для бюджета налогам, так и к сокращению рабочих мест, к банковским проблемам, поскольку взятые винными компаниями из банков ссуды достаточно солидны...», - цитирует издание Интернет-ресурс ИА REGNUM .
Однако журналисты отмечают, что грузинскому производителю гораздо легче завоевать рынок России, чем искать новые. «Если сбыт некачественной продукции на рынке Запада невозможен, то в России это удается, начиная с фальсифицированного вина и кончая бездарными грузинскими певцами нового поколения. А потому, многие грузинские производители вина устремились на российский рынок, и акцент был сделан не на международные стандарты и качество, а только лишь на количество…»
Запрет на поставки в Россию вин из Молдавии и Грузии действует с 27 марта. По информации главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, в грузинских и молдавских винах были обнаружены тяжелые металлы и пестициды. Аналогичное эмбарго было введено в декабре прошлого года на импорт из Грузии продукции растениводства. Теперь, в Грузии говорят, что ждут запрета и на импорт минеральной воды, после того, как в России были задержаны контрафактные партии «Боржоми» и «Набеглави».
Однако, сам Онищенко на этой неделе всего лишь порекомендовал главам территориальных управлений Роспотребнадзора провести проверку организаций, ввозящих минеральную воду из Грузии. При выявлении не соответствующих установленным требованиям минеральных вод из Грузии Онищенко предлагает выдавать предпринимателям предписания о прекращении реализации данной продукции и изъятии ее из оборота. Отчитаться региональные управления должны к 7 мая.
В то же время Онищенко заметил, что ситуация с реализацией минеральной воды «Боржоми» не безнадежна. По его словам, «Боржоми» - солидный бренд, «который неплохо работает в плане выявления фальсификата». Как сообщает «Интерфакс», представители фирмы обращались в Роспотребнадзор с предложениями провести совместные рейды по выявлению контрафакта.