Ссылки для упрощенного доступа

Депутат парламента Аян Хирши Али была фактически лишилась голландского подданства


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Софья Корниенко.



Андрей Шарый : Яркий нидерландский политик, депутат парламента, борец за права женщин и расовое равенство Аян Хирши Али сегодня была фактически лишена голландского подданства за то, что 14 лет назад, чтобы получить статус беженки, дала о себе ложные сведения. В понедельник Хирши Али объявила о своем решении покинуть Нидерланды и переехать работать в Соединенные Штаты. Из Амстердама передает корреспондент Радио Свобода Софья Корниенко.



Софья Корниенко : Такого развития событий не ожидал никто. Наверное, даже сама министр по иммиграции Рита Вердонк еще пару дней назад не ожидала, что отправит своей коллеге по правоцентристской фракции Ве-Ве-Де письмо, в котором получение Хирши Али девять лет назад нидерландского подданства будет обозначено как «незаконное». Со вторника Аян Хирши Али фактически лишена подданства. Скандал вокруг данных ей 14 лет назад ложных показаний воспламенился на прошлой неделе, когда в эфире популярной телевизионной передачи «Зембла» родственники Аян обвинили ее во лжи. Почему и пресса, и многие голландские политики придали такое значение этой истории именно сейчас, а не три года назад, когда Хирши Али впервые раскрыла свои карты, остается политической головоломкой.



Аян Хирши Али : То, что я, приехав в Нидерланды, дала ложные сведения о своем имени, дате рождения и обстоятельствах бегства из родной страны, я уже давно не скрывала. В первый раз я рассказала правду о себе еще в 2002 году в телевизионной передаче. С тех пор я много раз называла свою настоящую дату рождения и имя своего отца.



Софья Корниенко : Приехав в Нидерланды, Хирши Али, настоящее имя которой Хирши Маган, сочинила рассказ о том, как она, якобы, приехала прямиком из опаленной войной Сомали и утаила, что вот уже двенадцать лет как вместе со своей семьей в полном достатке жила в столице Кении Найроби, где ООН оплачивала ее образование как дочери сомалийского диссидента. Хирши Али знала, что, скажи она правду, ее обязательно вышлют из страны и статуса беженки ей не видать. И она пошла ва-банк. И выиграла, перехитрила тогда неповоротливую бюрократическую машину.



Аян Хирши Али : Заявления о том, что я присутствовала на своей свадьбе - абсолютная ложь. Из Канады приехал дальний родственник, спросил у моего отца, на которой из его пяти дочерей он мог бы жениться, мой отец указал на меня. Слова «нет» мой отец не принимал. По пути из Кении в Канаду, во время пересадки в Германии, я воспользовалась возможностью остаться в Европе, бежать в Голландию и просить здесь убежища. Вот и весь мой рассказ.



Софья Корниенко : По иронии политической игры, та самая партия, в ряды которой Хирши Али перешла из левой Партии Труда в 2002 году, так как увидела в ней заветный трамплин в парламент, теперь отказала Хирши Али в праве на голландский паспорт. В самой фракции Ве-Ве-Де - раскол. Многие ее члены убеждены, что Хирши Али была их сокровищем, их трофеем. Министр финансов Нидерландов от той же Партии Ве-Ве-Де Херрит Залм на пресс-конференции, прошедшей во вторник, был растерян.



Херрит Залм : Факты о фальсификации Аян информации известны уже три с половиной года. Сначала министр Вердонк говорит, что Аян не стоит волноваться на этот счет. На следующий день министр говорит, что все же начнет расследование. А еще через день оказывается, что решение принято, и все бюрократические процедуры пройдены. Скорость исполнения впечатляет. Если наша Служба по иммиграции и натурализации так быстро будет рассматривать и все остальные дела, мы скоро избавимся от злополучной волокиты.



Аян Хирши Али : Тяжело жить под постоянными угрозами, под круглосуточной охраной полиции. Тяжело, но не невозможно. Это стало невозможным теперь, когда министр вынесла свое решение по вопросу моего нидерландского подданства.



Софья Корниенко : Сама Хирши Али не желает становиться жертвой. Она давно уже делает международную карьеру, издает за рубежом книги. Журнал «Тайм» назвал ее имя в числе ста самых влиятельных людей мира, а недавно ее кандидатуру даже выдвигали на соискание Нобелевской премии. Аналитики предполагают, что Нидерланды все равно рано или поздно оказались бы слишком невосприимчивы к ее идее о несовместимости ислама и правового либерального государства, слишком малы для ее амбиций.


О своем решении покинуть эту миниатюрную сцену и выйти на международную политическую арену она размышляла уже давно, и на прошлой неделе подписала контракт с вашингтонским American Enterprise Institute ( AEI ) - ультраконсервативным мозговым центром, услугами которого напрямую пользуется президент США Джордж Буш.



Аян Хирши Али : На прошлой неделе опять начали обсуждать, как меня зовут. Кто я на самом деле? Теперь вы знаете мое имя. Я - Аян, дочь Хирши, сына Магана. Сегодня я сложила свой партийный билет. Я покидаю Нидерланды. Вновь я пакую чемоданы, с грустью, но и с облегчением. И еду дальше.



Вопрос из зала : На ваш взгляд, Рита Вердонк таким образом начала свою предвыборную борьбу за кресло лидера фракции?



Аян Хирши Али : Надеюсь, что нет. Это было бы слишком цинично.



Вопрос из зала : Госпожа Хирши Али, вы недавно сказали, что поддерживаете кандидатуру Риты Вердонк на место лидера фракции, что вы «от нее без ума». Так ли это до сих пор?



Аян Хирши Али : Я до сих пор без ума от Риты.



Вопрос из зала : Можно ли утверждать, что вы так же «без ума» от Джорджа Буша и его политики, особенно политики на Ближнем Востоке?



Софья Корниенко : Вопрос остался без ответа. Вчера Хирши Али наняла адвокатов.


Пока не ясно, каким образом, принимая во внимание ее теперешний статус и потерю гражданства, ей удастся начать работать в США. Но до сих пор, все в ее жизни удавалось.


XS
SM
MD
LG